Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-1
21:32, 24 мая 2017

Жанат Рахмани: нужно снять с вопросов ЕНТ печать госсекретов, отдать администрацию тестов частным компаниям, искоренить культуру списывания и ввести латиницу максимально просто!

Томас Фрей, ведущий футуролог Института Да Винчи в своем Business Insider заявил, что к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом будет образовательная компания, о которой ещё никто не знает​. Возможно, это будет компания, созданная казахстанцем Жанатом Рахмани.

О том, как в нашей стране наравне  с такими гигантами как Курсера, Хан Академи запустился проект Ustudy и  перспективах, которые  открываются перед старта-пами в сфере EdTech  в своем интервью рассказал основатель успешного проекта Ustudy.kz

Blog post image

- Жанат,  объем мирового рынка онлайн-образования оценивается порядка в $165 млрд. Он составляет всего 3 процента об общего рынка образования, однако именно его доля растет значительно и обладает потенциалом  для инвесторов. Как вы оцениваете этот рынок EdTEch в Казахстане?

- В 2013-2014 годах мы беседовали с Максимом Спиридоновым, основателем «Нетологии» в Москве по поводу возможностей учителей преподавать онлайн и он сказал, что в России нет пока таких технологий, которым учителя могут быстро обучиться. Уже искал методы, которые помогли бы нашим учителям освоить  технику преподавания онлайн, она ведь сильно отличается от традиционной модели. До сих пор готового решения мы не нашли.

Что касается рынка, то по словам Спиридонова,  только рынок репетиторства в России составляет 200 млн.долларов. Собственно, рынок Казахстана в 10 раз меньше и его можно оценить в 20 млн.долларов. Внутри репетиторства доля онлайна совершенно неосязаема, потому что еще не сформирована. Но в России уже есть проект repetitor.ru, который объединяет репетиторов с учениками и недавно компания привлекла порядка 15 млн.долларов на развитие платформы. Сейчас repetitor.ru  активно скупает различные образовательные проекты. И это показывает хороший тренд. К примеру, все знают, что на Coursera  прошло обучение  23 млн.человек, но мало кто знает  о tutor.com, который уже  обучил 13 млн. пользователей!  То есть, ниша для игроков есть во многих странах, в СНГ – особенно.  К примеру, у «Нетологии» есть дочерняя компания foxford.ru, которая за 2 года собрала у себя клиентскую базу в 5 тысяч человек и при этом компания  в финансовом плане чувствовала себя очень хорошо. Для примера, в России 11 класс ежегодно заканчивает 2 млн.учеников!  5 тысяч клиентов – это капля в море.

В странах СНГ онлайн образование еще не приняло четой модели развития. Везде, где   англоязычная среда многие американские модели платформ очень хорошо заходят, поскольку у людей есть общее мышление на основе языка. А в России, Казахстане, в СНГ, нужно все адоптировать или создавать новые, у нас должен быть другой подход, нам приходится  создавать свои уникальные модели.

 

- Все говорят в Казахстане нет рынка, сложно что-то масштабировать, что вы думаете об этой проблематике?

- Чем хорош онлайн? Не нужно огромных расходов, чтобы начать. Далее – вы ориентируясь на спрос, предоставляете столько услуг, сколько требуется. Если открывать школу или университет, расходы на порядок выше, ведь необходимо содержать огромный штат.  Для онлайна на мой взгляд рынок Казахстана достаточно емкий, все зависит от вида услуг. К примеру, у нас почти 3 млн.школьников, а ниша репетиторства абсолютно свободна. Я вижу, что именно в Казахстане есть ниша для старта-пов, ведь для технологий не важны расстояния и территория. Конечно, не выгодно строить университеты в каждом городе, но каждый город можно охватить через онлайн.

- Часто происходит так, что сначала что-то внедряется у соседей, а потом этот опыт адаптируется в Казахстане. Какие на ваш взгляд инновации из школьной среды можно сейчас внедрить в Казахстане?

