Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
29
01:48, 19 октября 2015

Как делают трансформаторы на Кентауском трансформаторном заводе

Комментаторы часто шутят, что скоро не останется ни одного города и крупного предприятия в Казахстане, где бы я не побывал. Сейчас всё чаще на выходных за интересными объектами я выезжаю не в областные города, а в районы, где влияние каждого отдельного производства на жизнь населения чувствуется гораздо больше, чем в мегаполисах. Говоря откровенно, я сам получаю большое удовольствие от посещения производств в районах по нескольким причинам. Во-первых, люди, работающие в районах, как правило, являются большими патриотами своих городов и делают всё, чтобы сделать посильный вклад в развитие города и своего предприятия. Во-вторых, с инженерами всегда интересно вести общение, их мысли не стоят на месте, они все время находятся в поиске, разработке новых продуктов или инноваций. В-третьих, многие предприятия, которые мне удаётся посетить существуют уже более 50 лет, это в том числе уже и часть истории Казахстана, и очень интересно наблюдать, как они смогли выстоять и поменять свою деятельность с советской модели производства на современную.

Поэтому на Кентауский трансформаторный завод (КТЗ) я хотел попасть очень давно. Город Кентау возник в 1955 году, а КТЗ на 4 года позднее - в 1959-м. КТЗ был мне интересен ещё и потому, что Южный Казахстан у многих ассоциируется больше с расхожими стереотипами, но никак не с наукоёмким производством, и очень интересным является опыт, когда в небольшом городе смогли сформировать предприятие, являющееся ещё и кузницей кадров, которые востребованы и в других регионах (например, на Уральском трансформаторном заводе, о котором я писал в июне 2015 года).

Обычно для того, чтобы показать историю предприятия я пытаюсь достать исторические фотографии, но в Кентау можно увидеть историю развития прямо на самом предприятии - здесь уже работают новые современные цеха, но и многие старые цеха и станки функционируют параллельно - на них, например, обучают молодёжь.

Памятник одному из первых трансформаторов на заводе.

Blog post image

Чтобы обойти и познакомиться со всем предприятием нужен полный день. Особенность КТЗ - в том, что это одно из немногих предприятий в Казахстане, которое старается оптимизировать рабочий процесс так, чтобы как можно больше деталей производить самостоятельно, а не закупать за рубежом.

Цех, где производится сборка трансформаторов.

Blog post image

В приобретении оборудования предприятию оказали поддержку Самрук-Казына, Даму, БРК Лизинг. Очень интересно на заводе рассказывают, как выстраиваются отношения с потребителями, особенно иностранными. Многие сначала очень сомневаются, что в Кентау может вообще что-то производиться, тогда их приглашают на КТЗ посмотреть всё своими глазами. Когда я был на заводе, я пересёкся с турецкой делегацией, которые не скрывали, что ожидали приехать забытое производство, а увидели современные цеха.

Линия по резке стали, которая позволяет делать детали с очень большой точностью.

Blog post image

Сборка трансформаторов.

Blog post image

Blog post image

Сборка сердцевины трансформатора большего размера.

Blog post image

На заводе очень много молодёжи. Помимо того, что подготовка специалистов ведётся в колледже в Кентау, "хедхантят" также выпускников алматинских вузов. Опытных работников тоже очень много, их стараются держать, чтобы они могли передавать свои знания.

Blog post image

Кентауский способ приучить сотрудников к правилам охраны труда: "Нет каски - нет премии".

Blog post image

Участок, где производится аргоносварка.

Blog post image

Практически готовые трансформаторы.

Blog post image

Тестирование продукции.

Blog post image

После тестирования каждый трансформатор снабжают паспортом.

