Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
17
07:24, 29 мая 2016

Фантастический концерт Forte Music Fest, день второй

В городе возник ажиотаж вокруг благотворительно-культурного мероприятия проводимого Форте банком (бывшим Альянсом, слитым с Темир и Форте). На одном только ювижне прочитала кучу блогерских заметок об этом мероприятии. На концерте встретила блогеров @Beethoven, @madinar, @Omaprem, получилась мини-ювиженка без фирменных маек и употребления горячительных напитков, но тоже было весело, рачительная Оксана раздала яблоки, потом сушки, естественно, не во время концерта, до! Мы туда пришли пораньше, чтобы ворваться в зал и найти себе место - концерт был бесплатный. Я воочию увидела, как надо вести себя блогеру на концерте классической музыки: @Omaprem и @madinar по разу сходили на балкон со стоячими местами ради акустического и визуального разнообразия. @Beethoven никуда не ходил, зато ушел в астрал и немного дирижировал со своего места, совсем чуть-чуть. Вот, что он написал об этом концерте: http://yvision.kz/post/695275

Blog post image

И зачем я после Бетховена пишу? Наверно потому, что это мой второй приход в филармонию на концерт симфонической музыки. Раньше я не хотела тратить время на то, чтобы куда-то пойти и скучно сидеть в одной позе, когда то же самое можно послушать дома, и вообще, можно не слушать, это же не опера! А тут до меня дошло, что если собрались первоклассные музыканты, вдохновенно играющие отборный репертуар, то это исключительно сильное удовольствие, может смогу в этом кого-то убедить. Короче, это записки профана, одержимого культуртрегерством.

За начинку фестиваля, то есть приглашение музыкантов со всего света и подбор произведений, отвечал артистический директор фестиваля, дирижер и скрипач Арман Мурзагалиев. Вот он, такой вдохновенный.

Blog post image

Концерт начался «Шестью румынскими народными танцами» Бэлы Бартока, мне, правда, музыка показалась венгерской, чардашной, туда ввели солистов, исполняющих соло на домбре, кыл-кобызе и армянской дудке тав шви. (солисты Арман Жудебаев, Ардак Итикеева и Паргев Хачатрян). В этот момент я еще была не разогрета и восприняла это как пижонство бородатого дирижера. Вспомнила Василия Аксенова с его: «портрет Карла Маркса предполагал разгул блох», бородатого Джорджа Харрисона с ситаром и другие причуды богемы.

Далее концерт захватил. Следующим номером была «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где партию фортепиано импровизировал вундеркинд из США Максим Ландо. Эта шемяще-томительная музыка унесла меня на Американский Юг, в страну Диксиленд, в жару, где медленно течет река Миссисипи, где-то бегают Том Сойер и Гек Финн и мелкая белая пыль щекочется у них между пальцами босых ног, хлопковое поле и черные братья идут с работы. Мне отец рассказывал о своём самом сильном музыкальном впечатлении: он, молодой человек из Каунаса, приехавший в Москву учится во ВГИКе, однажды гулял жарким летним вечером по Москве, в году так 1958 и услышал звуки «Голубой рапсодии» из открытого окна. Он остановился у этого окна и не мог идти дальше, слушал и слушал, пока музыка не закончилась. Максим Ландо импровизировал, и это были хорошие импровизации. Глядя на него, я вспомнила одно социо-антропологическое исследование: взяли представителей разных профессий и сделали подробное полное описание их внешности, от формы носа и ушных раковин до пяток. Выявились закономерности, каждая профессиональная группа имеет общие признаки, летчики обладают определенной внешностью, математики тоже похожи друг на друга. Пианист Максим Ландо похож чем-то и на Люка Дебарга, и на молодого Андрея Гаврилова, и на Владимира Горовица, и на местного вундеркинда Рахата-Би Абдысагина. Это удивительно. Теория работает.

Далее прозвучала Соната № 1 Альфреда Шнитке. Я этого композитора держу за гения, потому что до этого слышала одно его произведение, балет «Эскизы» по мотивам произведений Гоголя. Он умудрился перевести прозу Гоголя в музыку, изобразить персонажей Гоголя, его образный язык, смех, мистику, при этом музыка очень красивая, симфоническая и дансантная, то есть танцевальная. Спрашивается, а чего это меня потянуло слушать балет Шнитке? После просмотра балета Алмаса Серкебаева «Тлеп и Сары кыз», унылого и бездарного набора нот! Я должна была узнать, как пишут балеты современные композиторы-«авангардисты»! А то вдруг я чего-то не понимаю и в музыке, и вообще, в жизни? Убедилась! В музыке я разбираюсь.

