Катастрофа А321 «Когалымавиа» над Синаем: версии

2781
25
0
-2

По признанию большинства аналитиков, еще не пришло время делать выводы, однако уже сейчас есть понимание того, что мнение заинтересованных сторон будет складываться в пользу выгодной им версии...

Фото с сайта channelnewsasia.com

Владимир Путин дал согласие на предложение директора ФСБ Александра Бортникова приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321. Он поручил правительству отработать механизмы реализации рекомендаций Национального Антитеррористического Комитета и обеспечить возвращение на родину граждан России.

Airbus A321-231 авиакомпании "Когалымавиа", выполняя чартерный рейс KGL9828 из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург под брендом "Метроджет" (Metrojet), потерпел авиакатастрофу над Синайским полуостровом.  Межгосударственный авиационный комитет (МАК) подтвердил информацию о разрушении лайнера в воздухе, сообщив что все 224 человека, находившиеся на борту погибли. По данным газеты Коммерсант, расшифровка бортового регистратора, находившегося в хвостовой части самолета, ясности в обстоятельства крушения не внесла. Бесполезными могут оказаться и записи речевого самописца, который оказался сильно поврежден, пишет издание.

Изображение с сайта metro.co.uk

И это пока все, что говорят российские официальные органы на сегодняшний день, спустя более недели после авиационной катастрофы. Тем не менее, многие авиационные эксперты, представители "Когалымавиа" и средства массовой информации, со ссылкой на "неназванные источники" уже выдвигают различные версии произошедшего с этим бортом.

По признанию большинства аналитиков, еще не пришло время делать окончательные выводы, однако уже сейчас есть понимание того, что мнение заинтересованных сторон будет складываться в пользу выгодной им версии, и выяснение причин может затянуться на неопределенное время. Подавляющее большинство российских экспертов  высказывают предположение о некачественном ремонте после полученного повреждения хвостовой части в 2001 году, при посадке в Каире, о "технических неполадках", о которых якобы сообщил экипаж этого борта, и наконец о некоем "внешнем механическом воздействии" на котором настаивают представители авиакомпании.

Изображения с сайта keri.ee

Между тем, свою версию о взрыве на борту выдвинуло американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor. В отчете, опубликованном специалистами агенства, отмечается, что  вероятность других версий гибели лайнера маловероятна, в том числе и возможное использование переносных зенитно-ракетных комплексов ПЗРК.

Изображения с сайта keri.ee

Эксперты утверждают, что бомба могла быть пронесена на борт и размещена в багажном отсеке, или его подрыв мог совершить смертник из числа пассажиров. Stratfor пишет, что система безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха, где взлетел российский борт, находится не на должном уровне, и потому вполне вероятно, что взрывное устройство оказалось на борту воздушного судна. Авторы доклада не исключают, что несмотря на то, что до сих пор никаких подтверждений о том, что в обломках А321 выявлены следы взрывчатого вещества, не имеется, но это не означает, что они не будут найдены впоследствии.

Изображения с сайта keri.ee

Тем не менее, следователь участвовавший в расшифровке данных параметрического самописца, сказал 6-го ноября, в пятницу, что они помогли отчетливо распознать звук взрыва во время полета, передал телеканал France 2. В тоже время, он отметил, что "взрыв не связан с поломкой двигателя", и "речь идет не о проблеме безопасности полета, а об общей проблеме с обеспечением безопасности". При этом, под безопасностью полетов имеется в виду действия экипажа или возможный несчастный случай, а общая проблема с обеспечением безопасности — это внешнее воздействие, ведущее к уничтожению летательного аппарата, разъясняет другое французское издание "Пуэн", со ссылкой на свой информированный источник. По его словам, согласно полетным данным, полученным с бортового регистратора, после того, как раздался звук взрыва, на борту самолета произошло отключение электропитания, вследствие чего запись была прервана.

