Нет повести печальнее на свете, чем история влюбленных, которым не суждено быть вместе. Сколько еще веков на земле будут жить люди, столько они будут сопереживать несбывшемуся счастью искренней и взаимной любви…
Эта опера забирает все силы, печалит душу и отнимает веру в справедливость. Артисты поклонились, занавес упал, зрители разошлись, а я словно осталась сидеть в зале - смотреть заново и пробовать исправить неисправимое…
Комок от невыплаканных слез мешал жить и думать. Я спрашивала себя, почему я так остро отреагировала именно на «Биржан и Сару»? Ведь опера – такой жанр, что многие спектакли заканчиваются трагично. В двух других казахских операх – «Кыз-Жибек» и «Абай» в финале влюбленные тоже лишаются друг друга, но, тем не менее, я хочу слушать их еще и еще. Что такого именно в «Биржан и Саре»? Что в ней особенно невыносимо для меня, настолько, чтобы больше не желать приходить на нее даже в самых роскошных составах?
Биржан и Сара - акыны. Как говорится, они друг друга стоят - яркие, остроумные, смелые, полные жизни и энергии, любимцы народа. Партию Сары блестяще исполнила Гульнар Сакышова. Я любовалась ее грацией, с упоением слушала ее сильный и красивый голос. Ее возлюбленный – Биржан, которого в первый раз исполнил молодой тенор Балуан Беркенов. Роль Биржана – сама по себе очень сложная, большая, требующая мобилизации всех сил. Многие молодые певцы берегут голос и отказываются от этой партии. Мы следим за творчеством Балуана и ждали этого исполнения с большим волнением. И тем радостнее было от того, как прекрасно Балуан справился с этой задачей, как уверенно он вел себя на сцене, как невероятно пел и сколько боли вложил в свою последнюю песню…
Единственным искрящимся от счастья эпизодом в опере был айтыс Биржана и Сары на ярмарке. Своим пением Сара-Гульнар и Биржан-Балуан завели не только зрителей на сцене, но и в зале. Причем, на сцену Биржан очень эффектно вышел с песней, как раз таки, из зрительного зала. Ярмарка и айтыс - это было начало оперы. И хотя все мы читали либретто, несмотря на это, подсознательно хотели, чтобы хорошее начало в итоге закончилось веселой свадьбой, соединяющей влюбленные сердца.
Но…на ярмарке же стало известно, что это – невозможно. Сара уже давно была просватана за ненавистного ей жениха… В следующем действии в свадебном наряде она была настолько прекрасна, что тем сильнее был контраст между ее ослепительной красотой и уродством жениха, которого очень хорошо сыграл Дулат Токанов. И уродством не внешним (хромота – это не так страшно), а именно душевным. Глядя на страдания и метания пойманной в клетку девушки, оставалось только возблагодарить небеса, что мы живем в другие времена, когда женщины имеют свободу выбора.
С каждым новым действием все становилось печальнее и трагичнее. Вообще, я давно не видела в опере такого количества отрицательных персонажей, вызывающих почти физическое отвращение. Может, еще и поэтому такой тяжелый осадок после этой оперы? Сплошные ложь, непонимание близких, подлость и измены. Отца Биржана Кожагула сыграл Олег Татамиров. Образ небольшой, но запоминающийся, отталкивающе неприятный. Отец, который совершенно не видит прекрасную душу и уникальность своего сына, как будто бы даже и не желает ему счастья… Мои подруги, которые давно знакомы с Олегом по другим его ролям, даже не узнали его, настолько он преобразился.
Еще более вероломный персонаж - Алтынай – девушка, любовь которой Биржан не принял. Хотя – что ж это за любовь, если от нее до ненависти и предательства - так близко. Образ Алтынай перекликался с Амнерис из «Аиды». Жадыра Аманова пела просто великолепно.
Отдельно хочется упомянуть хор мулл. Андрей Трегубенко, Эмиль Сакавов, Александр Сметанин, Серик Аукатов, Ермек Беримжанов, Руслан Бут, Кайрат Омирбеков и Толеген Рахымбаев, спасибо вам! Хор из басов и баритонов пел так красиво, что я даже на какое-то время отрешилась от самой оперы и просто наслаждалась голосами.
Последние «кадры» оперы дались совсем трудно. Умирающий от ран Биржан, плачущая рядом с ним Сара и безмолствующий народ… Хотя, вообще-то, народ подхватил в конце одну из песен Биржана… Может, люди пока настолько потрясены неожиданной смертью своего певца, что еще не в силах сделать что-то. Остается только верить, что песни Биржана сохранят, и они будут побуждать к чему-то светлому и хорошему. Конец оперы добивает своей безнадежностью. Уж, казалось бы, пора привыкнуть к смерти, в каждой опере ее обычно много. Айдар в «Абае» тоже в конце умирает, но почему-то там я не чувствую боли, я слышу песни Айдара и чувствую его незримое присутствие. Здесь тоже умирает певец. Но как-то так расставлены акценты а спектакле, срабатывает нагнетание драматизма, и Балуан сыграл так сильно, что я увидела смерть реального Биржана – глупую, ужасную, несправедливую смерть.
В постановке «Астана-опера» Биржан и Сара в конце, в белых одеждах, рука об руку уходят в зал… Знаете, может быть, именно этого мне и не хватило в конце этого спектакля. Всего лишь тонкий мерцающий огонек надежды, воображаемый штрих, но его можно было взять и, закрыв рукой от ветра, вынести с собой из зала. Чтобы потом разжечь в своем очаге, и от него греться.
(В статье были использованы фотографии Елены Петровой).
Статьи других блогеров о постановке "Биржан и Сары" в ГАТОБ и "Астана-опера": http://yvision.kz/post/301443, еще отзыв