Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
10:04, 01 июля 2017

Как развивается Алматы? Краткий экскурс в историю 10-летней давности

Летний период в Южной столице, судя по всему, не даст расслабиться жителям города. Массовые "раскопки" центральных улиц и прочие "ремонты" создали кучу неудобств и пешеходам, и автомобилистам, и велосипедистам, и общественному транспорту. Почему? Потому что в городе полным ходом идёт реализация программы по созданию и благоустройству пешеходных зон.

Но сейчас речь пойдёт не об этом. В предыдущем посте я восстановил фоторепортаж о сносе трибуны на площади Республики, некогда опубликованный на сайте газеты "Деловой Казахстан", в которой я тогда работал. Все эти фоторепы к сожалению не доступны на сайте газеты.

В моих архивах осталось ещё несколько любопытных фото-материалов, которые могут быть интересны сегодня, как мне кажется. Любопытно будет сравнить, что говорили 10 лет назад о будущем (т.е. о нашем настоящем), и что было сделано, что не получилось, а что предпочли забыть?

В общем, расскажу я вам о том, как реализовывалась программа развития Алматы в 2007 году. Текущую программу развития "Алматы - 2020" можно скачать здесь. Для сравнения и не только.

Итак, 24 апреля 2007 года в городском акимате города Алматы премьер-министр Казахстана Карим Масимов провел совещание по вопросам реализации генерального плана развития южной столицы на период до 2020 года. Кстати, план был утвержден в 2002 году. (Далее текст с сокращениями Фатимы Кузубаевой, газета "Деловой Казахстан", №63 от 04.05.2007, фото Кайрата Конуспаева. Жирным выделены мои примечания.)

В рамках совещания аким города Имангали Тасмагамбетов презентовал правительственной делегации макет генерального плана Алматы, план-регламент застройки функциональных зон, акцентируя внимание на основных составляющих этих документов, в частности на развитии энергетической и транспортной инфраструктуры, мероприятиях по оздоровлению экологической ситуации, реализации госпрограммы развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. В ходе презентации премьер-министр делал свои замечания, вносил в протокол поручения соответствующим министерствам.

Blog post imageBlog post imageBlog post image

По словам Имангали Тасмагамбетова, в основу обновленного в 2005 году генплана заложены принципы дальнейшего развития: полицентричность, комплексность, создание благоприятной, безопасной и социально комфортной жизненной среды.

(А теперь посмотрим, что написано в текущей программе:

Программа развития «Алматы-2020» охватывает все основные направления развития города, в том числе экономику, социальную сферу, общественную безопасность и правопорядок, инфраструктуру, экологию и земельные ресурсы, государственные услуги и сформирована с учетом 7 приоритетов:

1. Комфортный город;
2. Безопасный город;
3. Социально-ориентированный город;
4. Экономически устойчивый город;
5. Город для бизнеса и частного капитала;
6. Интегрированный город;
7. Город активных граждан.

Безопасный город? В 2013 году Южная столица лидировала по количеству зарегистрированных преступлений, в мире Алматы по уровню преступности на 247 месте, что означает "умеренный уровень преступности". Комфорт и благоприятная среда? 10 лет назад хоть деревья активно не вырубали. Хотя и велодорожек не было тоже.)

Жилой фонд
Согласно генплану жилой фонд города составляет около 20 млн. кв.м, тогда как дефицит жилищного фонда составляет более 20 млн. кв.м. Жилой фонд включает 7 тыс. многоэтажных зданий и более 90 тыс. ветхих и аварийных домостроений. Восполнения существующего дефицита, считает Имангали Тасмагамбетов, можно добиться за счет сноса старых аварийных зданий и домостроений. Сегодня на каждого жителя приходится 18 кв. метров жилья, эту цифру необходимо поднять до 25 кв. метров. (По свежим данным сайта "Крыша" у нас в городе обеспеченность жильём составляет 27 кв.м, что на 3 кв.м меньше, чем по рекомендуемому стандарту по обеспеченности граждан жильём: на человека должно приходиться 30 кв.м.)

Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение средней обеспеченности жильем в среднем 22 кв.м на 1 человека, с увеличением всего жилищного фонда города до 27,5 млн.м (в 2013г. объём жилого фонда составил 36,9 млн кв.м - строят у нас полным ходом!). Строительство будет осуществляться как на свободных территориях - 1,1 тыс. га (2,42 млн кв.м общ. пл.), так и на реконструируемых территориях за счет сноса ветхого жилья и уплотнения существующей застройки - 1,8 тыс. га (5,27 млн кв.м общ. пл.) Доля индивидуального жилищного строительства составляет за весь период 37% от общего объема строительства жилья. (Ну что можно сказать - такого добра у нас понастроили вдоволь за 10-15 лет.)