- Есть много интересных вещей в образовании, не только онлайн. К примеру, в Москве есть 2 школы: у одной из них есть лицензия, у другой – нет, но она работает также как первая школа, единственно  ученики все четвертные экзамены и  годовые  сдают в школе, у которой есть лицензия, также получают ее аттестат.  Плюс в том, что у второй школы меньше проверок, меньше различных государственных процедур, больше академической свободы, больше сервиса, важно только, чтобы дети прошли государственный стандарт обучения. Это очень удобно. Почему это так работает? Дело в том, что в законодательстве предусмотрена возможность обучения детей на дому. Родители выбирают эту опцию, затем отдают в ту школу,  где им нравится преподавание и атмосфера,  а не государственную. Ну не хочет родитель, чтобы ребенок учился в государственной школе, а аттестат школьники получают государственной школы, поскольку сдают там все необходимые аттестации. Мне нравится возможность того, что школы могут работать без государственной лицензии, в статусе частной, если она зарекомендовала себя среди родительской среды. Это же классно, когда на рынке существует большой выбор школ, с различными методиками или моделями обучения. В России сейчас это активно развивается, я думаю, что именно это сейчас очень востребовано у родителей в Казахстане.

- Вы один из отечественных старт-апов, который смог получить инвестиции внутри Казахстана и развить уникальную инфраструктуру в виде региональных центров тестирования, фактически несмотря на сильную онлайн-составляющую, вы решили развивать инфраструктуру. Расскажите, почему?

- Мы работаем в формате B2G (business to government), ведь почти все школы государственные и те продукты по аналитике качества знаний, которые мы предоставляем на основе проведения массовых тестирований, интересны управлениям образования.  Почти 5 лет мы развивали только онлайн-направление и сталкивались с трудностями отсутствия физических офисов в регионах.  Многие до сих пор думают, что если у тебя нет физического офиса с вывеской, то тебя не существует. Поэтому мы давно думали над открытием своих представительств в каждом городе, тем более, что, к сожалению, наши школьники ввиду многолетнего директивного управления ими, практически ничего не делают самостоятельно, у них нет личной мотивации узнать, работать над собой дополнительно, пока им не скажет учитель или родители. На самом деле -  это большая проблема, с которой мы столкнулись.

Когда в магистратуре я исследовал вопрос, почему в село не едут специалисты, врачи, учителя, ответ был простой – там нет полезной для жизни инфраструктуры: дорог, коммуникаций, культурных центров. Формула проста: не будет инфраструктуры – не будет людей.  В нашем понимании: не будет инфраструктуры, не будет онлайн-бизнеса. Именно поэтому мы решили инвестировать в инфраструктуру, и уже на базе нее предоставлять наши онлайн-услуги. Я считаю, что выстроенная инфраструктура поможет развить онлайн-среду, потому что эта новая инфраструктура отвечает требованиям высоких технологий. Даже для оффлайновых (бумажных) тестов мы используем онлайн-технологии.  В своих региональных центрах тестирования мы можем показать как работает информатизация населения. Когда информатизация дойдет до нужной точки, наступит эра онлайна. Поэтому, как бы парадоксально это не звучало, но инфраструктура – это среда, в которой мы культивируем онлайн!

- А сколько центров у вас сейчас?

- Мы планировали открыть в течение года 16 центров, каждый из которых порядка  1 тыс.квадатных метров и которые внутри соответствуют единой концепции, созданной ведущими специалистами в Казахстане. Нам это удалось сделать, но мы поняли, что этого не достаточно, поэтому  довели их количество до 19 и еще 2 центра будут открыты в ближайшие месяцы. По идее наш большой план довести их до 50, чтобы они были во всех, не только крупных городах Казахстана. Фактически новые центры должны быть запущены за счет рефинансирования деятельности уже открытых.

Мы увеличили количество своих региональных центров тестирования, поскольку в прошлом году подали заявку на проект ГЧП с Министерством образования по администрированию экзаменов. Именно поэтому мы сделали дополнительные инвестиции в это направление, поскольку в ходе переговоров с государством увидели необходимость в дополнительной инфраструктуре.