Blog post image

По примерно аналогичной схеме производится и выпуск силовых трансформаторов 35-110 кВ, которые в Казахстане производятся только в Кентау. В советское время в основном на КТз производились трансформаторы 6 и 10 кВ, их по СССР делали в Минске и Кентау. Трансформаторы высокого напряжения выпускались в Украине, России и Узбекистане. Сейчас на этом рынке конкурирует и казахстанская продукция. Для их производства в 2009 году был построен цех с новейшим оборудованием. Интересно, что разработка трансформаторов этих габаритов также была произведена силами собственного конструкторского отдела. Здесь же были произведены опытные образцы, пройдены типовые испытания в испытательном цеху и затем началось серийное производство.

Blog post image

В целом процесс схожий со сборкой трансформаторов меньшей мощности, но детали по размеру значительно больше.

Blog post image

Blog post image

Ещё одно относительно новое направление производства - сборка сухих трансформаторов.

Blog post image

Старший мастер цеха по выпуску сухих трансформаторов - Исаев Баглан на предприятии работает уже около 10 лет, из них 8 лет занимается именно сухими трансформаторами.

Blog post image

Это новое направление началось в КТЗ в 2007-2008 годах. Сотрудники предприятия во время освоения новой линии ездили проходить стажировку в Германию.

Blog post image

На производстве обмотки для трансформаторов работают в основном женщины.

Blog post image

Как я упоминал выше, интересно, что на многих участках работают и старые, и новые станки: на старых производится обучение молодёжи, которые потом получают допуск и к современному оборудованию.

Blog post image

Blog post image

Показатели завода на входе в один из цехов.

Blog post image

Конструкторский отдел в выходной день.

Blog post image

Наглядно видно использование инноваций в производстве, если зайти не только в новые современные цеха, но и в "старые".

Покраска "по старинке".

Blog post image

Современная линия покраски методом погружения (такая же недавно была установлена и в Уральске на УТЗ), где человеческий фактор исключён.

Blog post image

В цеху.

Blog post image

Гофростенки.

Blog post image

Производство радиаторов.

Blog post image

Сварочный цех.

Blog post image

Ещё один процесс, по которому можно видеть историю предприятия - производство проводов. Сейчас этот процесс в основном производится в новом современном цеху. Вообще, производство собственных запчастей началось на заводе из-за острой необходимости - тот же металл в Казахстане производится, но закупить те же провода полностью невозможно, так как у каждого вида трансформаторов свои параметры. Поэтому пришлось осваивать производство самостоятельно.

Blog post image

Но при этом и старый ещё не отработал своё. Оператор-волочильщик Бакытжан Умбетов работает на предприятии уже 8 лет.

Blog post image

Участок гальваники.

Blog post image

Мастер участка гальваники Сабыр Баимбетов работает на КТЗ с 16 июля 1987 года. Показывая свой участок, рассказал и много интересного, как завод выживал в 90-е годы: тут производились бытовые электроприборы - кипятильники, духовки, масляные обогреватели.

Blog post image

Кузница. Кузнец Динмухамед Карабаев.

Blog post image

Деревообрабатывающий цех.

Blog post image

Даже мелкие деревянные детали для трансформаторов производятся здесь своими силами.

Blog post image

Механический цех.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Мало заводов в Казахстане могут похвастаться, что занимаются не только сборкой, но и производством даже мелких деталей.

Blog post image

Опять же для сравнения - ещё один современный цех, на котором производят детали.

Blog post image

Blog post image

Цех по производству изоляции.

Blog post image

Все детали сортируются по производимым моделям.

Blog post image

Контейнеры с маслом для заливки.

Blog post image

Готовая к отправке продукция. Примерно на треть завод работает на экспорт, в основном в страны ближнего зарубежья.

Blog post image

Машины с продукцией из Кентау отправляются во все области Казахстана и в ближайшие страны.

Blog post image

П. С. Спасибо за внимание! Полное или частичное копирование материала запрещено, при согласованном с автором использовании обязательна ссылка на блог и указание авторства.

Подписывайтесь на меня также:

в Твиттере@YakovFedorov

в Фейсбуке: Яков Фёдоров

29