Blog post imageBlog post imageBlog post image

Муниципальный жилищный фонд города станет одним из важнейших элементов формирующегося рынка жилья. Строительство муниципального жилья для социально защищаемых и приравненных к ним слоев населения должно составлять, по опыту экономически развитых стран, порядка 20-25% от общего объема строительства. Объем нового муниципального жилищного строительства составит 1,9 млн кв.м от общей площади ввода жилья, предусмотренного к строительству до 2020 года, или в среднем 90 тыс. кв.м в год (По данным портала Kapital.kz "в Алматы за последние 11 лет доступным жильем были обеспечены более 18,5 тысячи семей. В рамках госпрограмм жилищного строительства в мегаполисе возведено 444 жилых дома (на 121,1 млрд тенге)." По ходу, именно так должно выглядеть социальное жилье согласно плану 2007 года - см. фото ниже. Шутка.).

Blog post imageBlog post image Blog post image

План застройки условно разбивает город на 5 функциональных зон (в новой программе об этом ни слова. Что, уже разбили?), каждая из которых имеет свой план-регламент застройки, где учтены все технические, экономические, экологические и социальные параметры.

Новое жилищное строительство в генеральном плане предусматривается вести как в многоэтажном, так и в малоэтажном исполнении (да ладно? Хотя, если мы говорим про коттеджи - тогда всё правда). Многоэтажное строительство традиционно продолжается в западном направлении на территориях между пр. Райымбека и ул. Толе би, широкой полосой вдоль пр. Абая, кроме того, в южной части города в жилых массивах «Самал» и за счет выборочной реконструкции в центральной части города (а вот это ближе к истине. Судя по плану, в Алмате хотели построить нечто вроде дома министерств - см. фото ниже).

Blog post imageBlog post imageBlog post image

Энергокомплекс Алматы
Эффективной реализации генерального плана препятствует несколько моментов. Это проблемы, напрямую обусловленные состоянием энергетического комплекса Алматы, износ основных фондов предприятий которого составляет до 90%. Только в зоне АПК резервы тепловой мощности будут исчерпаны к отопительному сезону 2007-2008 годов. При этом прогнозируемый дефицит тепловой энергии к 2010 году составит 640 Гкал/час. Для его ликвидации необходимы реконструкция, модернизация и расширение ТЭЦ-1,2,3 с общим объемом финансирования 146,8 млрд. тенге, из которых в 2007 году предусмотрено 15 млрд. тенге; техническое перевооружение и новое строительство объектов Алматинской РЭК в размере 27 млрд. тенге, из них в 2007 году - 2 млрд. тенге; строительство соединительной тепломагистрали ТЭЦ-2 - ТЭЦ-1 с насосной станцией стоимостью 11,7 млрд. тенге, что даст возможность дополнительно создавать 400 Гкал/час тепла (ввели в эксплуатацию в 2010 году).

...Всего же до 2020 года инвестиционная потребность энергокомплекса Алматы составит 659 млрд. тенге.

В энергообеспечении Алматы первоочередными задачами также являются реконструкция и строительство 26 подстанций на 110 кВ, сооружение 2 подстанций на 220 кВ, что позволит осуществить надежную схему внешнего электроснабжения города с созданием кольца по сетям 220 кВ. Суммарные затраты на развитие электроснабжения города Алматы в 2007 году предусматриваются в размере 16,6 млрд. тенге.

Для обеспечения стабильного газоснабжения требуется строительство обводного участка магистрального газопровода Тараз - Алматы для снижения зависимости от транзита газа по территории Кыргызстана (чем закончилось, ни слова не нашел в СМИ); перенос ГРС №2 Алматы и газопровода за существующую границу города с созданием «газового кольца»; увеличение объемов существующего подземного газохранилища Акыр Тобе; строительство газопровода из Западного Казахстана на юг страны.

Планируемая сумма капиталовложений на объекты энергокомплекса на этот год составляет 43 млрд. тенге, из которых 9 млрд. тенге - из республиканского бюджета. Вместе с тем на совещании отмечалось, что городу необходима дополнительная финансовая поддержка в размере 19 млрд. тенге уже в 2007 году.

Улично-дорожная сеть Алматы
Следующим элементом урбанизированного каркаса города является система транспортных магистралей. Генеральный план предусматривает развитие и совершенствование транспортной структуры города путем создания в дополнение к существующим новых меридианальных и широтных магистралей, объездных автомобильных дорог, сети сервисного обслуживания транспортных средств, строительство транспортных развязок, путепроводов, эстакад и т.д. В основу развития улично-дорожной сети положено создание единой системы скоростных городских дорог и магистралей городского значения с дифференциацией последних на магистрали непрерывного и регулируемого движения.