- Вы сказали, что через инструменты Государственно-частного партнерства, вы хотите стать оператором и администратором школьных экзаменов, которые государство само проводило и контролировало на протяжении 20 лет.  Вы думаете, что министерство образования пойдет на это, может отдать эти услуги частному независимому оператору? Насколько я знаю, это произошло в  Грузии, которая провела отличные реформы в школах, но там,  независимый оператор поддерживается Всемирным банком. Даже в России администрация тестов до сих пор проводится государством.

- Во-первых, Президент Казахстана неоднократно говорил о том, что нужно создавать ГЧП с частными игроками, потому что все государственные услуги, а их почти 4,5 тысячи, нужно передавать в конкурентную среду, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет и уменьшить коррупцию.  А если нагрузка на бюджет становиться меньше, то в свою очередь и НДС может с 12 стать 8 процентов и т.д.

Во-вторых,  Министерство образования как мне кажется понимает ценность таких решений.   Министр образования Ерлан Сагадиев имеет четкое видение по развитию образования, имеет западное образование, а также опыт работы в образовательном учреждении. Когда мы поделились своим видением и презентовали свои проекты, министерство восприняло проект хорошо. Но, конечно, на уровне исполнения мы видим очень много недопонимания или откровенного торможения, потому что часто исполнители не всегда разделяют видения руководства и часто думают только о своем месте, о риске его потерять из-за того, что их работу начнут делать  технологии: быстрые, прозрачные, объективные. Мы сталкиваемся с байкотированием на каждом уровне. Но я  уверен, что не только мы сталкиваемся сейчас с этим, все, кто хочет начать проекты ГЧП упираются в эту стену исполнителей. Мы уже готовы взять всех этих людей к себе на работу, чтобы они не переживали за свои рабочие места, чтобы они не боялись. И тогда нагрузка с государства спадет в двойном размере (смеется- прим.автора).

На самом деле, в постпространстве, даже в России такого проекта нет. Но о нас знают европейские партнеры, потому что из стран СНГ, к примеру, мы  у HP - один из самых больших образовательных проектов. Все наши партнеры в России, в Европе интересуются, что мы создаем, зачем закупаем столько технологических вещей? Думаю, что уже сейчас мы закладываем своим EdTech проектом, зерно развития не только в Казахстане, но и в других странах – картинку того, что реально создавать такие большие, амбициозные вещи, которые помогали бы развитию всей образовательной отрасли. Да, в Грузии такой проект есть, но он был реализован самим министерством под кураторством Всемирного банка. Но могу сказать, что в части IT, мы намного  сильнее грузинских коллег, потому что в прошлом году они все еще не могли полномасштабно провести онлайн тестирование школьников. А мы это делаем уже не первый год, и способны обработать большие данные за считанные часы.

Что касается других стран, то не надо далеко ходить – один из мировых лидеров в администрации различных тестирований и экзаменов – это компания ETS, у которой есть   подразделение – это Prometric. Prometric  имеет  более 8 тысяч центров тестирования по всему миру, где проводятся около 200 видов экзаменов. Им доверяют проводить экзамены не только школьников и студентов, а даже экзамены кандидатов в Европарламент. Тот факт, что частная организация проводит даже такие виды тестирования –  показатель доверия со стороны государства частному партнеру, который в свою очередь делает все чтобы сохранить и увеличить свою репутацию как надежного оператора. И если это существует в мире, значит можно сделать и у нас.

- Жанат, ну все скажут – это развитые страны, передовые, а мы еще только развиваемся. Не надо нас сравнивать и так далее….

- Хорошо, не будем так далеко ходить. Давайте посмотрим на нашего соседа. В Кыргызстане с 2002 года проводят национальные экзамены для ВУЗов силами частных компаний. Каждые 3 года министерство образования разыгрывает тендер на проведение и администрирование экзаменов. Частные компании участвуют и в конкурентной борьбе получают право проведения экзаменов, при этом у министерства нет денег на оплату услуг, оплачивают экзамены сами школьники, которые хотят побороться за гранты. Компании сами разрабатывают тестовые задания, собирают заявки и проводят тестирование. И для них вопрос репутации тоже очень важен.

