Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-2
09:11, 22 июня 2016

Военные игры в энергетическом треугольнике Ближнего Востока

Blog post image

В сети давно гуляет бородатый анекдот про совместные российско-израильские учения десантников, по окончании которых израильский генерал хвалится перед российским военачальником своими "орлами". На что последний с ехидцей замечает, что "орлы", конечно, неплохие, но "по сравнению с нашими - жидковаты".

Несмотря на кажущуюся невероятность ситуации и двусмысленность анекдота, тем не менее именно о подобных совместных военных учениях в Средиземном море, которые должны провести  Россия и Израиль летом этого (следующего?) года, сообщает израильский сайт DEBKAfile. По данным электронного издания, связанного с разведывательным сообществом, эти маневры были согласованы во время встречи в Москве 7 июня между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Принятие этого исторического решения, впервые в современной истории Ближнего Востока, означает конец уникальным отношениям израильских сил самообороны ЦАХАЛ с вооруженными силами США. Сообщается, что на встрече присутствовали глава армейской  военной разведки АМАН, генерал-майор Херци Галеви (Hertzi Halevi), и шеф Моссада - Йосси Коэн (Yossi Cohen).

Blog post image

Предполагается, что российской стороной будут задействованы военно-морские силы с опорой на военно-морскую базу в сирийском порту Тартуса, а также авиация ВКС с базы Хмеймим в Латакии. В свою очередь, израильтяне планируют использовать свои военные объекты в Ашдоде и Хайфе. Согласно источникам издания, двустороннее решение для совместных военных игр было привязано к соглашению позволяющим российским газовым компаниям конкурировать за контракты на разработку шельфовых месторождений в Израиле - Левиафан и Тамар. В то время как Путин пообещал предоставить гарантии защиты энергетическим интересам еврейского государства в регионе, а также для любой будущей инфраструктуры Газпрома близ Средиземноморского побережья. В долгосрочной перспективе, сочетание мощных российских военных кораблей и малоразмерного, но быстроходного израильского флота, построенного для быстрого реагирования на любые прибрежные атаки, может обеспечить эффективную защиту энергетических активов в бассейне Средиземного моря, особенно в районе Кипра, Греции, Турции и Израиля. Среди других активов, они будут включать в себя транспортные маршруты, буровые платформы, газопроводы и подводные оптические кабели.

Наряду с преимуществами, это сотрудничество с российской военной державой, создает оперативные, интеллектуальные, тактические и стратегические риски. Несмотря на то, что учения будут иметь ограниченный характер, они нуждаются в предварительной подготовке, тщательном распределении заданий, миссий и ресурсов, определении полетных траекторий и морских путей, а также заранее отобранным целям в качестве ориентиров для определения результатов совместных маневров. Должны быть установлены радио- и другие коммуникационные сети, а также определена степень обмена разведывательной информацией, в том числе некоторыми военными секретами. Для того, чтобы совместные учения прошли как можно более безопасно, а также, насколько это возможно, обеспечить охрану своих военных секретов, Путин и Нетаньяху определили район воздушных и морских маневров вдали от побережья.

По мнению издания, долгосрочное соглашение с Россией избавит Израиль от зависимости перед США, главного союзника Израиля с момента его создания. Тем не менее, этот шаг, скорее всего, может вызвать недовольство Дамаска, который остается в состоянии войны с Израилем после аннексии сирийских Голанских высот в 1981 г. После войн между Израилем и Сирией в 1948, 1967 и 1973 гг., между этими странами мирный договор не заключался.

Blog post image

Однако стоит отметить, что столь неожиданный разворот в отношениях России и Израиля произошел после 19 мая, когда в отставку подал израильский министр обороны Моше Яалон. До этого в начале года прошел шквал дипломатической активности армирующий трехсторонний союз между Израилем, Грецией и Кипром, писал The Jerusalem Post в начале этого года. Три страны имеют очевидные экономические интересы в том, что они называют "энергетический треугольник" в Восточном Средиземноморье, где Израиль и Кипр открыли для себя огромные залежи природного газа. В числе наиболее масштабных совместных проектов называлось создание подводного газопровода из Израиля и Кипра на Крит и далее, в материковую Грецию, чтобы облегчить экспорт газа в Европу; параллельно существовали планы на прокладку 2000 мегаваттного подводного кабеля  по тому же маршруту. В первую очередь, для обороны этого "энергетического треугольника" предполагались совместные военные учения и  выделение воздушного пространства для учений ВВС Израиля после потери турецкого неба в 2010 году.

