Зеленая миля / The Green Mile (1999)

Артемий 2010 M09 14
2095
11
1
0

— Ты любишь свою сестру? Если закричишь, я убью ее. А если закричит она, то я убью тебя. Вы поняли? Да? Т-с-с! голос из темноты   Собственно: Во времена бушующей в США Великой Депрессии, Пол...

— Ты любишь свою сестру? Если закричишь, я убью ее. А если закричит она, то я убью тебя. Вы поняли? Да? Т-с-с!

голос из темноты

 

Собственно:
Во времена бушующей в США Великой Депрессии, Пол Эджкомб работает там, где ему не хотелось - начальником в блоке Е тюрьмы "Холодная Гора". Блоке, для приговоренных к смертной казни уголовников.
В один момент, привозят нового заключенного, такого, какого Пол за всю свою службу не видел - огромного негра по имени Джон Коффи, внешне крайне спокойного, чего не скажешь о его преступлении и приговоре. Не доставляя никаких проблем, время идет своим чередом, до тех пор, пока не выясняется, что Коффи обладает нечто таким, что делает его настоящим чудом среди мрачных стен и решеток.

 

***

Трудно самому поверить, но этот фильм я впервые посмотрел уже десять лет назад. Вышедший в 1999 году, и собрав отличную кассу, он был четырежды номинирован на "Оскар", в том числе, и в номинации на лучший фильм. Что поразительно, он не стал лауреатом, несмотря на высочайшие рейтинги и широкое признание как у критиков, так и у зрителей.

Названный шедевром, он крепко вошел в ТОП 250 по версии IMDb, и по-прежнему заседает в своей нише, что сделало еще один мощный скачок в карьере режиссера Фрэнка Дарабонта, который уже до этого обращался к творчеству Стивена Кинга, сняв в первой половине 90-ых "Побег из Шоушенка", который практически не сдвигаемо сидит в верхушке ТОПа, и короткометражку "Женщина в палате".

Оба фильма Дарабонта сняты, как я уже сказал, по Кингу, и оба - на тюремную тему. Сделав ставку на схожий стержень и место действия, режиссер не прогадал: фильм действительно получился отличным. Уверен, многие, даже большинство, его видели неоднократно.

Сложилось так, что "Зеленую милю" я впервые увидел на видеокассете с авторским переводом (Живов, но могу и ошибаться), а вот в оригинале - только вчера, что и послужило толчком написать рецензию. Не могу сказать, что оригинал открыл какие-то новые грани или смыслы, нет, но просмотр в оригинале позволяет с достоинством отметить крупнокалиберных актеров. А актерских работ в фильме - все до единой заслуживают внимания.

Перво-наперво, стоить отметить главную роль в фильме, а именно Тома Хэнкса, сыгравшего Пола Эджомба. Пол - мужчина слегка за сорок лет, он женат, есть сын. И пусть работа подвергает немалому стрессу и сама по себе требует от человека определенных качеств и свойств, Пол не похож на мрачного и неразговорчивого человека. Но и весельчаком-балагуром назвать его нельзя. Пол - человек ответственный. Он, будучи начальником блока, как сам говорит, пытается не пугать заключенных больше, чем оно надо: они и там находятся недалеко от электрического стула, который в один день может стать совсем близко.

Ознакомившись с уголовным делом Джона Коффи, приговоренного к смерти за двойное изнасилование и убийство, Пол не питает иллюзий по поводу его невиновности, и даже умственная отсталость не может служить оправданием. Настороженно относясь к гиганту за решеткой камеры, он там не менее недоумевает, как он мог совершить столь тяжкое преступление, до тех пор, пока Коффи не показывает, кто он самом деле и что может, излечив Пола от вирусной инфекции.

Сам Джон Коффи, в блестящем исполнении Майкла Кларка Дункана, безусловно - самый сложный персонаж в фильме. Огромный негр (не афроамериканец, нет), с пудовыми кулаками и заторможенной речью, выглядит в блоке смертников как белая ворона. Несмотря на вердикт суда за страшное преступление, Коффи едва ли отдает отчет, за что его посадили в камеру. Не потому что он совсем уж умственно отсталый, а потому, что считает что это часть его сложной судьбы, и он продолжает исполнять свое предназначение даже там.

