Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
4
07:09, 01 апреля 2017

Сплит: по-настоящему богатый внутренний мир

Blog post image

Автор и режиссер фильма «Сплит» М. Найт Шьямалан уже подарил кинематографу такие шедевры как «Шестое чувство» и «Неуязвимый», «Знаки» и «Таинственный лес». Зритель был вправе ожидать от него новой прекрасной картины и, похоже, Шьямалан не подвел, хотя и заявил, что это были самые трудные съемки в его жизни.

Герой «Сплит», Кевин, страдает от диссоциативного расстройства личности и вмещает в своем сознании 23 личности. Средь бела дня он похищает на улице трех девушек, которым предстоит томиться в подвале в ожидании прихода 24-ой личности– очевидно, самой неприятной.

Тема раздвоения личности, и ее логическое продолжение – множественное расщепление личности, для кинематографа далеко не нова и уже изрядно заезжена. Здесь можно вспомнить ряд успешных работ («Бойцовский клуб» как минимум), но было еще и множество проходных. Множественность личностей встречалась реже, поскольку для авторов оказывалась несколько сложной. Шьямалан отдает должное предшественникам. Например, в комнате психиатра Кевина есть книга «Sybil» - так назывался фильм 1976-го года про девушку со множеством личностей (один из самых ранних по теме). Один из самых известных реальных случаев диссоциативного расстройства личности – история Билли Миллигана - была описана в книге Дэниела Киза. Билла даже оправдали в ограблениях и изнасилованиях, признав, что злодеяния были совершены не той личностью, которую судят – это был первый подобный прецедент. Кстати, герой фильма имеет 24 личности, также как и Миллиган.

Blog post image

Но Шьямалан все-таки нашел оригинальный ход даже в такой избитой завязке. Он добавил новую деталь о том, что разные личности не только обладают разными психотипами, но и меняют физиологию организма. Т.е. человек в разных появлениях сознания изменяется телесно. Например, одна личность может страдать диабетом или даже не иметь зрения, в то время как другие чувствуют себя совершенно нормально. Сознание, таким образом, оказывается способно влиять на организм, перестраивать его работу, и открывать скрытые способности. Уже начинает отдавать супергеройской темой? Действительно тема разных личностей, меняющих физиологию человека, уже давно осваивается миром комиксов. FX в сериале «Легион» как раз сейчас экранизировал одну из таких историй.

Из под пера Шьямалана в данном случае вышла совсем не комиксная история, полная драматизма и, качественного сюжетного развития. Очень в частности порадовал и второстепенный сюжет о детстве одной из похищенных девушек – автор очень аккуратно рассказал эту историю, оставляя множество недосказанности и намеков и органично вплетая ее в главный сюжет (наблюдать за тем как Шьямалан работает с подтекстом одно удовольствие). Да и взаимодействие личностей Кевина  и их раскрытие тоже выглядит очень интересно – все таки это оригинальная история, а не экранизация и автор поработал с ней на славу. Драматическая часть повествования вообще подана органично, без надрыва и плаксивости. Однако, все равно, быстро понимаешь, что на волне ажиотажа по героям комиксов, Шьямалан решил вспомнить славные деньки «Неуязвимого», и такие подтексты как «суперспособности» и «супергерой», потихоньку пробиваются в историю и сдержать их невозможно. Маленький Кевин даже фигурировал в фильме «Неуязвимый» - Брюс Уиллис тогда прошел мимо Кевина и его матери в сцене у стадиона и почувствовал суперчутьем жестокое обращение с детьми (прямо перед встречей с торговцами наркотиками). В «Неуязвимом» Шьямалан далеко опередил тренд и показал, что он может делать качественное кино даже в супергеройском жанре, и по сей день это вероятно один из самых лучших фильмов тематики и при этом абсолютно оригинальный.

Blog post image

Один из недостатков сюжета очень характерен для автора: некоторое провисание интенсивности и уровня напряжения в середине картины. Шьямалан создает прекрасные завязки, и уже доказал свою собственность неожиданно выворачивать историю в последних сценах. «Сплит» в этом плане не стал исключением. Однако в какой-то момент посередине между яркими эпизодами зрителю, возможно, захочется прикорнуть. Но, тот кто уже знаком с работами Шьямалана, наверняка, этому затягиванию не удивится. Хотя на первый взгляд автор все делает верно: история движется, в ней есть хорошие ходы, но некоторое время это больше не выглядит ново и интригующе. Потом правда будет эффектный конец, и все пойдут домой с хорошим впечатлением (наверняка).

Blog post image

Джеймс МакЭвой попал на главную роль, потому что создатели фильма не смогли заключить контракт Хоакином Фениксом, изначальным кандидатом. Хоакин действительно выглядел очень перспективным исполнителем роли Кевина. В целом МакЭвой смотрится неплохо и создает хороший неординарный характер. Лишь иногда, кажется, что некоторые из личностей получаются не слишком убедительными. На удивление неплохо смотрелась Аня Тейлор-Джой. Кстати, возможно, некоторые заметили и самого Шьямалана в эпизодической роли охранника любителя нездоровой пищи.

Хочется отметить интересную операторскую работу Майка Гиулакиса, которого Шьямалан присмотрел после фильма «Оно». Хотя фильм не содержит значительных триллерных элементов и монстров, атмосфера создана нагнетающая и легко уводит зрителя в пугающий мир Кевина.

В итоге можно сказать, что М. Найт Шьямалан вновь создал хорошую примечательную картину, которая станет достойным пополнением его фильмографии (он на самом деле далеко не всегда справляется с работой так хорошо). Завязка на продолжение тоже оказалась крайне неожиданной и многообещающей. Придется с нетерпением ждать нового фильма.

Blog post image

 

4
415
9