Тесные связи трех стран основаны на слиянии стратегических интересов в охваченном войной регионе. Все трое имеют общий интерес в сохранении ситуации хаоса только в рамках территориальных границ Сирии; другими словами, прослеживалось желание оградить себя от противостояния между Исламским государством (ДАИШ) и вновь возникшей доминантной осью Россия-Иран-Хизбалла в регионе, а также в противовес гегемонистским региональным амбициям Турции. Признавалась необходимость создания новых местных альянсов, учитывая снижение американского влияния в регионе, но в то же время, все три страны декларировали готовность его расширить, чтобы включить в него других ключевых игроков, как Египет и Италию и, в определенных обстоятельствах, возможно, даже Турцию. Предполагаемой целью подобного союза станет создание широкого умеренного фронта из неарабских стран Восточного Средиземноморья / Ближнего Востока и умеренных суннитских государств, при поддержке США, несмотря на региональный откат. Заключенный между странами меморандум по прокладке энергокабеля и довольно спорного подводного газопровода, на котором настаивал Нетаньяху, основан в том числе и на надежде израильского премьера в привлечении Турции к новым проектам, как альтернативе поставкам российского газа.

Разрыв тесных связей между Израилем и Турцией в результате инцидента с судном "Мави Мармара" в мае 2010 года (в котором израильские коммандос взяли штурмом турецкое судно, угрожая морской блокадой сектору Газа), стимулировал расцвет военного сотрудничества Израиля с Грецией и Кипром. После череды взаимных визитов греческого и израильского премьеров, к октябрю 2010 года, израильские и греческие воздушные силы уже проводили совместные учения в Греции. Затем через год последовали совместные учения ВВС Греции и Израиля на авиабазе Увда в пустыне Негев, с имитацией воздушных "собачьих свалок" и наземных атак, а также дозаправки в воздухе. Подобные учения проходили в следующем году над Пелопоннесом. В ноябре 2013 года, Израиль значительно повысил уровень совместной подготовки израильских военно-воздушных сил (IAF) в самых больших воздушных маневрах "Голубой флаг" (Blue Flag), в которых были задействованы семь израильских эскадрилий и по одной из военно-воздушных сил США, Греции, Италии и Польши.

Blog post image

ВМС США вместе со своими союзниками из греческих и израильских военно-морских сил, проводят учения Noble Dina в восточной части Средиземного моря, 14 мая 2015 года.

Масштабные учения, которые включали имитацию нападения на базы противника, избегая обнаружения зенитными радиолокационными системами (ЗРК) и ракетной атаки условного противника, были повторены в конце октября-начале ноября 2015 года, когда обе страны провели совместные военно-морские учения. После того, как в 2011 году, Турция, вышла из ежегодно проводимых морских маневров "Reliant Mermaid" с Израилем и США, ее заменила Греция, а название мероприятия было изменено на "Noble Dina". К тому же, сценарий учений от поисково-спасательного сменился на оборонительно-атакующий, в том числе на борьбу с подводными лодками и противодействию атак на морские буровые газовые платформы. Израиль и Греция подписали соглашение о оборонном сотрудничестве обороны в январе 2012 года; Кипр последовал этому примеру в феврале. Кипрское соглашение позволяет использовать силы самообороны ЦАХАЛа в кипрском воздушном пространстве и территориальных водах вокруг острова в учебных целях и для защиты жизненно важных энергетических ресурсов.

Названные "Onisilos-Gideon", и последовавшие затем совместные учения на Кипре были вновь проведены в 2014 году, с участием десятков истребителей ВВС Израиля (IAF) и самолетов поддержки, имитировавших стрельбы по целям на суше и на море от Лимассола до Пафоса. Обе страны также провели ряд совместных военно-морских учений, направленных на защиту морских газовых платформ. До последнего времени, было известно только об одном подлинном инциденте во время учений израильско-кипрского альянса: в сентябре 2011 года  истребители IAF совершили облет турецкого Северного Кипра, как предупреждение турецкому сейсмическому научно - исследовательскому судну, зашедшего в кипрские воды. Турецкой стороной это было воспринято как преднамеренная провокация в давнем споре между Турцией и Кипром по офшорной разведке газа.

