Фильм-эмоция Дюнкерк: шедевр или разочарование?

Алина Любимова 2017 M07 24
951
2
15
0

Фильм-сенсация, ставший лидером проката в России, США и Британии. Безупречная работа в режиссуре Нолана, которую оценит далеко не каждый. Если вы решаете, смотреть или не смотреть, то этот пост для вас.

20 июля в казахстанский прокат вышел фильм американского и британского кинорежиссера Кристофера Нолана "Дюнкерк". "Дюнкерк" стал юбилейным десятым полнометражным фильма режиссера, а также его первой работой в жанре военно-исторической драмы. На сегодняшний день фильм стал лидером российского, британского и американского проката. Конечно, как это часто бывает, зрители тут же разделились на два лагеря: кому-то фильм показался откровенно скучным, а кто-то считает, что "Дюнкерк" - это шедевр. Одно могу сказать точно, фильм никого не оставит равнодушным и каждый получит свою пищу для размышлений. Конечно, такое кино далеко не для всех. Скорее, для ярых фанатов Нолана или поклонников военной драмы. Однако, этот фильм все же заслуживает отдельного внимания и поэтому сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Если вы хотите узнать, к какому лагерю отношусь я (и отношусь ли вообще) и какую оценку ставлю фильму, читайте до конца. Я постаралась написать без спойлеров, поэтому если вы все еще решаете пойти или не пойти на "Дюнкерк", этот пост вам поможет определиться.

 

О режиссере

Начну с того, что Кристофер Нолан сам написал сценарий к этому фильму, а также взял в команду проверенных людей, с которыми уже сотрудничал. Среди них оказались актеры Том Харди и Киллиан Мерфи, композитор Ханс Циммер и оператор Хойте Ван Хойтема.

Бюджет фильма составил 150 миллионов долларов. За свою работу Кристофер Нолан получил 20 миллионов долларов плюс 20% от кассовых сборов в мировом прокате (!). Тем самым Нолан вошел в список самых высокооплачиваемых режиссеров-постановщиков мира. Для сравнения, ранее настолько высокие гонорары получали только самые топовые режиссеры (чаще всего, оскароносные) как, например, Питер Джексон.

Сюжет

Сюжет фильма повествует о масштабной эвакуации союзных войск, которые оказались в котле после Дюнкеркской битвы в 1940 году. В ходе Французской кампании войска третьего рейха окружили и прижали к морю около 400 тысяч солдат союзных войск. Британским руководством было принято решение организовать эвакуацию солдат через пролив, вследствие чего были мобилизованы военные, торговые и гражданские суда. Операция позволила спасти 338 тысяч британских, французских и бельгийских солдат, которые впоследствии стали основой войск союзников. Именно эта часть истории Второй мировой войны и легла в основу фильма Кристофера Нолана и, на мой взгляд, режиссеру неплохо удалось воссоздать события тех дней, причем очень реалистично и достоверно.

"Дюнкерк" - это действительно военно-исторический триллер и художественному вымыслу там отводится самый минимум, который, пожалуй, и проводит своеобразную грань между документальным и художественным кино. Поэтому будьте готовы к тому, что сюжета в этом фильме, как такого, просто нет.

Возможно, для кого-то это прозвучит дико, но во многом концепция постановки "Дюнкерк" напоминает российский фильм "28 панфиловцев". Оба фильма кратко обрисовывают ситуацию и практически с ходу бросают вас в самую гущу событий. Все просто: вот - наши, вон - противник, прямо сейчас - война. Именно поэтому в подобных фильмах нет стандартных главных героев, которые попали в передрягу, здесь нет капитана Джона Миллера, который спасет конкретного рядового Райана, и вообще, нет ничего, что мы привыкли видеть в обычных триллерах. В "Дюнкерк" вы увидите суровые реалии войны с трех ракурсов: земли, воды и воздуха. Также фильм не расскажет вам о какой-то философии героев, здесь нет "розовых" налетов воспоминаний солдат о любящей жене и нежных детях. Да что там говорить, у большинства героев даже имен нет, а если у кого-то есть, то, наверное, вы и их даже не запомните. И не обязательно, ведь в данном фильме все персонажи - это некий собирательный образ сотен тысяч людей, которые 77 лет назад оказались в страшной и жестокой "мясорубке", поэтому вряд ли вы сможете здесь найти героя по вкусу и сопереживать ему в течение всего фильма, как мы обычно это делаем. Вместо этого, Кристофер Нолан сделает вас непосредственным участником событий.

В фильме Нолан не заостряет внимания на традиционной драме, а дает возможность с головой окунуться в исторические события прошлых лет, которые завернуты в красивую и очень реалистичную визуальную оболочку и, при этом, фильм без всякой фальши, пафоса, патриотизма и наигранности, показывает суровые военные дни.

