Примечание: 18+
Ничто нас так не отталкивает в обыденности и завораживает в художественных произведениях, как жестокость. Кинематограф с момента его возникновения обвиняют в эстетизации и эксплуатации насилия. Но творцы воплощают свои самые смелые и жуткие фантазии не только для развлечения, но и отображения окружающей действительности и тёмных сторон человеческой сущности. В наше время, когда фильмы делают шаблонными и компромиссными во избежание возрастного рейтинга, что способствует их сборам в прокате, становится всё мало выдвигающих продюсерам свои условия и не боящихся удивлять и шокировать публику режиссёров. Выделим самых мейнстримных из них, признанных классиками.
Уэс Крейвен
В числе первых сцены на грани дозволенного в кино показывал легендарный Альфред Хичкок, сформировавший облик фильмов ужасов. И если один из его последователей Джон Карпентер также использовал приём тревожного ожидания, то ныне покойный Крейвен, начинавший в 1970-х с невероятно садистских "Последний дом слева" и "У холмов есть глаза", предпочитал "резать мясо", как и внедривший зомби в массовую культуру Джордж Ромеро. Но в отличие от современных представителей поджанра "пыточное порно" вроде режиссёра "Хостела" Элая Рота, стремящихся напугать дешёвой расчленёнкой, он изящно и не без юмора смаковал убийства в своих знаменитых франшизах "Кошмар на улице Вязов" и "Крик".
Дэвид Кроненберг
В своих фильмах в жанре фантастики, в которых легко угадываются параллели с романами Говарда Лавкрафта и Франца Кафки, канадец рассматривает физическое превращение людей в нечто причудливое и отвратительное в результате неудавшегося эксперимента или телесного контакта, как в "Бешенстве" или "Мухе", и болезненное состояние их души, как в "Видеодроме" или "Автостраде". Помимо этого он снял кассовые "Оправданная жестокость" и "Порок на экспорт" с Вигго Мортенсеном. Для этих и всех остальных работ Кроненберга характерно обречённое и мизантропное настроение, в чём он перекликается с немцем Михаэлем Ханеке и самим Стэнли Кубриком.
Мартин Скорсезе
За свою долгую и блестящую карьеру мэтр зарекомендовал себя разноплановым постановщиком, но особенно ему удаются исследующие природу насилия драмы наподобие основанных на реальных событиях "Славных парней" и "Казино", вставших в один ряд с трилогией "Крёстный отец" Фрэнсиса Форда Копполы, "Однажды в Америке" Серджио Леоне и "Путь Карлито" Брайана Де Пальма. Примечательно, что режиссёры гангстерского кино выходцы из Италии, где и появилась мафия. Персонажи в фильмах Скорсезе и прежде всего те, которых играют его постоянные актёры Роберт Де Ниро и Леонардо Ди Каприо, в большинстве своём психически неустойчивы, что приводит к разрушительным последствиям, как в "Таксисте" и "Отступниках".
Квентин Тарантино
Ещё один италоамериканец, с чьим именем в первую очередь ассоциируется происходящее в его фильмах внезапно и трагикомично насилие на экране, своими нетленками на заре 1990-х привнёс цинизм и иронию в криминальный жанр, оказав влияние на стиль целого поколения режиссёров от британца Гая Ричи до братьев Коэн. В последующие десятилетия он снял не менее насыщенные кровью дилогию "Убить Билла", альтернативную историю "Бесславные ублюдки" и вестерны "Джанго освобождённый" и "Омерзительная восьмёрка". При этом Тарантино, сочинивший также сценарий "Настоящей любви" Тони Скотта, подаёт "мочилово" настолько эффектно и остроумно, что не отторгает, а восхищает.
Роберт Родригес
Мексиканец сотрудничал с единомышленником Тарантино помимо "чёрной" комедии "Четыре комнаты" в самых популярных своих фильмах от "Отчаянного" и "От заката до рассвета" до инновационного в визуальном отношении "Города грехов", предопределившего эру снятых Заком Снайдером, а позднее британцем Мэттью Воном киноадаптаций брутальных графических комиксов, и "Планеты страха", входящей вместе с работой его друга "Доказательство смерти" в проект "Грайндхаус", отдающий дань почтения направлению трэш. Именно оттуда вышла дилогия "Мачете", где кузен Родригеса и один из наиболее часто задействованных у него актёров Дэнни Трехо предстаёт в роли наёмника, рубящего на куски своих врагов.