Пресс-конференция египетских властей, как и предполагалось, никакой ясности не внесла. Ранее, ТАСС со ссылкой на неназванный источник в Каире проинформировал, что на месте крушения А321 обнаружены "элементы, не относящиеся к конструкции самолета", и они могут быть предназначены например, "для дайвинга". Однако, официального подтверждения эта информация не получила.

По мнению экспертов, если версия теракта получит подтверждение, весь туристический рынок России, и без того находящийся в плачевном положении, могут ждать радикальные негативные изменения.

Косвенно версию со взрывом подтвердили в министерстве обороны США: телеканал CBS News со ссылкой на Пентагон передал, что американский спутник зафиксировал тепловую вспышку во время крушения А321, при этом отмечается, что инверсионный след от какой-либо ракеты не зафиксирован. Правда, представитель Пентагона заявил, что тепловая вспышка может относится как к моменту взрыва в воздухе, так и столкновению самолета с землей. Более того, она вообще могла иметь отношение к спецоперациям египетской армии на Синайском полуострове.

Ранее Пентагон не раз попрекали в отсутствии спутниковых фото и подтверждений запуска ракет БУКа во время крушения малазийского борта MH17 над территорией Украины 17 июля прошлого года. Снимки они позднее опубликовали, но заретушированные, а вот инверсионный след не стали. Хотя в интернете полно спутниковых снимков с инверсионными следами самолетов.
Почему же сейчас они этого не подтверждают? Тепловую вспышку ведь зафиксировали? Или не хотят?

Американские военные используют две системы инфракрасных спутников раннего предупреждения. Более "старая" DSP (программа поддержки обороны) и новая SBIRS (Space-Based Infrared System.) Обе системы США предназначены для обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет и имеют полу-глобальный охват. Они используют инфракрасные спутники с телескопами предназначенные для поиска инфракрасного следа запусков ракет. Кроме того, они способны обнаружить и другие события, такие как метеорные болиды, запуски с кораблей, надводные взрывы и, как утверждается, взрыв самолетов.

Изображения с сайта sattrackcam.blogspot.com

Какие из SBIRS спутников находились над районом Синая на 31 октября 2015 года, на 4:13 UT? Как минимум, это два спутника SBIRS : геостационарный SBIRS GEO 2 (2013-011A) на долготе 20 E, и контрейлерный пакет SBIRS на спутнике TRUMPET-FO США 184 (2006-027A) на сильно вытянутой высокой эллиптической орбите (ВЭО).

Изображения с сайта sattrackcam.blogspot.com

Тепловой след ракеты в силу слабости излучения мог быть и не зафиксирован, что представляется сомнительным, а вот тепловой след взрыва самолета вполне. С другой стороны, американские военные не очень-то и хотят раскрывать возможности своих спутников. Есть и другие соображения, но о них позже.

Между тем, практически сразу после крушения A321 ответственность за катастрофу взяли на себя боевики группировки "Ансар Бейт аль-Макдис" ("Партизаны Иерусалима"), присягнувшие на верность лидеру ИГ Абу Бакр аль-Багдади. "Солдаты халифата успешно атаковали российский самолет на Синае. Бойцам "Исламского государства" удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты", - привели зарубежные информагентства заявление на арабском языке, распространенное в социальных сетях. Через некоторое время они выступили с повторным заявлением, но уже на русском и английском языках.

Китайский рупор правящей политической партии КНР "Женминь Жибао" отвечая на вопрос, почему подразделение ИГ немедленно взяло на себя ответственность за авиакатастрофу, объясняет, что это обусловлено по меньшей мере двумя соображениями: "во-первых, Россия уже месяц совершает воздушные удары по сирийским повстанцам, включая и ИГ, было сделано около тысячи самолетных вылетов, уничтожено около тысячи военных целей, подавлены военные действия ИГ в Сирии, поэтому утверждение, что падение российского самолета – это ответ России, является ничем иным, как попыткой запугивания Путина и российского народа; во-вторых, "признание" ИГ своей ответственности является заявлением о своих военных возможностях всему миру, к тому же растущая мощь ИГ формирует угрозу безопасности для международной гражданской авиации. Можно сказать, что данное крушение самолета является попыткой психологической атаки ИГ, однако использование столь трагического события в политических целях также демонстрирует экстремистскую направленность ИГ".

