Карсакпай — посёлок-музей казахстанской металлургии

Яков Фёдоров 2017 M04 28
4451
3
128
0

Хоть здесь крайне редко бывают СМИ, посёлок Карсакпай очень интересен. Основанный англичанами, он был первенцем медеплавильной промышленности в СССР. С 70-х годов из труб завода-пионера дым не идёт...

Посёлок Карсакпай Улытауского района Карагандинской области находится в 90 км от Жезказгана. Не то что блогеры, и журналисты здесь бывают крайне редко. Хотя посёлок достаточно интересный и в своё время был знаковым для всей страны. Основали Карсакпай англичане, затем именно здесь зародилась казахстанская медная металлургия, город был центром района, причём некоторое время подчинялся напрямую республике, в лучшие времена здесь жило 7000 жителей, а затем перенос основной медной промышленности в Жезказган и затухание. Карсакпайский металлургический завод (сейчас входящий в состав корпорации "Казахмыс"), заработавший в 1928 году, на котором до сих пор можно увидеть работающее английское дореволюционное оборудование, остаётся градообразующим предприятием.

Обо всём по порядку.

Как я уже упомянул посёлок Карсакпай, был основан английскими промышленниками. До них попытки разработки сделал купец Никон Ушаков, арендовавший месторождения у казаха-землевладельца Бабыра Бокеншиулы и бия Чияка Тансыбергенова. Но ни у Ушакова, ни у его партнёров екатеринбургских купцов Аникия Рязанова и Тита Зотова денег на масштабный проект не было.

В 1908 году жезказганские месторождения посетил английский инженер Гарвей, по возвращению в Лондон он заявил, что здесь одни из самых крупных в мире залежей меди, но недостатком является большая отдалённость от железной дороги. В 1909 году Рязановы за 260 тысяч рублей продали месторождения британцам. В декабре 1912 года было принято решение строить в урочище Карсакпай медеплавильный завод. Здесь река делала петлю и по проекту её перегородили небольшой плотиной с водохранилищем. Было организовано 18 шахт для обеспечения завода рудой.

1. Указатель на въезде в посёлок

В 1913 году в Карсакпай приехали 300 рабочих (в итоге их количество выросло до 1200), в том же году построили кирпичный заводик, вырыли несколько котлованов для производственных зданий, соорудили 15 домов из сырца. Всё необходимое везли на лошадях и верблюдах. Самым сложным было доставить оборудование, которое скопилось на станции Джусалы (сейчас Жосалы). Строить железную дорогу было невыгодно. Тогда англичане сделали иначе: от Джусалы в сторону Карсакпая проложили железную дорогу длиной около 13 км, после передвижения состава длиной в 2,5 км, железная дорога перемонтировалась, рельсы перекладывались перед составом и поезд продвигался ещё на 10,5 км. Так англичане планировали пройти весь путь за год. Поезд выдвинулся из Джусалы 10 ноября 1914 года, а приехал в Карсакпай 8 октября 1917 года. Оборудование начали быстро устанавливать, но из-за гражданской войны англичане не смогли завершить строительство и покинули посёлок.

2. На въезде в Карсакпай, мавзолей бывшего директора Кадыра Маткенова на фоне труб завода.

3. В 1926 году начальником геологического отдела Атбасарского треста цветных металлов, к которому относились месторождение и недостроенный завод, назначают только окончившего вуз Каныша Сатпаева. Руководство треста очень скептически относилось к перспективе развития добычи меди в регионе, но Сатпаев с ними не согласился. В 1928 году Карсакпайский медеплавильный завод начал действовать, отражательная печь и обогатительная фабрика были первыми в своём роде в СССР. Посёлок становится центром Карсакпайского района. Однако уже в 1930-х годах были открыты новые запасы меди, и Каныш Сатпаев выразил мнение, что завод в Карсакпае не справится со всеми объёмами добычи.

4. В феврале 1971 года была пущена первая партия меди Жезказганского медеплавильного завода. Внезапно на Карсакпайском заводе происходит пожар, уничтоживший завод. Из труб его с тех пор никогда не шёл дым. Знающие люди говорят, что указание поджечь завод исходило от Москвы, где планировали переселить всех специалистов в Жезказган. Рассказывают, что тогда директор завода Кадыр Маткенов обратился к Кунаеву с аргументами о том, что в посёлке остались люди и нужно сохранить производство. На заводе остались работать и до сих пор работают профессионалы и патриоты Карсакпая. С тех пор трубы Карсакпайского металлургического завода не дымят, он специализируется уже на чёрной металлургии, изготавливая более 80 наименований комплектующих деталей для горно-металлургического оборудования. Сейчас завод входит в состав корпорации "Казахмыс".

5. По рассказам старожилов, раньше из Жезказгана в Карсакпай приезжали закупаться хлебом, так как он был вкуснее. Сейчас здание бывшей пекарни стоит пустующим.

6. В посёлке проживают 1800 человек, из них около 250 работают на заводе.

Улица Кадыра Маткенова, с чьим именем многие жители связывают сохранение завода и посёлка.

7. Из достопримечательностей села помимо завода, остались дом, где жил академик Сатпаев, а также построенная британцами узкоколейка, которую уже давно не использовали.

