Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
07:57, 18 марта 2016

«БИРЖАН И САРА»: ОПЕРА, КОТОРАЯ РАЗБИВАЕТ СЕРДЦЕ

Нет повести печальнее на свете, чем история влюбленных, которым не суждено быть вместе.  Сколько еще веков на земле будут жить люди, столько они будут сопереживать несбывшемуся счастью искренней и взаимной любви…

Эта опера забирает  все силы, печалит душу и отнимает веру в справедливость. Артисты поклонились, занавес упал, зрители разошлись, а я словно осталась сидеть в зале - смотреть заново и пробовать исправить неисправимое…

Blog post image

Комок от невыплаканных слез мешал жить и думать. Я спрашивала себя, почему я так остро отреагировала именно на «Биржан и Сару»? Ведь опера – такой жанр, что многие спектакли заканчиваются трагично. В двух других казахских операх – «Кыз-Жибек» и «Абай» в финале влюбленные тоже лишаются друг друга, но, тем не менее, я хочу слушать их еще и еще. Что такого именно в «Биржан и Саре»? Что в ней особенно невыносимо для меня, настолько, чтобы больше не желать приходить на нее даже в самых роскошных составах?

Blog post image

Биржан и Сара - акыны. Как говорится, они друг друга стоят -  яркие, остроумные, смелые, полные жизни и энергии, любимцы народа.  Партию Сары блестяще исполнила Гульнар Сакышова. Я любовалась ее грацией, с упоением слушала ее сильный и красивый голос. Ее возлюбленный – Биржан, которого в первый раз исполнил молодой тенор Балуан Беркенов. Роль Биржана – сама по себе очень сложная, большая, требующая мобилизации всех сил. Многие молодые певцы берегут голос и отказываются от этой партии. Мы следим за творчеством Балуана и ждали этого исполнения с большим волнением. И тем радостнее было от того, как прекрасно Балуан справился с этой задачей, как уверенно он вел себя на сцене, как невероятно пел  и сколько боли вложил в свою последнюю песню…

Blog post image

Единственным искрящимся от счастья эпизодом в опере был айтыс Биржана и Сары на ярмарке. Своим пением Сара-Гульнар и Биржан-Балуан завели не только зрителей на сцене, но и в  зале. Причем, на сцену Биржан очень эффектно вышел с песней, как раз таки, из зрительного зала. Ярмарка и айтыс - это было начало оперы. И хотя все мы читали либретто, несмотря на это, подсознательно хотели, чтобы хорошее начало в итоге закончилось веселой свадьбой, соединяющей влюбленные сердца.

Blog post image

Но…на ярмарке же стало известно, что это – невозможно. Сара уже давно была просватана  за ненавистного ей жениха…  В следующем действии в свадебном наряде она была настолько прекрасна, что тем сильнее был контраст между ее ослепительной красотой и уродством жениха, которого очень хорошо сыграл Дулат Токанов. И уродством  не внешним (хромота – это не так страшно), а именно душевным. Глядя на страдания и метания пойманной в клетку девушки, оставалось только возблагодарить небеса, что мы живем в другие времена, когда женщины имеют свободу выбора.

Blog post image

С каждым новым действием все становилось печальнее и трагичнее. Вообще, я давно не видела в опере такого количества отрицательных персонажей, вызывающих почти физическое отвращение. Может, еще и поэтому такой тяжелый осадок после этой оперы? Сплошные ложь, непонимание близких, подлость и измены. Отца Биржана Кожагула сыграл  Олег Татамиров. Образ небольшой, но запоминающийся, отталкивающе неприятный. Отец, который совершенно не видит прекрасную душу и уникальность своего сына, как будто бы даже и не желает ему счастья… Мои подруги, которые давно знакомы с Олегом по другим его ролям, даже  не узнали его, настолько он преобразился.

Blog post image

Еще более вероломный персонаж -  Алтынай – девушка, любовь которой Биржан не принял. Хотя – что ж это за любовь, если от нее до ненависти и предательства - так близко. Образ Алтынай перекликался с Амнерис из «Аиды». Жадыра Аманова пела просто великолепно.

Blog post image

Отдельно хочется упомянуть хор мулл. Андрей Трегубенко,  Эмиль Сакавов, Александр Сметанин, Серик Аукатов, Ермек Беримжанов, Руслан Бут, Кайрат Омирбеков и Толеген Рахымбаев, спасибо вам! Хор из басов и баритонов пел так красиво, что я даже на какое-то время отрешилась от самой оперы и просто наслаждалась голосами.

Blog post image

Последние «кадры» оперы дались совсем трудно. Умирающий от ран Биржан, плачущая рядом с ним Сара и безмолствующий народ… Хотя, вообще-то, народ подхватил в конце одну из песен Биржана… Может, люди пока настолько потрясены неожиданной смертью своего певца, что еще не в силах сделать что-то. Остается только верить, что песни Биржана сохранят, и они будут побуждать к чему-то светлому и хорошему. Конец оперы добивает своей безнадежностью. Уж, казалось бы, пора привыкнуть к смерти, в каждой опере ее обычно много. Айдар в «Абае» тоже в конце умирает, но почему-то там я не чувствую боли, я слышу песни Айдара и чувствую его незримое присутствие. Здесь тоже умирает  певец. Но как-то так расставлены акценты а спектакле,  срабатывает нагнетание драматизма, и Балуан сыграл так сильно, что я увидела смерть реального Биржана – глупую, ужасную, несправедливую смерть.

Blog post image

В  постановке «Астана-опера» Биржан и Сара в конце, в белых одеждах, рука об руку уходят в зал… Знаете, может быть, именно этого мне и не хватило в конце этого спектакля. Всего лишь тонкий мерцающий огонек  надежды, воображаемый штрих,  но его можно было взять и, закрыв рукой от ветра,  вынести с собой из зала. Чтобы потом разжечь в своем очаге, и от него греться.

Blog post image

(В статье были использованы фотографии Елены Петровой).

Статьи других блогеров о постановке "Биржан и Сары" в ГАТОБ и "Астана-опера":  http://yvision.kz/post/301443, еще отзыв

http://yvision.kz/post/399678

 
5