Однако эта версия, по мнению большинства авиационных экспертов, маловероятна. Считается, что исламистская группировка Wilayat Sinai, как они теперь себя называют, в этом регионе не обладают оружием, способным уничтожать воздушные цели на высоте более четырех тысяч метров, наподобие зенитно-ракетного комплекса "Куб" попавшего в руки боевиков, в то время как A321 находился на эшелоне превышающем десять тысяч метров.

Заявление об атаке боевиками "Исламского государства" опроверг и министр транспорта России Максим Соколов: "Мы находимся в тесном контакте с нашими египетскими коллегами, авиационными властями этой страны. И на данный момент у них нет никакой информации, которая подтверждала бы подобные измышления".

Несмотря на это, большинство западных и российских авиакомпаний приостановили полеты над Синайским полуостровом до окончания расследования.
Рейс KGL 9268 компании "Метроджет", далеко не первый пассажирский лайнер, потерпевший крушение над Синайской пустыней. В феврале 1973 израильские ВВС сбили ливийский пассажирский лайнер, который из-за сильной песчаной бури сбился с пути, и оказался над секретным израильским объектом, - атомной электростанцией в Димоне, где Израиль производил ядерное оружие. Несмотря на то, что лайнер взял направление на Каир, а не на Израиль, израильские ВВС все же его сбили, при этом погибло 108 из 113 человек на борту. Израильский премьер Голда Меир, место которой Советский Союз "прохлопал", поздравила командира израильских ВВС с успешным выполнением боевого задания. Израиль тогда так и не понес наказания, и даже не выразил сожаления по поводу гибели гражданских лиц.

Подобный случай с ракетной атакой на Airbus A320-200  немецкой авиакомпании лоукостера Germanwings, произошел недавно во французских Альпах 24 марта 2015 года. Тогда лайнер начал снижение в зоне расположения сразу нескольких стратегических объектов. И первым из них по уязвимости является Центр ядерных исследований Кадараш (Cadarache) созданный Комиссариатом по атомной энергетике (CEA) 26 октября 1959, прежде всего, для изучения новых типов реакторов: реакторов на быстрых нейтронах (FBR) и был сбит французскими "Миражами-2000" поднятыми по тревоге. Впрочем, этот случай был списан на невменяемого летчика Андреа Любитца, якобы направившего самолет в "смертельное пике" вследствие своего душевного расстройства и впоследствии был замят французским бастионом против шпионажа - Генеральным директоратам внешней безопасности DGSE.

Между тем, информацию об аналогичном инциденте вечером 6 ноября, сообщила газета Daily Mail,узнав о том, что за пару месяцев до авиакатастрофы А321 унесшей жизни 224 человек, в небе над Шарм-эль-Шейхом неизвестные пытались сбить ракетой самолет британской авиакомпании Thomson. По словам британских пилотов, это случилось 23 августа, когда самолет со 189 пассажирами направлялся из Лондона в Шарм-эль-Шейх. Уже на подлёте к аэропорту пилот увидел летевшую в направлении лайнера ракету и, резко совершив маневр в левую сторону, сумел избежать встречи с ней буквально в 300 метрах от борта. Тогда, по данным Daily Mail, пилотам сообщили, что эта ракета была случайно выпущена во время учений египетской армии. Пассажирам лайнера ничего не сказали о случившемся в воздухе. Впоследствии, департамент транспорта Великобритании подтвердил информацию, сообщенную сотрудниками авиакомпании Thomson.