Blog post image

Греческие и кипрские чиновники полагают, что Израиль рассматривает Кипр как огромный стратегический авианосец, и намекают на возможность для ЦАХАЛа установки радара на острове, который, по их мнению, внес бы важный вклад в обеспечение безопасности Израиля и придал бы ему элемент стратегической глубины. И хотя, Израиль разработал свою собственную систему морского варианта "Железного купола" для защиты средиземноморских газовых платформ в его исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и территориальных водах, однако, по мнению экспертов обороны Израиля, совместная интегрированная система защиты с Кипром и Грецией стала бы более эффективной. Кроме того, с точки зрения Израиля, этот альянс мог бы послужить еще одним связующим звеном между Израилем и ЕС, ключевым элементом в его внешних отношениях.

Между тем, по мнению израильской прессы, в 1970-е и 1980-е годы, Кипр был рассадником для палестинского террора. В конце февраля, в знак нового времени, теперь уже бывший израильский министр обороны, Моше Яалон поздравил кипрские силы безопасности в срыве попытки Ирана и Хизбаллы создать террористическую инфраструктуру на острове. Тем не менее, при всей важности возникновения трехстороннего альянса, он существенно не повлиял на расстановку регионального баланса сил.

В самом деле, он полностью омрачен двумя недавними стратегическими событиями с серьезными последствиями для будущего региона. Де-факто альянс России-Ирана переломил ситуацию в боевых действиях в Сирии, вследствие изменения ближневосточной политики США, что сделало возможным вмешательство России в борьбу за региональное господство в Сирии. Использовав вакуум, созданный бездействием Америки, чтобы ввести в сентябре прошлого года подавляющие военно-воздушные силы для поддержки наземных иранских прокси-военных формирований, Хизбаллы, шиитских бригад - иракской Бадр и афганской Ливы Фатимийюн, иранского Корпуса Стражей (КСИР) и сирийской армии, верной президенту Башару Асаду.

В любом будущем урегулировании в Сирии, Россия и Иран, скорее всего, превратится в энергетических брокеров Нового порядка на Ближнем востоке. В худшем случае, Израиль может столкнуться с повышенной угрозой для его восточных Средиземноморских газовых активов, и даже, возможно, с иранской революционной гвардией или боевиками Хизбаллы  вдоль его северной границы с Сирией, пишет израильская пресса. Тегеран будет контролировать так называемый шиитский полумесяц, простирающийся от Ирана в восточной части Средиземного моря через Ирак, Сирию и Ливан; Россия будет демонстрировать силу в восточной части Средиземного моря через сирийский порт в Тартусе, Пафос на Кипре и Александрию в Египте.

Это усиление российской и иранской власти в регионе произошло в основном за счет нежелания президента США Барака Обамы использовать силу или угрозу силы в международных отношениях - отдавая предпочтение дипломатии как средству урегулирования разногласий. Это позволило другим акторам, как Россия и Иран, практически без потерь, беспрепятственно вести свою собственную игру. Таким образом, перед Израилем возник большой вопрос: является ли подход Обамы собственной позицией или  он отражает изменение в американском стратегическом мышлении, в том числе в ближневосточной политике.

В то время как тройственный союз Израиля, Греции и Кипра не обладая серьезной силой, мог бы стать основой для  создания более широкого фронта, компенсируя расширение влияние России и шиитской власти Ирана.  Как предполагало израильское издание в начале марта, это будет зависеть от двух ключевых факторов: степени, в которой Израиль сможет договориться с палестинцами, и станет ли следующий американский президент формировать более жесткую картину мира.

Таково было положение дел в энергетической политике Израиля с точки зрения израильской прессы, когда внезапно все переменилось к середине мая. В ночь на 19 мая рухнул в Средиземное море египетский лайнер А320 выполнявший рейс MS804 между Парижем и Каиром, а в тот же день днем подал в отставку израильский министр обороны Моше Яалон. Естественным образом возникает вопрос: как связаны между собой эти казалось бы два независимых события? И почему крушение египетского авиалайнера так быстро исчезло с новостных полос мировой прессы? А поступающие сообщения о поисках обломков самолета освещаются лишь специализированными авиационными изданиями, да короткими официальными строками французского и египетского органов по расследованию?

Продолжение следует...

-2
648
1