8. Перспектива развития пришла оттуда, откуда не ждали. Долгое время район был транспортным тупиком, но в 2016 году запустили железнодорожную линию Бейнеу - Жезказган, открыв новые возможности. Правда при строительстве грузовики разбили автомобильные дороги, которая раньше была в хорошем состоянии.

9. Улица Карсакпая

10. С директором металлургического завода Муратом Маткеновым, который возглавляет его 9 лет. Мурат Кадырович - сын известного директора Кадыра Маткенова. Трудовую деятельность начинал шофёром, работая на производстве освоил и металлургию, и гидротехнику и многие другие профессии.

11. Чтобы понимать важность завода для жизни посёлка, нужно понимать, что помимо собственно завода, на балансе находится также плотина, водохранилище, мосты, линии электропередач, котельная и т. д., то есть водо-, электро- и теплоснабжение Карсакпая.

12. Карсакпайская плотина. В летнее время ниже от плотины по течению организуют заводь, чтобы сформировать мягкий микроклимат. Весной во время паводков, естественно, её убирают, чтобы вода свободна уходила. Спрашиваю у Мурата Кадыровича, были ли в этом году проблемы с паводками. Кажется, этим вопросом задел гордость инженера: "Мы же профессионалы. Спуск воды начали делать ещё в феврале". С одной стороны, хорошо, что здесь плотина в хороших руках, с другой - страшно, что по всей стране такие важные объекты не в собственности государства. За дамбой, кстати, тоже следят работники завода.

13. Едем на завод, по пути можно увидеть баню, которая работает с 20-х годов.

14. Дома

15. Въезд на территорию завода

16. После пожара 1970-х годов большинство зданий завода пустуют, но по крайней мере их не растащили по кирпичам.

17. В одном из двух цехов. Людей нет, потому что приехал я в выходной день. Здесь производится ручная обработка чугунных деталей, которые отливаются в соседнем цеху. Удивительно, что здесь работающим является даже оборудование, которое привезли англичане в 1910-х годах. Удобством является то, что если возникнет необходимость в какой-то детали, то её произведут здесь же на заводе.

18. Несколько фотографий раритетного оборудования.

Cincinatti Gilbert

19. Bertram

20. Американский станок The King Machine Tool Co.

21. Даже, если когда-нибудь это оборудование не будет использоваться по назначению, здесь, на родине казахстанской меди можно будет смело организовать музей казахстанской металлургии. Удивительно, что некоторые детали, которые производят здесь, не могут выплавлять даже более современные заводы региона.

22. В этом цеху отливаются детали. Как видите, для формовки используется кварцевый песок, вдали помещения - печь.

23. Заводская печь

24. Одна из труб завода. В 2013 году здесь отмечали 85-летие казахстанской меди, к приезду гостей собрали покрышки и подожгли так, что из труб пошёл дым. Тяга в трубах осталась такая, что не нужно было дополнительных приспособлений. Говорят, что у некоторых ветеранов металлургии даже слёзы накатились на глаза от воспоминаний.

25. Обратите внимание из каких кирпичиков были сделаны трубы. Я не раз встречал в европейских городах, например, в Барселоне, как оставляют трубы старых фабрик и заводов, как памятники архитектуры. Карсакпайские не уступают им.

26. Одна из центральных улиц посёлка. Самое большое здание на фото - школа.

27. Школьники после занятий

28. Детский сад в посёлке

29. Субботник

30. Особенность посёлков с рабочими традициями в том, что детей к труду здесь приучают с детства.

31. Аллея трудовой славы

32. Магазин и дом культуры

33. Дом культуры

34. Офис управления Карсакпайского металлургического завода более ста лет находится в этом здании. Построен англичанами.

35. Вид на управление с обратной стороны

36. Рядом со зданием управления находится дом, в котором в 1926-1940 годах жил академик Каныш Сатпаев. Сейчас здесь размещается его дом-музей. Дерево на переднем плане посадил сам учёный. В этом году это уже второй музей Сатпаева, который я посетил - первый был на его родине в Баянауле.

37. Кусок руды рядом с музеем

38. Картина Карсакпая с ещё работающим медеплавильным заводом. Хорошо узнаются заводь, о которой я рассказывал выше, и здание бани.

39. Каныш Имантаевич с семьёй в Карсакпае

40. Микроскоп Сатпаева

41. Личные вещи

42. Образцы деталей, изготавливаемых на заводе

43. Вид с территории музея на посёлок.

44. Центральный парк. В своё время по ряду показателей он был вторым в Казахстане, сейчас немного постарел - у акимата видимо не было средств, чтобы поддерживать его в том же состоянии.

45. Одно из немногих социальных зданий (возможно, даже единственное), которые были построены за бюджетные деньги - типовая семейная врачебная амбулатория, которая была открыта в 2016 году. Сейчас жители говорят, что было бы хорошо открыть в посёлке спортивно-оздоровительный комплекс, надеются, что может в рамках 90-летнего юбилея казахстанской меди в следующем году построят какой-нибудь новый социальный объект.

46. Ещё один вид на Карсакпай

47. И ещё одно фото завода-музея

П.С. Если хотите следить за обновлениями моего блога, подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

канал в Телеграме: https://telegram.me/yakovfedorov

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Оцените пост

128

Комментарии

0
Скорее всего завод остановился из-за истощения рудника т.е. все запасы руд были выработаны.
0
Отличный репортаж!
0
Да, стало менее выгодно по логистике везти сырьё из Жезказгана.
Показать комментарии