В связи с этим, вызывает интерес и странное отклонение от маршрута чартерного рейса N4-1970 авиакомпании Норд-Винд, выполнявшего полет 30.10.15 из Шарм-эль-Шейха в Самару, буквально за день до авиакатастрофы "Метроджета", о котором сообщил в социальной сети один из пассажиров.

По данным газеты The Sun, переговоры неких неустановленных британских джихадистов, обсуждавших итоги крушения лайнера "Метроджет" в аэропорту Шарм эль Шейха, через несколько минут после авиакатастрофы, были перехвачены спецслужбами США. Но никакого предварительного предупреждения о взрыве не были получены ни ЦРУ, МИ-6 или Агентством национальной безопасности США. Источники издания также сообщили, необычное крушение объяснится тем, что взрывное устройство было контрабандным путем пронесено на борт самолета Метроджет"", намекнув на "крота", который все еще может находиться в аэропорту Шарм эль Шейха. Это может объяснять, почему британский премьер Дэвид Кэмерон выступил с решением приостановить все полеты.

Что же происходит на Синайском полуострове?

Изображение с сайта israellycool.com

С 1979 года согласно заключенного израильско-египетского соглашения, Синайский полуостров, который был возвращен Египту после израильской оккупации, поделен  по условным вертикалям на четыре зоны.

В двух зонах: на западе и в следующей за ней полосе, Египет содержит мотопехотную дивизию общей и четыре батальона пограничных войск, которые поддерживают безопасность, совместно с местной полицией. В восточной зоне, уже без егпетского военного присутствия, находится международный военный контингент, в составе представителей 12 стран, в том числе США, Канады и Новой Зеландии, а также Египта и Израиля. А вот уже в четвертой зоне, представляющей собой узкую полосу израильской земли, Израиль разместил 4 пехотных батальона.

Кроме того, по информации БиБиСи, одновременно с официальной военной мозаикой, существует и неофициальное деление Синайского полуострова еще на три, но уже горизонтальные зоны:

Южный Синай: курортная зона относительно богатого и сильно укрепленного региона, который Египет относит к стратегически важным для себя, куда входит и Шарм-эль-Шейх.

Средний Синай: мало заселённая зона, слабо контролируемая египетскими силами безопасности и военными, в которой большую часть занимает пустынное плато Ат-Тих.

Северный Синай: самая проблемная зона вокруг городов Эр-Ариш, Рафах и Шейх-Зувейд граничащая с Израилем в которой нет египетского присутствия.

Вполне логично предположить, что российский самолёт  мог быть сбит израильскими ВВС над израильской зоной Синая в 20 км от египетско-израильской границы, где по сообщениям прессы с 18 октября вплоть до 3 ноября на базе "Увда", в районе г.Элиата, Израиль проводил самые большие международные воздушные учения "BlUE FlAG-2105". Для осуществления операции против российского борта А321 мог быть использован один из тактических разведывательных БПЛА, выпускаемых израильским концерном Israel Aerospace Industries, IAI. Беспилотник может быть оборудован ракетами класса "воздух-воздух", тепловизорной системой, лазерным целеуказателем, оборудованием РЭБ для глушения сотовой и других систем связи в широком диапозоне частот, системой предупреждающей о воздействии РЛС и другим оборудованием. К слову сказать, из сообщений прессы известно, что российский "Оборонпром" уже давно сотрудничает с израильской компанией IAI, собирая тактические беспилотники на "Уральском заводе гражданской авиации" под Екатеринбургом.

Между тем, информация опубликованная ранее израильским сайтом  Debka file, специализирующегося в области военной разведки на Ближнем Востоке, постепенно обновляется и находит свое подтверждение. В последние месяцы, ИГ отправил своих офицеров, бывших высокопоставленных членов армии Саддама Хусейна с тем, чтобы создать широкий фронт против египетской армии и наладить контрабандные поставки в Синай и в сектор Газа из Ливии передовых зенитно-ракетных систем для этой группировки. Именно об этой цитадели боевиков, близ поселения Аль-Хасана в центре Синайского полуострова, возле которого найден разбившийся самолет, находящейся в 20 минутах лета от горной местности Джабель ал-Халаль, в которой находятся основные базы "Ансар Бейт аль-Макдис" и писал израильский военный ресурс.

