Классическая многослойность

MadinaR 2013 M10 26
1127
1
4
0

Итак, в ГАТОБ состоялась премьера новой постановки оперы М. Толебаева «Биржан Сара». Не могу сказать какая версия лучше или хуже, но жаль тех, кто уже не увидит старую добрую оперу с муляжами юрт и темниц.

26 октября 2013 года в ГАТОБ состоялась премьера новой постановки оперы М. Толебаева «Биржан Сара». Как же премьера, спросите Вы, если эта опера идет в ГАТОБ уже много лет, в классике обычно ничего не меняют, а в программе почти тот же состав исполнителей? Легко, отвечу Вам на правах того, кто посетил постановку год назад и сейчас.

Чем творение гения отличается от того, что в лучшем случае всколыхнёт умы какой-то группы увлеченных фанатов на пару месяцев? Возможностью прочтения с разных сторон на протяжении многих лет.

Так вот сейчас при финансовой поддержке «ПрайсуотерхаусКуперс» в постановке Есмухана Обаева с художниками по костюмам и декорациям Павлом Драгуновым (Кармина Бурана) и Софьи Тасмагамбетовой получилось нечто совершенно другое. Не могу сказать какая версия лучше или хуже, но однозначно жаль тех, кто при всем желании уже не увидит старую добрую оперу «Биржан Сара» с муляжами юрт и темниц.

Эта версия рассказывает о том, что каждое действие имеет последствия. За слова надо отвечать. Даже Милый Друг Мопассана стрелялся на дуэли за свою честь журналиста. Так отчего же кто-то может позволить себе безнаказанно публичные оскорбления? Только тот, кто не уважает отца (Болат Жомартов) и сидит, когда престарелая мать (Ляззат Бримгазина) несет на себе дрова. В конце, когда Биржан (Нуржан Бажекенов) умирал, пронеслась мысль, что так будет с каждым, кто зря сотрясает воздух бездумными словами. А может это произошло из-за наложения персонажа Фауста, которого также исполняет Нуржан Бажекенов. А может из-за того, что не могу я считать отрицательным героем Жанботу, когда он поет голосом, исполняющим гимн Республики Казахстан (Талгат Кузембаев).

Изменился Жиенкул (Дулат Токанов). Вместе с бородавками и расклешенными брюками ушла комичность. Он стал главным злодеем. Но в то же время французы из подобной истории уже сделали сагу всех времен и народов – Анжелику. В ней тоже молодую красавицу выдают замуж против ее воли за хромого искалеченного богача. Но Жоффрей де Пейрак смог завоевать сердце жены. Жиенкул тоже пытался. «Ерке кыз», пел он. Он был готов баловать свою новоиспеченную супругу. Хоть на экранах был немного другой текст перевода.  У Жиенкула просто не хватило времени, к тому же французы не усложняли задачу влюбленностью Анжелики.

Была другая Сара. Тоненькая, с сильным голосом Гульнара Сакышева. Надо заметить, что на премьерах, как и на фестивалях, в театре собирается более разнообразная публика. Поэтому, видимо, тщательно подобрали комплекции и возрасты артистов, чтобы люди с непривычки не напрягали воображение. Так вот благодаря этой Саре открылся новый смысл. Существует один феномен – влияние звука и голоса в частности. Это замечено еще Моцартом в «Дон Жуан», когда донна Эльвира, несмотря на все свои обиды, вышла на голос Дона Жуана, хоть на самом деле он ее отправил с Лепорелло, а сам занялся горничной. И в Трубадуре Верди Леонора ждала у окна звуки лютни. У вибраций воздуха на самом деле есть такая особенность - проникать, минуя мыслительный отдел, сразу в подсознание. Голос может гипнотизировать и подвигать на совершенно нелогичные поступки. Так и Сара шла на песни Биржана, особо не задумываясь о последствиях. А он, видимо, действовал, ведомый ее сопрано. Наверное, в этом секрет того, почему из всех театров Алматы предпочитаю ГАТОБ. В других спектаклях в первую очередь заставляют думать. Я занимаюсь этим все остальное время, и мне за это платят. Когда редкие выходные удается провести только за физическим трудом, голова расслабляется, будто пресс после пятидесяти упражнений без перерыва.  В театр же прихожу не за очередной головоломкой. В ГАТОБ обычное понимание чего-то может перевернуться без глубокого мысленного процесса, даже если не особо понятно из-за чего. Теперь знаю – это такой особый звуковой феномен, подтвержденный Моцартом, Верди и Толебаевым. Они официально зафиксировали его пагубное влияние на мозг человека, преимущественно женский.

В этой постановке остались те же Естай (Болат Букенов) и Серик (Дархан Жолдыбаев). Другая Алтынай – Жадыра Аманова. Немного уменьшили количество мулл – не было Олега Татамирова. У оставшихся забрали книги, хотя по тексту Жанбота призывал их открыть и посмотреть. Надо отметить, что Андрей Трегубенко даже в этом мини хоре привлекал к себе внимание игрой. Также были Бейимбет Кожабаев, Кайрат Омирбеков,Таир Тажигулов и Александр Сметанин.

Балет в течение спектакля совершенно чудесный. Он не раз срывал бурные овации.

Дирижер-постановщик и дирижер на премьере – Ерболат Ахмедьяров.

Может быть, другие снова увидели классовые разногласия, борьбу добра со злом и трагедию певца свободы. Не спорю. Более того, не уверена, что перечислила правильные имена исполнителей, т.к. экраны в антракте показывали лишь заставку. Зато точно знаю, что эту постановку стоит увидеть, она действительно изменила все.

Оцените пост

4