Мы даже предлагали такую модель Министерству образования Казахстана, ведь если ты хочешь получить государственный грант  стоимостью до 4 млн.тенге за обучение, разве ты не можешь заплатить 5 тысяч тенге, чтобы участвовать в экзаменах? Думаю, что ответ положительный будет,  ведь  готовы все  за тестирование по TOEFL платить по 40 тыс.тенге, а за IELTS – 80 тыс.тенге, при этом эти экзамены   просто определяют  уровень английского и не дают никаких  привилегий. Кстати,  тот новый формат ЕНТ, который мы внедряем только в этом году, в Кыргызстане внедрен давным-давно, поэтому не нужно смотреть только на передовые страны, вот, наши самые близкие соседи уже опередили нас в определенных вещах. Я поражен тем, что в Кыргызстане мотивация детей намного выше, они знают, что  если они сами о себе не позаботятся, не будут лучшими в учебе, то завтра будут неконкурентными.

- Если я правильно поняла, что ваш ГЧП ориентирован на то, чтобы независимо проводить экзамены как ETS. А как давно этот проект ГЧП рассматривается?

- Мы подали заявку на ГЧП в марте 2016 года, сегодня год и 2 месяца как мы его отрабатываем, потому что со стороны государства возникает очень много дополнительных запросов. Работа идет интенсивно, так как ГЧП – новый механизм. Со своей стороны я бы хотел сказать, что ни в одной стране мира, в том числе Кыргызстана, вопросы экзаменов не являются государственными секретами. И это сейчас один из главных камней преткновения между нами в переговорах.  Я считаю, что проведение экзаменов ЕНТ и других в рамках государственных секретов – это реально излишество, которое усложняет жизнь сотням тысяч школьников. Давайте уже признаем, что вопросы ЕНТ  не являются государственными секретами, это просто тестовые задания, которые разрабатываются учителями на основе доступных всех публичных данных (книг из школьной программы).

На мой взгляд, нужно убрать печать госсекретов с тестовых заданий – раз, во-вторых, администрирование нужно отдать частным компаниям, которые будут дорожить своей репутацией и выстраивать нормальный корпоративный бизнес на основе партнерства с государством. И все компании в сфере образования заинтересованы в своей репутации. Я как частник – за репутацию, чем честнее – тем увереннее. Формула успеха здесь простая, но для того, чтобы рынок заработал, нужно изменить правила и начать доверять бизнесу.

- Я бы хотела сконцентрировать внимание на вашем основном направлении – массовом тестировании школьников и учителей. Вы уже обладаете большими данными, можете поделиться основными выводами  и теми результатами, когда обладание этими данными смогло улучшить ситуацию в той или иной школе?

- За последние 3 года мы собрали уже больше 1 террабайта данных о казахстанских школьниках, о качестве их знаний. Это большие данные на 1,3 млн. школьников, которые у нас хранятся. Мы знаем, какое качество учителей, качество детей и школ.   Проведенные массовые тестирования помогают формировать аналитические отчеты на каждого учителя, школьника, школу, район и город, которые предоставляются каждому школьнику, учителю, директору школы и управлению образования.

Blog post image

- А в чем ценность такой аналитики?

- Технологии массового тестирования помогают выявлять пробелы в знаниях каждого ученика. Мы перепроверяли данные по результатам, которые школьники получили у нас и по результатам ЕНТ в прошлом году, совпадение результатов – 90 процентов! Когда школьники сдают пробное тестирование в наших центрах, по нашим технологиям, то постоянно получают список «белых пятен» в своих знаниях, подтягивают темы, затем снова сдают тест, таким образом мы видим прогресс каждого. Школьники, которые   посещают специальные курсы по подготовке к ЕНТ в наших центрах, делают по статистике прогресс по 10 % в месяц.   В среднем, за несколько месяцев подготовки их результаты по тестированию могут удвоится за счет технологий. Это помогает им быть уверенными на ЕНТ, потому что мы учим школьников  ориентироваться не на тесты, а на реальные знания и навыки, которые они могут применить.  Неважно какие тесты им дадут, если они знают тему, они их решат.

