Вступление
Территориальный брендинг означает, что мы берем какую-то территорию (в масштабах города, страны или просто заповедника) и создаем для него узнаваемый и единый образ. Некоторые территории становятся брендами исторически, например, Трансильвания благодаря графу Дракуле или озеро Лох-Несс вместе с мистической Несси. В сознании большинства, эти территории и образы, их олицетворяющие неразрывно связаны. Другим местам, не имеющим такой богатой истории, приходится создавать образ самостоятельно. Примеры, что вы могли видеть — брендинг Мельбурна, воруемый каждым вторым туристический бренд Нью-Йорка или логотип Перми от Студии Лебедева.
Насколько я знаю, это первый случай территориального брендинга в Казахстане. Поэтому, организация конкурса на брендинг Алматы разумное решение. Конкурс, с одной стороны, позволит проявить себя местным исполнителям, с другой, выбрать лучшего из имеющихся, так как специалистов в области территориального брендинга в Казахстане просто нет. Но, у этого решения есть и минусы. Об этом позже.
Для нетерпеливых
О конкурсе Студия узнала из заметки на Капитал.кз. К тому моменту до конца приема работ оставалось три недели. Катастрофически мало для того, чтобы оформить целый мегаполис и мы приступили в этот же день.
Первый шаг. Мозговой штурм.
Вся команда Ризн собралась плотным кругом и устроила активную дискуссию о поставленной задаче. Обсудили стереотипы и впечатления о городе.
Алматы творческий город с впечатляющей природой, в котором живут люди творческие и деловые, очень много "приезжих", студентов, много дождей, тепло и горы.
Второй шаг. Мнения.
Далее мы собрали мнения коренных жителей (которых найти было сложнее всего), приезжих и жителей других городов. Этот опрос помог сформировать устойчивые понятия о городе.
Как другие люди воспринимают Алматы, как они воспринимают себя?
Дизайнер тем временем питается фотографиями города, собственными воспоминаниями о поездках, картинками в интернете и популярными алматинскими пабликами. Параллельно составляет подборку полезных материалов о городе.
Третий шаг. Направление.
Территориальный брендинг помогает городу достичь определенных целей. Ключевые это привлечение инвестиций, привлечение туристов, консолидация талантливых людей (прирост населения) и объединение горожан, поднятие настроения, усиление патриотизма.
В Алматы самая высокая уровень именитых ВУЗов на квадратный метр в стране, делаем упор на это — привлечение талантливых молодых специалистов с прогрессивными взглядами. А чтобы студенты не уезжали в родные края, нужно привлечь работодателей и инвесторов. Ок, ключевая цель развитие инноваций и стартапы.
Четвертый шаг. Проектирование концепции и позиционирование.
Возвращаемся к брифу и снова делаем серьезный такой мозговой штурм. Появляются первые идеи и концепции. Выбираем наиболее интересные. Немного переосмысливаем и получаем четыре концепции —
Шаг пятый. Мудборд и рефы.
Мудборд состоит из картинок и фотографий, которые взяты из других источников и определяет настроение будущей работы (иногда и стилистику). В данном случае мудборд проходил утверждение у арт-директора (меня). Рефы это удачные примеры, из которых можно почерпнуть что-то полезное
Шаг шестой. Эскизирование.
Делаем быстрые наброски концепции, пилим варианты. Смотрим что не так, ищем хорошую форму.
Шаг седьмой. Выбор концепции и допиливаем.
Долго определяемся с тем, какую концепцию развивать дальше. Решили развить несколько и в процессе понять жизнеспособность каждой.
В идее с арыками было слишком много воды и мало Алматы. Сам знак подходит к Питеру больше, чем к Алматы
Идея с наскальными рисунками заглохла ещё в самом зародыше. Концепция требует детализации и городская администрация сломает голову, пытаясь это внедрить — никто не станет разбираться в особенностях фирстиля, организованного кучей мелких деталей.
Анаграмма хорошая идея, свежая. Плюс мы прекрасно понимали что яблоко и горы будут обыграны в каждом первом варианте, участвующем в конкурсе. Но срока оставалась полторы недели и придумывать анаграмму не было времени.
А вот идея с пятнообразованиями получила очень хорошее развитие. Тут и сердцекамень, и силуэт города, где-то излишне индустриальный, и много других интересных форм
Мы намеренно отошли от орнаментальной структуры, хотели получить современный, гибкий и выразительный знак, который отражает разные культуры.
В процессе поиска, сделали потрясающее открытие: административные районы напоминают по форме яблоко. Идеально! Развиваем, ищем
Слоган — "Город высоких возможностей" Отсылка к Медеу, также слоган говорит об карьерной привлекательности города, высоком потенциале и идеальной площадке для самореализации.
В итоге
Супер. Теперь на носители.
Наружная реклама и фотостиль. Каждый район имеет собственное формообразование
Навигация. Цветовое кодирование определяет собственный цвет каждому району
Остановочки
Сувенирка
Знак отлично интерпретируется, гибко трансформируется на разные носители, нетребователен к методам реализации. Он отражает несколько идей — многообразие города, историческое и национальное, контраст культур и их удачное взаимодействие.
Жители города, разных культур и ценностей представлены в виде цветных областей разного цвета, формы и расположения. Они объединены в символ города — яблоко.