"Дюнкерк" - не только о войне

Кстати, в фильме показана не только одна сторона войны, как многие пишут в отзывах (на Kinopoisk, например). Также, недавно на Yvision я заметила несколько рецензий блогеров, которые посчитали фильм бессмысленным, как, в принципе, многие из тех, кто уже видел "Дюнкерк" и отзывы которых я читала. И, если честно, я в шоке от таких людей. Иногда мне кажется, что такие люди страдают СПГС - синдромом поиска глубинного смысла. Оно и понятно. Многие люди настолько привыкли к тому, что им все разжевывают и то кино, которое построено на эмоциях и образах они уже не могут воспринимать и, тем более, понимать. Друзья, здесь присутствует не только война. Может вы не на тот сеанс попали? Дверь на "Нового Человека-паука" была чуть раньше =) Там все просто.

В "Дюнкерк" Нолан проведет вас через целый ряд исторических событий, которые реально случились и которые мир пережил много лет назад. С помощью собирательных образов режиссер продемонстрирует вам человеческую сущность перед лицом смерти.

Например, в сюжетной линии двух солдат, британца и француза, это - желание выжить. На первый взгляд, кажется банальным хотеть выжить в войне. Однако, все не так просто. Молодые ребята пытаются спастись и при этом, не хотят никому навредить, в отличие от других союзных "животных", которым лишь бы свою шкуру спасти. Нолан отлично это раскрывает через эпизод, где группа военных сидит в каком-то судне на мели и ждет прилива. Свои же британцы ведут себя как скот. Обратите на это внимание.

В другой линии, где отец и сын с другой на небольшой лодке вляпываются в самую "мясорубку", нам демонстрируется самопожертвование и человечность. Люди, которые могли убежать, поджав хвост, взяли и рискнули своей жизнью ради других.

Ну а самая яркая история, пожалуй, про пилотов, где подчеркнута отвага и самоотверженность. Летчики хладнокровно выполняют свою работу до последнего. До последнего. Ровно как и адмирал на пирсе.

Хотелось бы подробнее рассказать об этих сюжетных линиях, но тогда будут спойлеры.

Еще, сцена, которая действительно заставляет задуматься, это заключительный эпизод с Томом Харди, которая, возможно, и у вас вызвала или вызовет кучу вопросов. Но, скорее всего, это - такая задумка режиссера, чтобы даже самый недалекий зритель понял посыл фильма.

Достоинства фильма

Ну, во-первых, к числу весомых плюсов можно отнести режиссуру, визуальный ряд и атмосферу фильма. Не смотря на то, что повествование напоминает документальную хронику, чем художественный сюжет, лента достаточно крепко захватывает внимание. Можно сказать, что в очередной раз Кристофер Нолан во всей красе показал свой бесспорный талант режиссера-постановщика. Согласитесь, Нолан умеет изображать войну без пафоса и глянца, отдавая предпочтение суровой реалистичности. Многие сцены вызывают чувство ужаса и безысходности, заставляя хвататься за подлокотники и вжиматься в кресло и все это, заметьте, без кадров расчлененки и почти без крови. Режиссер делает вас участниками событиями и поэтому уже после второй сцены начинаешь сопереживать героям.

Интересный факт: Наряду с Квентином Тарантино Кристофер Нолан является ярым адептом пленки и не любит использовать цифровую съемку, не смотря на ее удобство. В "Дюнкерк" режиссер пошел еще дальше и ограничил использование компьютерной графики, поэтому вмонтировал пленочные камеры IMAX в самолеты, лишь бы снимать на пленку, хотя эти камеры - очень тяжелые и громоздкие.

Во-вторых,чтобы кадры смотрелись реалистично, к аутентичным графическим местам добавилась масштабная мобилизация техники и людская смекалка. В ходе съемок использовались настоящие корабли, в том числе и боевые эсминцы, настоящие самолеты, автомобили и орудия. Полторы тысячи статистов изображали солдат на берегу пролива, но для имитации огромной армии в 400 тысяч человек, этого было, конечно, не достаточно. Поэтому специалисты по реквизиту заготовили картонные контуры людей и машин. Они помещались как можно дальше от камеры и так создавали иллюзию многочисленных войск.

Был также воссоздан длинный пирс-волнорез, с которого солдаты распределялись по судам. В одном из интервью Нолан рассказывал о том, как было трудно следовать расписанию съемок, потому что прилив был настолько быстрый, что вода могла подняться до 5 метров в высоту и поэтому место съемок очень часто уходило под воду, а все детали в кадре было сложно удерживать во внимании.