Что касается ценности аналитики на уровне управленческих решений, могу рассказать об эксперименте, которые мы проводим 2 года подряд. Один из районов крупной казахстанской области попросил нас помочь выправить ситуацию со школами. Дело в том, что они всегда занимают последние места по области по результатам сдачи ЕНТ.  Мы настояли на том, чтобы цель по улучшению показателей была среднесрочной, а не краткосрочной. Взялись за учеников и за учителей, чтобы создать правильную среду в школах. Что такое правильная среда? Это атмосфера, в которой качество знаний повышается, в которой есть психология успеха, поддержка друг друга, нет приказного порядка и тд. Через тестирование мы готовили учеников и учителей. Естественно, что учителя показали в тестировании такие же проблемные зоны как ученики. Затем по скайпу отрабатывали с учителями темы, как рассказать о них лучше, подсказали методики, а также вдохновили их на успех, и в результате, каждая из этих школ вошла в десятку лучших в своих районах по результатам ЕНТ. Речь шла о целом районе, где было более 50 школ!   На второй год мы взяли уже 3 района, практически 130 школ, в результате они вошли в пятерку лучших!

Для себя мы поняли, что наши технологии могут улучшить качество знаний масштабно, в сотнях школ, а не в штучно в одной или двух.  В этом и прелесть технологий, когда их можно применять дешево, быстро и масштабно. Если это работает в Казахстане, значит может работать в любой стране и не важно, как далеко расположены друг от друга школы, их количество и их уровень.

В технологиях обмен и использование информации и коммуникаций очень важно.  Если  каждый знает свои слабые места, получает мотивацию  стать лучше, верит в себя, работает над своими ошибками, то успех неминуем.

Blog post image

- Тесты всегда критикуют за то, что они не оценивают потенциал ребенка, не охватывают его креативность и так далее, я бы хотела узнать ваше мнение?

- На самом деле тестирование хороший аналитический инструмент, который может оценивать как массы, так и индивидуально каждого человека. Многие жалуются, что у нас в Казахстане не совсем качественные тесты, я согласен, подход к их составлению - это отдельный вопрос. Но в целом существует большое количество разнообразных измерительных тестов, которые применяются в крупных успешных компаниях, чтобы оценить и улучшить персонал, для найма правильных людей. В школьной среде  мы уже 12 лет видим одни и те же тесты и считаем их плохими, но это не так. Существуют тесты, которые позволяют узнать самые глубокие когнитивные качества человека и могу однозначно сказать, что они очень эффективны.  Другое дело, что в Казахстане их не применяют.

- Возможно, что нелюбовь к тестам – это боязнь получить объективную оценку?

- Оценка – это обратная связь и не всегда может понравится.  Мы как люди всегда этого боимся. Возможно это из-за неуверенности в своих знаниях, в своей профессиональной компетенции. Но только обратная связь может дать толчок для развития.

Именно поэтому у нас очень сильно развита культура «читинга» (списывания- прим.автора). С самого начала создания своих технологий, мы задавали вопрос, как можно оценить знания объективно (прозрачно, без читинга)? Мы заметили, что в Казахстане система тестирования выстроена вариантно. То есть, с самого начала существуют варианты тестовых заданий, их обычно всего 4-5. Так вот, обычно разные варианты дают отличникам, они их решают и потом остальные ученики списывают у отличника, таким образом,  у всех получаются хорошие показатели. А по технологиям, которые создали мы, такое  невозможно сделать даже в бумажной версии тестирования. Если в классе 30 учеников, каждый из них в бумажной версии получит индивидуальные тестовые задания.  Отличники просто не успевают помочь всем – время ограничено.  Соответственно, мы видим очень реальные результаты. Так что технологии помогают формировать правильное мышление. Именно это помогает искоренить эту культуру списывания, присваивания чужих знаний себе. Культура формирует привычки, но можно сделать наоборот, через новые привычки изменить культуру.

К примеру, все кто изучал опыт Сингапура, одного из мировых лидеров, знают, что страна потратила 15 лет на то, чтобы отучить свою нацию плеваться на улицах, бросать мусор и жевать жвачки. Они захотели жить лучше, начали бороться со старыми привычками людей, в результате создали новую культуру поведения. Очень рекомендую прочитать книгу «Сила привычки»   Duhigg Charles.