Это произведение – эксперимент Шнитке. Он разъял музыку на составные элементы, фрагментировал ее, сделал анализ без синтеза, препарировал музыку как анатом. И музыка стала мертвой. Произошла победа хаоса и мировой энтропии, хотя музыка – это творение, а не распад, она от Бога, а нет от его антипода. Музыканты на сцене, вдохновенный Арман Мурзагалиев наслаждались этими обломками, чудесным звучанием звуков, например, гармонического многозвучия, которое сменялось таким тусклым пиццикатным диссонансом, а потом опять райской арфовой гармонией, отдельными звуками, аккордами. Это было интересно и познавательно, но не мое. Хотя я понимаю людей, которым это может понравиться – профессиональным музыкантам и звукорежиссерам, шизоидным аутистам, и эта музыка поможет совершить наркотический трип, сопровождая яркие всполохи галлюцинаций, и это не психоделичное произведение, а вполне себе скучное современное искусство (совриск). Естественно, это мое субъективное мнение.

Впервые исполнили в Казахстане произведение Клода Боллина Gracieuse (изящно, фр.) сюиты для камерного оркестра и джазового трио. (Пиппа Бориси фортепиано, Эдуард Двухименный контрабас, Сергей Литвинов барабаны). Это современный французский композитор, аранжировщик и пианист. Сказочная смесь барочного менуэта и джазовой аранжировки, которые звучали и по отдельности и вместе. Это произведение понравится самой широкой публике. Еще раз отмечу, что музыканты были первоклассные, оркестр великолепный, от исполнения в зобу спирало.

Поскольку я меломан, то музыку слушаю не ушами, а ощущаю всем телом, испытывая всяческие парестезии, для меня самый ошеломительным композитором оказался Камиль Сен-Санс (Рондо Каприччиозо для скрипки и оркестра), и игра скрипача Дмитрия Берлинского - у меня сердце вибрировало. Этот исполнитель не просто виртуоз, а колдун. Музыка явление волновой природы, но там были какие-то дополнительные вибрации.

Уникальный скрипач Дмитрий Берлинский солировал в Медитации для соло скрипки и оркестра Жюля Массне, это отрывок из оперы «Таис». Сладчайшая музыка, нега и гедонизм. Надо переслушать эту оперу.

Поразил Дмитрий Шостакович, гений. Концерт № 1 для фортепиано и оркестра. Елизавета Блюмина за роялем и дирижер Габриэль Бебеселеа. Я хочу процитировать слова Пушкина

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Это музыка 20 века и она о 20 веке. Музыка такая огромная, многогранная, она охватила планету и немного залезла в ближний космос. Это, конечно, мое восприятие, которому помогло виртуозное исполнение пианистки, дирижёра и оркестра. Шостакович расточительно сочинил тысячи музыкальных тем, которые не развил, а они калейдоскопически сменяли одну за другой. Мне кажется, что на этом материале можно было сочинить тысячи разных музык, опер, балетов, симфоний. В этой полифонии было все: и сессия генеральной ассамблеи ООН, и война, и жизнь маленького человека, и опера в Ла Скала и балет во дворце Гарнье, и утро в деревне, и самолет, летящий в стратосфере вокруг Земли на границе дня и ночи. Все, что было в 20 веке – все в этой музыке. Неподготовленное ухо, привыкшее к многократно повторяющимся коротким мотивам, которые раздаются из каждого утюга, просто потому, что им не повезло, им в детстве не давали слушать хорошую музыку, они эту музыку не воспримут. Для большинства удовольствие от музыки происходит, если они ее могут узнать и предугадать, то, что называется тональной рекогнизацией, а у Шостаковича мелодии разные, эти чудесные гармонии не повторятся больше, и их не угадаешь. В каком-то другом, более плохом исполнении, я бы изныла от скуки и не поняла бы музыку Шостаковича.

И закончил концерт произведение румынского композитора Джордже Энеску, Рапсодия № 1, под управлением дирижера Габриэля Бебеселеа. Это удивительно красивая музыка с народными румынскими мотивами, невероятная, крышесносная. У меня к концу концерта открылись космические чакры.

Я в полном восторге, столько узнала, «поняла», открыла для себя. Продвинулась на какую-то ступень. Поэтому говорю вам, люди, ходите на такие концерты. Это очень улучшает качество жизни.

Огромное спасибо организаторам, Форте Банку, вы подняли выпавшее из ослабевших рук Казкома знамя меценатов классической музыки.

17