Роль Дункана была по достоинству отмечена, дав номинацию на "Оскар" за исполнение лучшей мужской роли второго плана. Некоторые сцены с ним сняты настолько трогательно, что зацепят за душу даже законченных циников.

Самая яркая и харизматичная роль в фильме - это девятнадцатилетний уголовник, грабитель и убийца Уильям Уортон, в потрясающем исполнение отличного актера Сэма Рокуэлла.

Несмотря на сволочной характер, и крайне опасное поведение, Уортон привносит в фильм сильное оживление: приговоренный, как и все остальные заключенные, к смертной казни, он в отличие от остальных, не пытается раскаяться и прожить последние дни умиротворенно. Уортон умудряется жить на широкую ногу даже будучи в клетке или смирительной рубашке. Буйный, с прогнившими зубами и татуировкой "Малыш Билли", он, как может, старается досадить своим надзирателям. К примеру, сцена с жеваным пирогом достойна аплодисментов как за выдумку, так и за мимику Рокуэлла.

Рассказывая об актерах, нельзя забыть про актера Дага Хатчинсона, воплотившего на экране младшего надзирателя Перси Уэтмора, чей характер и поступки выглядят дико даже по сравнению с прочим контингентом, что сидит по другую сторону тюремного коридора. Маленького роста, Уэтмор настоящий садист. Всегда аккуратно причесанный, он ненавидит всех вокруг - и своих коллег включительно. Пользуясь связями в окружном конгрессе, он ни во что не ставит даже начальника тюрьмы, и подчиняется приказам старших по званию лишь формально, для галочки. Истинная цель Перси - поучаствовать к экзекуции лично, и отдать приказ для палача. Трусливый и жестокий, на протяжении всей ленты он кажется совершенно бесчеловечным ублюдком, кем, в общем, он и является.

Писать обо всех актерах не имеет смысла, талантов там действительно много: Дэвид Морс, регулярно снимающийся в экранизациях Кинга; Джеймс Кромвелл в роли начальника тюрьмы; Барри Пеппер и Гэри Синиз.

Одноименный роман Кинга я тоже читал, и могу сказать что фильм поставлен с точностью до 95%. Практически единственное отличие - это характер санитара, что ухаживает за больными в доме престарелых (что, впрочем, на сюжет никак не влияет), так что если вы надумаете читать книгу - то не бойтесь, роман не разочарует.

От себя могу сказать, что данный фильм я шедевром не считаю, но признаю, что это действительно выдающаяся лента - шикарно перенесенная на экран режиссером эпоха 30-ых годов в Америке, блестящие актерские работы и интригующий сюжет, который на протяжении трех часов ни разу не даст заскучать. Добиться такого - безусловно талант, и Фрэнк Дарабонт им является, вписав себя только за две удачные экранизации Кинга в анналы кинематографа. Можно конечно долго спорить, получилось ли у него лучше, чем "Побег из Шоушенка", но сам спор, по моему мнению, бессмысленный. "Побег" - это суровая драма о человеке, которого несправедливо осудили пожизненно за преступление, которое он не совершал, а "Зеленая миля" - это тонкая мелодрама об эпохе, эпохе человека, обладающего чудотворящей силой в те неблагоприятные времена, и о людях, что его окружали в последние его дни.

"Зеленая миля" является тем фильмом, который я могу смело рекомендовать всем без исключения, потому что это действительно очень хорошее, и трогательное кино, и не смотря на обстановку: экзекуции на электрическом стуле, тюремный антураж и прочее - фильм не оставляет после себя ни грамма тягостного ощущения.

Оцените пост

1

Комментарии

1
Светлая, но задевающая за живое и глубоко трогающая История. Завораживает и увлекает моментально, смотрится на одном дыхании.
Из категории "must see".
0
Посмотрела этот фильм по ошибке, вместо 8-й мили.
«Их любовь погубила их. Они помогли ему убить себя…и так происходит каждый день во всем мире»
0
Да, действительно фильм шедевр и смотрится на одном дыхании. Я помоему его 5-6 смотрел. Всем тем кто не смотрел рекомендую!!!
0
Книга отличная, и рад, что фильм ей соответствует.
0
Правильная ошибка, такой вот порадокс :)
Показать комментарии
Дальше