Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
14
12:10, 11 марта 2016

Амир Тебенихин — любимый пианист алматинцев. О сегодняшнем концерте с Камератой Казахстана.

Сегодня, 11 марта 2016 года, мне посчастливилось услышать нечастое выступление знаменитого пианиста Амира Тебенихина вместе с нечасто выступающим ансамблем "Камерата Казахстана" под управлением Павла Тарасевича. Это был один из редких концертов, которые обычно запоминаются очень надолго.

Скажу несколько слов об исполнителях.

Амир Тебенихин, без сомнения - самый любимый и избалованный публикой пианист в Алматы. И вполне заслуженно. Не буду вдаваться в подробности его биографии и творческого пути - все это довольно подробно описано ранее. Любят его не за биографию, а за его искусство. Это наиболее стабильный из казахстанских пианистов (хотя его всегда, почему-то, пишут и объявляют как пианиста из Германии; да, он подолгу живет, занимается и выступает там, но мы-то знаем, что его настоящий дом - здесь, и здесь его настоящая публика). Искусство Тебенихина - пример хорошей школы и еще более хорошего вкуса. В его выступлениях вы не увидите цирка с задиранием рук выше головы и паданием со стула с финальными аккордами. Тебенихин всегда сдержан, даже флегматичен за роялем; в его творческую лабораторию не пронкнешь, следя за его лицом и жестами. Профанам это покажется неартистичным, покажется сухим и даже скучным, но, видимо, он из тех по-настоящему больших пианистов, которые не доказывают свою одаренность, кривляясь за инструментом. Он просто делает музыку. Работает. Интерпретирует. Пытается прочитать автора в первую очередь в нотах, а потом уже - между строк. Стиль его пианизма я бы назвал романтическим (действительно, по его программам и манере исполнения видно, что он пианист, предпочитающий классический  репертуар для фортепиано - Шопена, Рахманинова, Шумана). В этом его сила, но в этом же, на мой взгляд, его слабость. Он СЛИШКОМ романтичен и мягок. Но об этом - немного ниже.

Blog post image

/Амир Тебенихин - как он есть/

"Камерата Казахстана" - известный и старый коллектив, созданный и до сих пор возглавляемый одной из лучших скрипачек Казахстана, главой алматинской скрипичной школы - Гаухар Мурзабековой (алматинской - потому что главой астанинской школы является не менее известная Айман Мусаходжаева). Этот коллектив, созданный, как и многие струнные классические ансамбли, по образу и подобию знаменитых старинных камерат (например, прославленные "24 скрипки короля" Жана Батиста Люлли при дворе Людовика XIV), что ясно из его названия - специализируется на исполнении старинной, по преимуществу камерной музыки для струнных (камерный оркестр - это обычно одни струнные - скрипки, альты, виолончели и контрабас).

Сегодня было нечастое выступление Камераты в расширенном составе - с усилением струнного, основного состава и с деревянными, медными духовыми, плюс литавры. Это было обусловлено программой концерта.

Концерт открылся произведением нашего современника, пьесой казахстанского композитора Владимира Стригоцкого-Пака "Акку Коль" - "Лебединое озеро", если угодно.

Это произведение - пример хорошей современной музыки, которую в последнее время я слышу все реже и реже. Ясные образы и чёткий, ярко очерченный музыкальный язык - вот плюсы этой пьесы. Используя приемы и арсенал современной музыки, современную гармонию и манеру звукоизвлечения, автор не увлекается чисто абстрактными построениями, хаосом звуков и намеренным запутыванием слушателя. Мы ждем услышать пьесу об озере с лебедями - и мы ее слышим. Мы слышим утреннюю гладь в тумане, мы слышим разбег стаи по этой глади и хлопанье крыльев, мы слышим голоса лебедей и их невероятно грустную и романтичную песню - ведь лебеди, как и люди - создают пару на всю жизнь.

При этом музыка не уходит в сплошную звукоизобразительность, и уж тем более, Боже упаси, не скатывается в попсу. Это хорошая, добротная современная классическая музыка. Низкий поклон автору за возможность услышать такое интересное произведение.

Пьесу исполнил основной состав Камераты - и исполнил великолепно. Сыгранность музыкантов и, как следствие, гладкость и чистота звучания - завораживала. Я услышал что-то от знаменитого Adagio Самуэля Барбера - так замирало сердце от хорошего, мастерского исполнения.

Основную часть концерта составили два Концерта для фортепиано с оркестром Л. Бетховена. Партию фортепиано, как я уже сказал, исполнил Амир Тебенихин.

Концерт для фортепиано с оркестром №1, До мажор, ор. 15 - один из знаменитых классических концертов, обычно появляющихся в учебном репертуаре молодых пианистов. Этот конецерт, хоть и носит порядковый номер 1, как ни странно, был написан гораздо позже Концерта №2 (который мы услышали во втором отделении). Первый концерт еще довольно молодой Бетховен написал в 1797 году, и сам же его впервые исполнил, на концерте в Праге. Это классический концерт с двойной экспозицией -  сначала главные темы (экспозиция) исполняет оркестр, потом солист вместе с оркестром. Классическим является и наличие каденции - большого сольного раздела, обычно импровизационного, где солист показывает свое исполнительское мастерство.