В отчете военного эксперта IHS Джейнс о действиях группировки Ансар Бейт аль-Макдис (Wilayat Sinai), филиала ИГ на полуострове Синай, упоминается пропагандистское видео, в котором боевики используют переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК ИГЛА SA-18 ), способный достигать высоты около 10000 футов.

Тахрирский институт ближневосточной политики также отзывается о ней как о "самый сильной и хорошо скоординированной группе в Египте, в распоряжении которой находится самое современное оружие, в том числе переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), реактивные гранаты, системы Град и минометы ".

На следующий день после нападения на здание Управление безопасности г. Мансуры 24 декабря 2013 г, группа выпустила видео о нападении на вертолет, использовав ПЗРК, на борту которого погибли пять человек.Египетские СМИ подтвердили этот факт.

А в июне 2014 года сообщалось, что ИГИЛ приобрела стингеры с военных баз, которые достались им в Ираке.

Бывшие офицеры Саддама Хуссейна, составляющие костяк военизированного "Исламского государства", прошли подготовку в военных училищах СССР и к тому же участвовали в ирано-иракской войне 1984 года. Еще тогда, иранская армия использовала против них беспилотники оснащенные РПГ.

IRIAA персонал NEZAJA готовит Мохаджер-2  на мобильный стартовой рампе. Фото Fars News Agency

Опыт их использования приобретался также и в сотрудничестве с терорристической ливанской Хизбаллой, которую впоследствии снабжал Иран. К примеру, небольшой разведовательный БПЛА Mirsad-1, используемый для атаки на израильские объекты, по утверждениям Хизбаллы, разработан ими у себя, в то время как в некоторых докладах указывается, что Хизбалла приобрела до восьми БПЛА из Ирана, и Mirsad, как сообщается, является модифицированной версией иранского разведывательного БПЛА Мохаджер 4, способного подниматься на высоту до 27000 футов (7,62 км.)

Год назад, в сентябре,во второй день "Недели священной обороны" в Иране в присутствии замминистра обороны и поддержки вооруженных сил прошла презентация первого беспилотного летательного аппарата (UCAV)  Садег-1 ("Sadegh-1" или"Allegiant-1"), вооруженного зенитными ракетами.  По внешнему виду и компоновке, Садег-1 похож на проверенной и надежный Мохаджер-4 (" Переселенец-4"). Вооружение состоит из адаптированного ПЗРК "Misagh" ("Пакта", дальность поражения 5 км., высота 4 км.) для использования в роли ракеты воздух-воздух, установленных под крыльями на двух точках подвески. По словам бригадного генерала Амир Хатами, присутствовшего на церемонии презентации новой боевой машины, новый беспилотник, был создан специалистами минобороны и организациями авиакосмической индустрии для нужд вооруженных сил ИРИ.

Презентация БПЛА Моджахер-4 (Mojaher-4) с двумя ПЗРК Патха ("Misagh"). Фото Fars News Agency

Медийный ресурс Iran Russion Radio цитирует слова генерала Хатами: "Этот беспилотник способен перехватывать и уничтожать все воздушные цели, в том числе истребители, вертолеты и другие БПЛА противника".

Безусловно, возможное использование Wilayat Sinai беспилотников с зенитными ракетами вызывает много вопросов и главный из них это отсутствие следов взрывчатых веществ на обломках. Кроме того, наличие среди обломков элементов, "не относящиеся к конструкции самолета" наводит на мысль, что такие следы по всей видимости есть, но их индентификация представляется затруднительной для российских специалистов. Вероятно именно поэтому российские власти обратились к ФБР за помощью в расследовании крушения A321 в Египте, сообщает CBS. По данным издания, эта помощь понадобилась для экспертизы взрывных устройств.

