Комментаторы часто шутят, что скоро не останется ни одного города и крупного предприятия в Казахстане, где бы я не побывал. Сейчас всё чаще на выходных за интересными объектами я выезжаю не в областные города, а в районы, где влияние каждого отдельного производства на жизнь населения чувствуется гораздо больше, чем в мегаполисах. Говоря откровенно, я сам получаю большое удовольствие от посещения производств в районах по нескольким причинам. Во-первых, люди, работающие в районах, как правило, являются большими патриотами своих городов и делают всё, чтобы сделать посильный вклад в развитие города и своего предприятия. Во-вторых, с инженерами всегда интересно вести общение, их мысли не стоят на месте, они все время находятся в поиске, разработке новых продуктов или инноваций. В-третьих, многие предприятия, которые мне удаётся посетить существуют уже более 50 лет, это в том числе уже и часть истории Казахстана, и очень интересно наблюдать, как они смогли выстоять и поменять свою деятельность с советской модели производства на современную.
Поэтому на Кентауский трансформаторный завод (КТЗ) я хотел попасть очень давно. Город Кентау возник в 1955 году, а КТЗ на 4 года позднее - в 1959-м. КТЗ был мне интересен ещё и потому, что Южный Казахстан у многих ассоциируется больше с расхожими стереотипами, но никак не с наукоёмким производством, и очень интересным является опыт, когда в небольшом городе смогли сформировать предприятие, являющееся ещё и кузницей кадров, которые востребованы и в других регионах (например, на Уральском трансформаторном заводе, о котором я писал в июне 2015 года).
Обычно для того, чтобы показать историю предприятия я пытаюсь достать исторические фотографии, но в Кентау можно увидеть историю развития прямо на самом предприятии - здесь уже работают новые современные цеха, но и многие старые цеха и станки функционируют параллельно - на них, например, обучают молодёжь.
Памятник одному из первых трансформаторов на заводе.
Чтобы обойти и познакомиться со всем предприятием нужен полный день. Особенность КТЗ - в том, что это одно из немногих предприятий в Казахстане, которое старается оптимизировать рабочий процесс так, чтобы как можно больше деталей производить самостоятельно, а не закупать за рубежом.
Цех, где производится сборка трансформаторов.
В приобретении оборудования предприятию оказали поддержку Самрук-Казына, Даму, БРК Лизинг. Очень интересно на заводе рассказывают, как выстраиваются отношения с потребителями, особенно иностранными. Многие сначала очень сомневаются, что в Кентау может вообще что-то производиться, тогда их приглашают на КТЗ посмотреть всё своими глазами. Когда я был на заводе, я пересёкся с турецкой делегацией, которые не скрывали, что ожидали приехать забытое производство, а увидели современные цеха.
Линия по резке стали, которая позволяет делать детали с очень большой точностью.
Сборка трансформаторов.
Сборка сердцевины трансформатора большего размера.
На заводе очень много молодёжи. Помимо того, что подготовка специалистов ведётся в колледже в Кентау, "хедхантят" также выпускников алматинских вузов. Опытных работников тоже очень много, их стараются держать, чтобы они могли передавать свои знания.
Кентауский способ приучить сотрудников к правилам охраны труда: "Нет каски - нет премии".
Участок, где производится аргоносварка.
Практически готовые трансформаторы.
Тестирование продукции.
После тестирования каждый трансформатор снабжают паспортом.
По примерно аналогичной схеме производится и выпуск силовых трансформаторов 35-110 кВ, которые в Казахстане производятся только в Кентау. В советское время в основном на КТз производились трансформаторы 6 и 10 кВ, их по СССР делали в Минске и Кентау. Трансформаторы высокого напряжения выпускались в Украине, России и Узбекистане. Сейчас на этом рынке конкурирует и казахстанская продукция. Для их производства в 2009 году был построен цех с новейшим оборудованием. Интересно, что разработка трансформаторов этих габаритов также была произведена силами собственного конструкторского отдела. Здесь же были произведены опытные образцы, пройдены типовые испытания в испытательном цеху и затем началось серийное производство.
В целом процесс схожий со сборкой трансформаторов меньшей мощности, но детали по размеру значительно больше.
Ещё одно относительно новое направление производства - сборка сухих трансформаторов.
Старший мастер цеха по выпуску сухих трансформаторов - Исаев Баглан на предприятии работает уже около 10 лет, из них 8 лет занимается именно сухими трансформаторами.
Это новое направление началось в КТЗ в 2007-2008 годах. Сотрудники предприятия во время освоения новой линии ездили проходить стажировку в Германию.
На производстве обмотки для трансформаторов работают в основном женщины.
Как я упоминал выше, интересно, что на многих участках работают и старые, и новые станки: на старых производится обучение молодёжи, которые потом получают допуск и к современному оборудованию.
Показатели завода на входе в один из цехов.
Конструкторский отдел в выходной день.
Наглядно видно использование инноваций в производстве, если зайти не только в новые современные цеха, но и в "старые".
Покраска "по старинке".
Современная линия покраски методом погружения (такая же недавно была установлена и в Уральске на УТЗ), где человеческий фактор исключён.
В цеху.
Гофростенки.
Производство радиаторов.
Сварочный цех.
Ещё один процесс, по которому можно видеть историю предприятия - производство проводов. Сейчас этот процесс в основном производится в новом современном цеху. Вообще, производство собственных запчастей началось на заводе из-за острой необходимости - тот же металл в Казахстане производится, но закупить те же провода полностью невозможно, так как у каждого вида трансформаторов свои параметры. Поэтому пришлось осваивать производство самостоятельно.
Но при этом и старый ещё не отработал своё. Оператор-волочильщик Бакытжан Умбетов работает на предприятии уже 8 лет.
Участок гальваники.
Мастер участка гальваники Сабыр Баимбетов работает на КТЗ с 16 июля 1987 года. Показывая свой участок, рассказал и много интересного, как завод выживал в 90-е годы: тут производились бытовые электроприборы - кипятильники, духовки, масляные обогреватели.
Кузница. Кузнец Динмухамед Карабаев.
Деревообрабатывающий цех.
Даже мелкие деревянные детали для трансформаторов производятся здесь своими силами.
Механический цех.
Мало заводов в Казахстане могут похвастаться, что занимаются не только сборкой, но и производством даже мелких деталей.
Опять же для сравнения - ещё один современный цех, на котором производят детали.
Цех по производству изоляции.
Все детали сортируются по производимым моделям.
Контейнеры с маслом для заливки.
Готовая к отправке продукция. Примерно на треть завод работает на экспорт, в основном в страны ближнего зарубежья.
Машины с продукцией из Кентау отправляются во все области Казахстана и в ближайшие страны.
П. С. Спасибо за внимание! Полное или частичное копирование материала запрещено, при согласованном с автором использовании обязательна ссылка на блог и указание авторства.
Подписывайтесь на меня также:
в Твиттере: @YakovFedorov
в Фейсбуке: Яков Фёдоров