Этот концерт, с одной стороны испытывает большое влияние концертов Моцарта (но не более, чем Концерт №2, написанный ранее), а с другой стороны в нем уже слышен стиль ранне-зрелого периода творчества Бетховена - его Первой и Третьей симфонии.

Blog post image

/Портрет молодого Бетховена, Людвига ван)/

Исполнение полностью удовлетворило зал. Особенно удаются пианисту задушевные разделы; его пиано - такое проникновенное пиано, но в то же время его слышно в каждом уголке зала - прекрасное прикосновение и потрясающий звук в мягких разделах. В то же время, поскольку музыкальный язык этого произведения насквозь венский и насквозь классицистский - мне однозначно не хватило этого классического блеска, остроты, язвительности и сухости. Я бы предпочел в крайних быстрых частях услышать больше гленнгульдовской "долбёжки", сухого и объективного, отстраненного блеска. Но я не зря сказал, что Тебенихин - СЛИШКОМ романтический пианист. При внешней невозмутимости и флегматичности он играет очень чувственно, чересчур чувственно для Бетховена, на мой взгляд. Однако - это сказывается на звуке - звук потрясающий, мягкий, волшебный - такой же, как руки Тебенихина. Есть мнение, что пианист немного переусердствовал с левой педалью - видимо, для того, чтобы как раз стушевать, выровнять и заглушить звук. Так же мне не очень нравилось широкое использование в пассажах правой педали - иногда звук получался не очень чистый, либо вылазили изредка технические огрехи. Мне не хватило хрустальной моцартовской чистоты.

Однако это все - дело вкуса и дело в интерпретации и стилистических предпочтениях исполнителя. Оркестр играл именно классицистски - это понятно, ведь их основной репертуар - это XVIII век.

После первой части с блестящими полнозвучными аккордами и пассажами, в паузе перед второй частью сзади послышался голос одной из слушательниц: "Сразу видно - Алма-Ата... В Астане всегда хлопают между частями". Мне стало тепло и уютно))) На второй части я закрыл глаза и погрузился в нежные и мягкие руки Тебенихина; повторюсь - медленные части и пиано - его самое сильное место как пианиста.

Яркий и скерциозный финал вернул нас в Вену конца XVIII столетия, которая кружила в танце и быстро забыла умершего Моцарта и еще не замечала молодого Бетховена. Финал этого концерта - потрясающий, с прекрасными известными темами. Если не слышали - послушайте.

Во втором отделении прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром №2, Си-бемоль мажор, который своим образным строем не сильно отличается от Первого концерта. Это редкий образчик творчества совсем молодого Бетховена (концерт написан в 1786-89 годах, когда Бетховену было 17-19 лет). Как я уже говорил в другом месте, Бетховен как гениальный композитор раскрылся после тридцати, когда начал сильно глохнуть.

В этом концерте, особенно в медленной части, талант Тебенихина раскрылся полностью. Такой звук - редкость даже у больших пианистов. Настоящий праздник, настоящий фурор. Тихая кульминация. Зал плыл по тихой глади звуков, при этом оркестр ни на минуту,ни на секунду не перекрыл звучания пианиста.

Прекрасно сыграно.

Бойкий, традиционно блестящий финал неожиданно завершился аккуратными аккордами меццопиано солиста (чему я приятно удивился) и полнозвучной кодой оркестра.

Зал благодарно аплодирует, встает, и артисты еще раз исполняют финал концерта на бис.

Этим прекрасным концертом дирижировал Павел Тарасевич, который уже много лет стоит у пульта Камерта Казахстана. Его стиль дирижирования отличает сдержанность и тактичность, хорошие неаффектированные ауфтакты (что и характерно для камерного оркестра, все-таки - это не большой симфонический, где нужно быть диктатором с широким жестом). Лучший показатель мастерства дирижера - это не его артистичность, а звучание коллектива.

Blog post image

/Фото из профайла дирижера в фейсбуке/

Сегодня Камерата звучала превосходно, даже в расширенном составе (нужно понимать, что духовая группа выступает с этим коллективом не всегда), сегодня ансамбль под управлением Павла в очередной раз показал превосходное, по-настоящему алмаатинское мастерство. Это было приятно слушать и смотреть.

Две ложки дёгтя - наличие в зале маленьких детей, которые базарили, роняли что-то на пол и пинали по креслам (на которых все так же ужасно сидеть), и телефонные звонки у особо понятливых слушателей, специально для которых каждый раз в начале звучит просьба отключить телефоны. Было стрёмно, когда перед тихой второй частью дирижер поднял руки и зал замер, и в этой тишине начал позорно трезвонить чей-то мобильник. Кто эти люди? Прибил бы.

Вторая ложка - на афише было указано три (три, Карл!) телефона для бронирования билетов - но ни один из них не отвечал. Когда один из них ответил, тетушка на том конце провода ничтоже сумняшеся добродушно сказала - "а звоните прямо в кассу!" и дала телефон. Касса, что неудивительно, тоже не отвечала.

Вот так и живём)

Еще раз спасибо Амиру Тебенихину, Павлу Тарасевичу и Камерате Казахстана за хороший вечер!

Слушайте хорошую музыку, и - увидимся в концертном зале!

14