Почему российские официальные издания отвергают версию с терактом, вполне понятно по причинам сформулированным китайским изданием. Но, вот почему западные, а вслед за ними и мировые СМИ отвергают версию ракетной атаки и всеми силами через различные информационные и аналитические ресурсы подталкивают общественное мнение к версии с заложенной на борту бомбой наводит на мысль, что делается это намеренно.

И если это действительно так, то вероятно следует копнуть глубже не удовлетворяясь той информацией, что старательно преподносят различные информационные агентства. И причины произошедшей трагедии унесшие 224 человеческие жизни возможно лежат в плоскости так называемой "конспирологии". И возможно в ней же кроются все ответы на наши вопросы....

UPD1: В то время как кремлевская администрация, в лице пресс-секретаря Дмитрия Пескова заявляет о том, что версии о крушении пассажирского самолета А321 "Когалымавиа", выдвинутые не следствием, носят характер "непроверенной информации или каких-то спекуляций", комментируя заявления британских властей о том, что причиной крушения российского самолета в Египте мог быть взрыв бомбы на его борту, сами британцы предпочитают действовать.

Абу Усама аль-Масри является "личностью, вызывающей интерес у следствия". Фото с сайта thesundaytimes.co.uk

В британском правительстве заявляют, что получили данные о причастности лидера ячейки террористической организации "Исламское государство" на Синае, египетского проповедника Абу Усамы аль-Масри к возможной организации взрыва на борту российского лайнера А321, сообщает Sunday Times со ссылкой на собственные источники в правительстве.

"Подозреваемый был идейным вдохновителем теракта в результате которого был сбит российский пассажирский самолет вылетевший из Шарм эль Шейха… Руководство разведки считает, что самолет, на борту которого были 224 пассажира, разбился из-за бомбы, собранной силами ячейки ИГ на Синайском полуострове. Лидер группы Абу Усама аль-Масри, египетский проповедник, заключил соглашение с ИГ в прошлом году в Сирии", — отмечает в воскресенье вечером издание.

"Чиновники Уайтхолла (правительства) подтвердили на выходных, что Масри является "личностью, вызывающей интерес у следствия", и Британия могла бы помочь Египту и России в миссии по захвату или ликвидации (террористов). Такой шаг может включать задействования британского спецназа SAS в Египте", — пишет газета.

По данным издания, человек, известный как Масри, заявил об ответственности за крушение российского самолета в прошлую среду в аудиозаявлении, размещенного в интернете. В тот же день премьер Великобритании Дэвид Кэмерон распорядился прервать авиасообщение с Египтом и эвакуировать британских туристов из Шарм-эш-Шейха.

UPD2: Египетские власти дали согласие на предложение оказать помощь в расследовании причин крушения лайнера А321 российской компании "Когалымавиа" со стороны американского Федерального бюро расследований (ФБР), сообщает Русская служба БиБиСи.

"Мы получили от американцев предложения поучаствовать в расследовании в составе следственной группы и их незамедлительно одобрили", – приводит британское издание слова министра иностранных дел Египта Самех Шукри сказанные им в интервью телеканалу Си-эн-эн.

По мнению БиБиСИ со ссылкой на слова Шукри, одной из причин согласия, стало то, что американская компания Pratt & Whitney участвует в производстве двигателей, которые устанавливают на самолетах Airbus.

Американская компания Pratt & Whitney в составе консорциума International Aero Engines из 4-х производителей авиационных двигателей  разработала камеру сгорания и двухступенчатую с воздушным охлаждением турбину высокого давления для двигателя V2500-A5, устанавливаемого на А321. Проявляемый интерес ФБР к этой авиационной катастрофе и в частности к тому, что могло произойти с двигателем самолета, который по мнению некоторых авиационных специалистов, по всей видимости разрушился еще в воздухе, выходит за рамки обычного расследования.

Ad

Rate post

-2

Comments

Login to comment