К примеру, разберем кейс, как взрослые в нашей стране учат своих детей обманывать других.  Во время ЕНТ, РОДИТЕЛИ САМИ, УЧИТЕЛЯ САМИ вместе с детьми организовывают как они называют «Бункеры на съемных квартирах или в машине», возле места проведения ЕНТ, передают детям все возможные гаджеты(мобильные телефоны, wi-fi роутеры и тд), подталкивая их на преступление, а преступление здесь – СПИСЫВАНИЕ И КРАЖА ПРАВА НА ГРАНТ У ДРУГОГО УЧЕНИКА. Это не вина государства, это наше отношение к задаче и простое желание, чтобы наши дети выиграли в этой борьбе знаний, но через ОБМАН. Согласитесь, так мы не сможем построить СУПЕР КАЗАХСТАН. Даже если ученик не поступит, вы научите его быть честным и делать правильные поступки, соответственно, вы вырастите достойного сына или дочь страны, которые будут любить ее и заботиться о ней.

- Скажите, а у вас были вообще просьбы со стороны управления образования в регионах показать  им реальную ситуацию?

- У нас есть области, которые говорят:  мы хотим, чтобы все было честно. Наверху говорят, давайте честно, но потом заместитель говорит: сделайте так, чтобы все было хорошо. Есть такое. Но мы всегда подходим прозрачно и говорим: извините, мы реально не можем ничего сделать, вот реальный отчет, это же технологии, на которые повлиять нельзя и что-то исправить. Если реальность показывает, что нет прироста качества знаний, то нужно работать с реальностью, а не заниматься манипуляцией отчетами.

 

- Трехязычие и латиница. Это темы, которые волнуют сейчас всех родителей. Как вы относитесь к таким новшествам?

- Долгосрочно я считаю верной новшества в языковой политике. Если представить наше общество как большую семью, то просто глава семьи говорит: ребята, надо учить английский – это хорошо для всех нас в будущем, чтобы быть полезными, чтобы быть умными, востребованными. А мы как члены большой семьи должны подумать, как сделать так, чтобы имплементировать это наилучшим образом. Ведь это предложение адекватное. Я понимаю, если бы это было  неадекватное предложение учить какой-нибудь африканский диалект! Но ведь нас призывают учить язык, который является самым важным для науки, знаний, инноваций, и нам важно иметь к ним доступ, нужно понимать его. Мы должны задавать себе вопрос, как это сделать лучше. И ошибочно думать, что трёхъязычие касается только учителей, это большое заблуждение. Это касается всех казахстанцев, начиная от водителя такси и заканчивая руководителями крупнейших компаний. Это касается всей нации, касается всех. Те, кто поддерживают – идут в ногу со временем. Те, кто возмущается  - считаю, что это возражатели, которые просто не разделяют видения будущего. Надо быть конкретным, всегда начинать с самого себя. Только так мы сможем увидеть развитие.

Что касается латиницы.  Мой отец мне говорил: сколько человек знает языков, столько людей в нем. Я владею несколькими языками, сейчас учу французский.  В нем есть 9 звучаний из сочетаний букв. У нас очень похожий язык, много сонорных звуков. Нам нужно использовать просто сочетания букв для выражения звучаний казахского языка без  различных усложнений. У всех тюркских народов в грамматике есть закон сингармонизма. Мне кажется нам нужны простые правила, чтобы сделать максимально простой переход. Если люди будут испытывать сложности, то конечно, будет сложно.

Я бы сделал  кардинально просто. Снял бы аналитику у всех сотовых операторов по СМС и понял бы как люди пишут те или иные слова, у каждого есть несколько вариантов написания. Выбрал бы то, что используется больше всего среди населения и все. Такой подход применил бы к написанию всех слов. Все. Нужно делать просто и быстро. По такому принципу в Новосибирске в академгородке не асфальтировали дороги -  подождали, пока люди сами не протопчут наиболее удобный для себя маршрут. Как только люди сами решили как им удобнее ходить, на тропинках положили асфальт. Это называется следовать за пользовательским опытом.

Я разделяю языковую политику, но я за то, чтобы было легкое и простое внедрение.

 
-1
2398
3