«Чужой: Завет»: «Мы, боги...»

Clair-de-la-Lune 2017-5-19 02:39
957
1
15
0

Вышедший в 2012-м "Прометей" стремился расширить вселенную "Чужого", однако в итоге оставил больше вопросов, чем ответов. "Завет" же был призван объединить обе истории, и удовлетворить недовольных...

2104 год. Космический корабль "Завет" летит на новую планету, схожую с Землей (Оригаи-6) с целью создания новой колонии. Во время устранения поломки экипаж ловит сигнал с планеты, по всем показателям пригодной для обитания, и отклоняется от первичного маршрута с целью более подробного изучения...

Вышедший в 2012-м "Прометей" стремился расширить вселенную "Чужого", однако в итоге оставил больше вопросов, чем ответов, и мало в чем походил на своего прародителя. "Завет" же был призван объединить обе истории, и удовлетворить недовольных фанатов и критиков - и делает ровно это, и ничего больше.

Новый фильм Ридли Скотта смахивает на большую солянку из "Чужого", "Чужих", "Прометея", и даже "Бегущего по лезвию" (схожей темой, а уж первый кадр фильма - прямая цитата). Возвращается и бортовой компьютер "Мама", и facehugger'ы, и ксеноморфы/неоморфы, высадка на планету, беготня по коридорам, и даже схожие сцены с вертолетом и краном/погрузчиком. Вроде бы все ингредиенты на месте - и все же, чуда не случается.

Учтите, что основной "герой" (обобщенный, конечно же), ради которого вы идете на фильм, в целом оказывается как-то не у дел. Да и "вроде бы главная героиня" - совсем не вторая Рипли или Элизабет Шоу.

Есть даже это неловкое чувство, что так себе "Прометей" в чем-то был даже лучше "Завета": хотя бы тем, что там была пусть и клишированная, но группа людей с какими-то качествами, позволяющими отличать их друг от друга. В "Завете" же - скучная, еще более глупая команда с полным отсутствием мотивации, на которую совершенно наплевать. 15 человек экипажа чисто "для галочки", вы даже не успеваете запомнить их лица (или хотя бы разглядеть - половину фильма все блуждают впотьмах).

Единственное, что можно сказать точно - экипаж "Завета" состоит из супружеских пар (есть даже одна мужская). Более-менее выделить можно двоих - Дэниэлс, специалиста по терраморфам, чей муж погибает в самом начале фильма (камео Джеймса Франко), и Теннеси (Дэнни МакБрайд). Потому и многочисленные смерти, снятые с нужной долей "кровожадности", в целом не трогают, и потому совершенно не впечатляют.

В итоге самые интересные взаимодействия происходят между двумя киборгами -  новичком Уолтером и Дэвидом с "Прометея" - обе роли блестяще исполнены Майклом Фассбендером. Жаль только, что о Уолтере мы узнаем совсем немного - это достаточно интересный персонаж, чья скрытая печаль во взгляде напоминает о Бишопе из "Чужих". А уж Дэвид в новом фильме эволюционировал, и уже практически ничем не отличается от людей. В их разговорах множество аллюзий и упоминаний - от "Озимандия" П. Шелли и "Потерянного рая" Милтона до "Франкенштейна" М. Шелли и "Вступления богов в Вальхаллу" из "Золота Рейна" Вагнера.

И хотя фильм не теряет логической связи повествования, как это было в "Прометее", все же "пронять" зрителя основной мыслью не получается.

Идея о "Создателях" и мифах, о творцах и их гордыне, о месте человека в этом мире, которая была так интересна и изящна в "Бегущем по лезвию" (да и вообще прекрасно смотрелась бы в любом научно-фантастическом фильме), для вселенной "Чужого", увы, идет мимо цели и даже во вред.

Что делало оригинальный фильм столь интересным? Что где-то там, в неизведанном, скрываются вещи куда более невероятные, чем человечество может себе представить. Это был хоррор в духе Лавкрафта - пугающий, сексуальный (благодаря работе художника Х.Р. Гейгера), полный ужасающего и бескрайнего неизведанного. Один из величайших научно-фантастических фильмов среди всех когда-либо созданных.

В "Прометее" Скотт попытался объяснить то, что можно было оставить на откуп фантазии зрителей. Во вселенной, где человечество ютилось где-то на жалкой периферии, его поставили в самый центр и завязали на нем все повествование. И весь этот огромный, загадочный мир в "Прометее" стал куда более скромным и тривиальным, а в "Завете", чисто ради "закольцовывания" сюжета, ужался до минимума.

Поднятые в последних двух фильмах темы интересны и стоят подробного изучения - просто не во вселенной "Чужого".

Кроме того, в фильме весьма очевидно очерчен переход от "Прометея" к "Чужому", но один момент настолько идет вразрез с предысторией , что разрушает половину впечатления (и, лично для меня, весьма его подпортил). И да, здесь явно не хватает какого-то особенно запоминающегося, яркого и "кровавого" момента, какими прославились оригинальные картины (даже в "Прометее" был такой - в хирургическом блоке).

Плюсы очевидны: невероятная работа оператора и художника-постановщика. От красоты пейзажей, как наземных, так и космических, захватывает дух, и отдельно стоит отметить сцену, где Дэвид учит Уолтера играть на флейте, целиком снятую одной камерой, перемещающейся между героями. К плюсам относится и музыкальное сопровождение, "смешивающее" темы "Прометея" с "Чужим", и, конечно же, Фассбендер против Фассбендера.

Ридли Скотт не умеет снимать плохо, и фильм стоит просмотра. Здесь есть более-менее связный и логичный сюжет, иной раз фильм завораживает, пугает или заставляет задуматься, но после просмотра не покидает ощущение некоторой его... пустоты. Впрочем, решать вам).

Оцените пост

15

Комментарии

-9
посмотрел фильм седня, фильм крутой, только момент где уничтожают город непонятен!

фильм огонь , хотя бы ради картинки... нормальный хоррор
Показать комментарии
Дальше