Ежегодно в третье воскресенье июля в Казахстане отмечается день металлурга. Откровенно говоря, пост об Аксуском заводе ферросплавов я хотел приурочить к 16 июля, но так как был сильно увлечён съёмками уральской популяции сайгаков, выкладываю его с четырёхдневным опозданием.
История Аксуского завода ферросплавов началась с того, что в послевоенное время стране для развития промышленности требовалось огромное количество стали, для производства которой не хватало ферросплавов (при том, что в СССР уже работали 9 заводов). Тогда было принято решение построить новый завод, который мог бы не только обеспечивать металлургию ферросплавами, но и быть базой для научных исследований. Проектное задание было разработано Харьковским проектным институтом "Гипросталь".
В 1954 году в посёлок Ермак (сейчас город Аксу) приехали геодезисты, чтобы выбрать место для строительства. Началом стройки считается 1959 год, когда стали сооружать железнодорожную ветку от станции Спутник до Ермака (32 км). Параллельно стали строить бетонную дорогу до посёлка Ленинский и жильё для будущих рабочих. Непосредственно завод начали сооружать в 1963 году под руководством директора Василия Боровиченко и главного инженера Моисея Друинского, ранее работавших на Актюбинском заводе ферросплавов.
18 января 1968 года был получен первый металл, через 24 дня после этого печь достигла проектной мощности, что на то время было выдающимся событием в ферросплавной промышленности, так как освоение было рассчитано на 4 месяца.
Сейчас завод является одним из крупнейших в мире по производству хромистых, кремнистых и марганцевых сплавов.
1. По макету можно понять, что завод занимает огромную территорию, чтобы обойти его одного дня, конечно же, недостаточно, но из-за нехватки времени покажу вам лишь несколько цехов, работники каждого из которых называют именно свою деятельность "сердцем завода".
2. Те, кто внимательно читает мои посты о промышленных предприятиях, знают, что процесс получения металла начинается с подготовки шихты. Материалы поступают на завод в открытых полувагонах, выгружаются в цех подготовки шихты, затем подвергаются дроблению и грохочению.
Перепрыгнув этот процесс, сразу перейдём в один из плавильных цехов завода снять производство феррохрома.
3. Шихтовые материалы дозируются в необходимой пропорции и подаются в ферросплавную печь по трубам подачи шихты. Под действием высоких температур происходит расплавление железа, в нижних горизонтах печи происходит накопление ферросплавов, которые затем периодически выпускаются в разливочные ковши и разливаются на разливочных машинах.
4. К сожалению, мои фотографии не передают голубоватого оттенка хрома, по которому даже с завязанными глазами можно его отличить от других металлов.
5. Работники понимают друг друга с полуслова. Нескольких секунд общения хватает, чтобы принять решения. Естественно, ни о какой возможности переговорить с ними во время процесса производства нет.
6. Затем полученный продукт необходимо разделить на шлак и металл. Делается это за счёт разницы в плотности разных компонентов и соответственно в их весе.
7. На кране в плавильном цеху, кстати, работают очень много женщин.
8. Здесь наглядно видно, что шлак, который легче металла всплывает вверх.
9.
10. Шлак.
11. Газоочистные комплексы.
12. Новые системы газоочистки позволяют практически полностью улавливать образующуюся в процессе производства пыль.
13. В лаборатории завода.
14. Уникальность завода состоит в том, что он производит большое количество наименований продукции и есть необходимость проводить проверку на качество, как всех наименований, так и всего сырья.
15. Подготовка проб начинается с измельчения материалов.
16. Затем пробы формируются в такие цилиндры.
17.
18. Задача анализа определить содержание нескольких веществ в каждой из проб. Я ожидал, что на каждый элемент будет проводиться химический анализ, но это делается с помощью "рентгена" за очень короткое время.
19.
20. Цех ремонта механического оборудования.
21.
22. Подготовка ленты конвейера.
23. Аглоцех, который не успел, к сожалению посмотреть. Суть цеха в том, что пыль газоочисток частично перерабатывается в аглоцехе и частично возвращается в производство.
П.С. Если хотите следить за обновлениями моего блога, подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
канал в Телеграме: https://telegram.me/yakovfedorov
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/