И здесь хотелось бы ответить тем, кто высказывался о том, что "Дюнкерк" - худший фильм Нолан. Как вообще можно сравнивать военно-исторический фильм, основанный на реальных событиях, с фантастикой вроде "Начало", "Престиж", "Интерстеллар"? Свою работу в рамках жанра и подачи истории Нолан проделал не хуже, чем в своих предыдущих фильмах, да и во многом проявил индивидуальность и нестандартный подход. А для справки, самый худший фильм Нолана - это Темный Рыцарь 3, вообще-то, а здесь он даже избежал умудрился избежать многих клишейных моментов.

Безусловным плюсом можно отметить операторскую работу Хонте Ван Хонтема и его леденящую цветовую гамму. Это вызывает желание всматриваться в каждый отдельный кадр. Решение использовать естественное освещение тоже только усиливает впечатление. Происходящее кажется еще более реалистичным.

Ну и конечно, стоит отметить божественного композитора Ханса Циммера. Непрерывный замес в сочетании с тревожной музыкой Циммера буквально постоянно держит зрителя в напряжении и поддерживает чувство опасности. Ханс Циммер - это вообще просто невероятный композитор. Почти каждый саундтрек его авторства запоминается на всю жизнь. Серьезно, Циммер сделал просто половину этого фильма своей музыкой. Напряженный грохот духовых и струнных партий вперемешку с тиканьем секундомера присутствуют в каждой второй сцене, так что к концу фильма вы просто растворитесь в этой вакханалии и даже не будете вдаваться в диалоги.

За весь фильм вы не увидите практически ни одного немца, не увидите врага, но услышите. И как сказал сам Нолан, зритель должен прочувствовать весь ужас именно звуком: выстрелами, взрывами, звука пролетающими над головой истребителями в духе Хичхока. Кристофер Нолан считал, что это будет самым убедительным воплощением того ужаса, который испытали люди. Так что, уверена, что все номинации Оскар по части звука фильм получит стопроцентно. Работа проделана титаническая.

Актерская игра

По этой части вообще никаких вопросов нет. Основные роли в фильме исполнили Марк Райлэнс, Киллиан Мерфи, Том Харди и Кен Уайтхэд. Все они играют участников одной заварушки, которые находятся в разных физических состояниях и ставят перед собой разные цели. Но выделить кого-то из актеров - сложно. Со своими ролями все справились замечательно. Никто не перегибает, не халтурит и не контрастирует с жестким антуражем Второй мировой войны. И это - главное.

Словом, "Дюнкерк" - это очень специфическая и дорогая кинореконструкция реальной военной операции с потрясающим визуальным рядом, историческим  вместо художественного сюжета, пробирающие до костей атмосферой и собирательными образами вместо персонажей. "Дюнкерк" - это фильм-ощущение, фильм-эмоция. Это - история о том, как люди пытались выжить, как люди жертвовали собой и своими интересами ради большинства. Это - фильм с эффектом присутствия, после которого вы устанете, потому что от начала и до конца Нолан намеренно не даст вам возможности передохнуть. Он будет показывать вам ад на земле, будет тыкать лицом в человеческую сущность и кричать вам в ухо, что война - это ужасно, и все это под оглушительные взрывы и неутихающий напряженный музыкальный ряд от Ханса Циммера.

Могу сказать, что пересматривать этот фильм я не буду никогда, потому что он - очень специфичный, очень авторский и безумно тяжелый. Не потрясающий, но и не ужасный, а просто специфический. Но "Дюнкерк" заслуживает вашего внимания хотя бы за то, что Нолан смог избежать клише, смог показать войну действительно страшно без крови и расчлененки и смог держать в жутком напряжении при условии, что мы практически не видим врага. Это - невероятно и уникально!

Фильм понравится далеко не всем, сразу говорю. Если вы идите на него, ожидая увидеть что-то вроде "Спасти рядового Райана", "По соображениям совести", "Перл Харбор", то вы стопроцентно будете очень разочарованы. И уж тем более это - далеко не детский блокбастер под попкорн. И думать забудьте. "Дюнкерк" - это авторское кино, больше похожее на "28 панфиловцев". Поэтому советую смотреть этот фильм настоящим фанатам творчества Кристофера Нолана и любителям истории, а также ценителям необычных документальных фильмов. Если же вам не интересна история и вы не любите фильмы про ужасы войны, то лучше не ходите. И уж тем более, данный фильм - вообще не подходит для свидания с девушкой в кино.

Моя оценка - 10 из 10 (за эффектность, реалистичность, достоверность, крутую режиссеру и незабываемый звук).

 

Расскажите, кто из вас уже ходил на "Дюнкерк"? Какие ваши впечатления?

 

С любовью,

Алина Любимова.

 
 
 
 
 
 
 

Оцените пост

15

Комментарии

1
Фильм действительно получился драматический, который дает задуматься о многом и пересмотреть по новому о Второй мировой войне, да и войне в целом. Фильм действительно силен еще раз повторюсь, а операторская работа и музыка просто шедевр.
Показать комментарии