Изоляцию городских территорий от внешних транзитных потоков обеспечивает Большая алматинская кольцевая автодорога (БАКАД), огибающая город большим полукольцом от Талгарского тракта - на востоке, до ул. Жандосова на западе.

В целях улучшения состояния атмосферы города генеральным планом предлагается совершенствование улично-дорожной сети, ввод метрополитена, увеличение доли электротранспорта, развитие сети автосервиса и т.д.

В настоящее время в городе имеется более 2000 км дорог, 80% протяженности которых не отвечает современным реалиям города. Помимо улучшения качества дорог важнейшей задачей является создание скоростного малого транспортного кольца, соединяющего ряд основных магистральных дорог города. Именно этой цели подчинены действия акимата города в плане развития транспортной инфраструктуры. В городе уже существует 2 транспортные развязки, в текущем году будет построено еще 12 рязвязок. В мае планируются к сдаче транспортные развязки Рыскулова - Кудерина, Аль-Фараби - Есентай, Аль-Фараби - Тимирязева - Сейфуллина. В сентябре - транспортная развязка Рыскулова - Бокейханова. В ноябре - Саина - Шаляпина, Саина - Абая, Саина - Жандосова, Аль-Фараби - Фурманова. Логическим завершением ряда транспортных развязок станет строительство Восточной объездной дороги протяженностью 10 км , которая замкнет кольцо, начиная от Аль-Фараби, заканчивая Кульджинской трассой. После ввода в эксплуатацию она дополнительно будет пропускать до 100 тыс. автомобилей в сутки. (Вывод напрашивается такой: 10 лет назад Алматы был городом для автомобилистов и их железных коней. Сегодня повестка дня поменялась.)

Аэропорт
Об аэропорте напишу отдельно. Там тоже был целый фоторепортаж.

Основные направления сохранения и развития территории природного комплекса
Природный комплекс Алматы представляет собой совокупность территорий с преобладанием растительности и водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции и формирующих природно-ландшафтный каркас города. К территориям природного комплекса относятся: природные территории - лесные и лесопарковые массивы (роща Баума), естественные незастроенные долины рек и ручьев; озелененные территории - парки, сады, бульвары и скверы, памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры, а также озелененные территории жилой застройки, объектов общественного, производственного и коммунального назначения; резервные территории - территории, зарезервированные для восстановления нарушенных и воссоздания утраченных природных территорий, для организации новых озелененных территорий.

Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса предусматривают увеличение площади территорий природного комплекса с 4 до 14,2 тыс. га. (А сколько сейчас? Я вот быстро найти актуальную информацию не смог. Но если вместо доброго старого "Компота" хотят построить таких вот бетонно-стеклянных монстров, то я что-то сомневаюсь насчёт прироста природных зон, хотя "Компот" тоже к такой зоне отнести нельзя, но тем не менее...)

Blog post imageBlog post imageBlog post image

Неукоснительное и активное выполнение генерального плана существенно повлияет на решение стратегических задач, поставленных главой государства, которые дадут новый импульс стабильному экономическому развитию региона.

Во-первых, реализация генплана будет способствовать становлению Алматы как регионального финансового центра, привлечение крупных инвесторов возможно только в современный город с развитой инфраструктурой, с комфортными условиями и для работы, и для проживания.

Во-вторых, инновационное перевооружение города, создание производств на основе вложения капитала в наукоемкие и передовые технологии также возможны в условиях городской среды, отвечающей мировым стандартам качества. (При этом, согласно Программе развития "Алматы - 2020" в 2015 году 30,3 видимо млрд тенге было инвестировано в основной капитал по операциям с недвижимым имуществом и только 21 млрд - в промышленность.)

Blog post image

В-третьих, развитая гостиничная и досуговая сеть будет способствовать привлечению туристических потоков, которые напрямую связаны с модернизацией Медеу и Чимбулака, дальнейшим строительством горнолыжной базы в Талгаре (имеется в виду Ак-Булак?) и началом освоения спортивного комплекса «Кокжайляу» (sic!), что создает фундамент для возникновения целой индустрии туризма и спорта.

Таким образом, комплексная реализация генерального плана позволит не только существенно изменить облик Алматы, сделать его удобным и узнаваемым, но и придаст городу новую динамику экономического развития.

Вот такая была история в 2007 году. А что по-вашему было еще хорошего и плохого сделано за это время? Была ли приемственность в деятельности акимов?

24 апреля в городском акимате города Алматы премьер-министр Казахстана Карим Масимов провел совещание по вопросам реализации генерального плана развития южной столицы на период до 2020 года.24 апреля в городском акимате города Алматы премьер-министр Казахстана Карим Масимов провел совещание по вопросам реализации генерального плана развития южной столицы на период до 2020 года.
1
2359
6