Оливер Стоун
В молодости режиссёр служил во Вьетнаме и отразил свой опыт в одной из самых мощных военных драм "Взвод", после успеха которой приступил к высокобюджетным постановкам, затрагивая в них социальные и политические вопросы. До этого он написал сценарии к фильмам "Полуночный экспресс", "Конан-варвар" и культовому "Лицо со шрамом", установившему стандарт жестокости и матерной ругани в голливудском кино. Кроме того, снятые Стоуном по сюжету Тарантино и являющиеся сатирой на возводящее маньяков в ранг примера для подражания ради рейтингов телевидение "Прирождённые убийцы" обрели не самую лучшую репутацию, вдохновив многих зрителей на преступления.
Пол Верхувен
Можно заметить, что европейцы в сравнении с американцами снимают более утонченные и неординарные по содержанию фильмы. Голландец обратил на себя внимание откровенными драмами с Рутгером Хауэром в ведущих ролях. Переехав в 1980-х в Голливуд, он поставил ставшие хитами жестокие фантастические боевики "Робокоп" и "Вспомнить всё" и эротический триллер "Основной инстинкт". Верхувен высмеивал капиталистические ценности США в "Шоугелз" и "Звёздном десанте", но не был понят и, подвергшись критике, вернулся домой. Его фирменную, построенную на сочетании секса и насилия яркую и в то же время холодную манеру переняли эпатажный француз Гаспар Ноэ и режиссёр "Драйва" датчанин Николас Виндинг Рефн.
Такеши Китано
Азиатское кино, состоящее из фильмов не только про боевые искусства, но и с изощрёнными и изобретательными сюжетами, крайне специфично и запросто может вызвать неприятие и даже тошноту. Среди подобной продукции одним из наиболее удобоваримых можно считать японца. За редкими исключениями вроде "Затойчи", где он играет слепого, но чрезвычайно ловкого и опасного самурая, Китано в своих наполненных кровопролитными сценами философских драмах, как "Сонатина" и "Фейерверк", исполняет роли суровых и молчаливых полицейских и членов якудза. Кроме него стоит отметить режиссёра элегантной "трилогии о мести" южнокорейца Пак Чхан Ука и гонконгского мастера экшна Джона Ву.
Алексей Балабанов
В эпоху СССР из-за цензуры авторы по сути не имели права освещать неприглядные темы, но после Перестройки и распада страны получили такую возможность. В своих фильмах на стыке коммерции и артхауса скончавшийся в 2013 году Балабанов описал мрачный быт России в период процветания в ней экономического кризиса и бандитизма, а созданные им герои придерживающиеся своеобразных убеждений и отвергаемые из-за этого обществом одиночки, прибегающие к насилию для восстановления с их точки зрения справедливости. Если в его снискавших народную любовь дилогии "Брат", "Войне" и "Жмурках" кровь течёт рекой, то что уж говорить про "Кочегар" и предназначенный не для всех "Груз 200".
Бонус: Мэл Гибсон
Хотя австралиец гораздо больше известен как актёр, занятый преимущественно в жанре комедийного боевика, он пробовал себя в режиссуре, сняв оскароносный "Храброе сердце" про шотландского борца за независимость Уильяма Уоллеса с собой в главной роли, "Страсти Христовы" и "Апокалипсис" о диких нравах племени майя, которые упрекали не столько в исторической недостоверности, сколько в натуралистичности батальных сцен. К тому же в 2000-х фильмы с участием Гибсона, такие, как "Патриот" и "Мы были солдатами" вышли на значительно иной уровень насилия, нежели "Безумный Макс" и "Смертельное оружие". В прошлом году после длительного перерыва, связанного со скандалами, он выпустил драму "По соображениям совести".
А каких "кровавых" режиссёров в пример можете привести вы?