Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
03:42, 02 августа 2015

Джокеры. Казахстанская ловушка, часть вторая

Все выходные прошли для нас в тяжелом ожидании - фантазии рисовали порой совершенно немыслимые варианты развития ситуации, страхов добавляло чтение юридической литературы по интересующемуся вопросу. Административный кодекс оказался не менее запутанным чтивом, чем самый замудреный квест, он отсылал нас от одной статьи к другой, и мы бродили по этим виртуальным джунглям казахстанского законодательства, как двое маленьких, брошенных на произвол судьбы Маугли. Оказалось, что за несвоевременную регистрацию грозил не только немалый штраф, нарушителя запросто могли упечь за решетку на срок до 15 суток, а также выдворить из страны, без права въезжать в Казахстан в течение нескольких лет. Мы пытались как-то подшучивать друг над другом в этой нелепой и пугающей ситуации, мама Артема, выходя на связь говорила: "Ну и пусть депортируют, не придется тратиться на билет до Челябинска для Артема". И в принципе к понедельнику мы почти убедили себя в том, что ничего страшного не будет, мы просто съездим в указанное в повестке место (это была воинская часть на окраине города), объясним ситуацию и нас отпустят, простив для первого раза. Артем постоянно повторял: "Ну я же артист, не будут же они меня в тюрьму сажать!".

Однако, все наши позитивные мысли начали постепенно улетучиваться, когда мы приехали по месту назначения. Конечно же, нас никто не запустил сразу на территорию воинской части, и мы стояли на жуткой жаре, ожидая, пока соберутся другие "злостные нарушители" миграционного закона. Постепенно все подошли, и я с удивлением была вынуждена отметить, что ни один "преступник" не был похож на злодея. С нами вместе в капкан закона попали итальянцы, китайцы, украинцы, россияне - все очень милые, общительные люди, в глазах которых читалось лишь недоумение. Никто из них не был в курсе об изменениях в законе, которые начали действовать с начала года, а на наших таможнях, видимо, не сочли нужным об этом проинформировать. Не совсем точно информировали и в отделах миграционной полиции на местах, я даже представить не могу, сколько вот таких несчастных иностранцев снимается с рейсов ежедневно у нас в стране. И все вынуждены мотаться по инстанциям просто ради того, чтобы их просто выпустили улететь домой. Бррррр!

Но вернемся к нашей ситуации... Нас, наконец, с получасовым опозданием, начали запускать на территорию, где должно было происходить разбирательство. Но, как выяснилось, это были еще цветочки. Телефоны, естественно, отобрали, меня вообще не хотели запускать, и только наша настойчивость позволила нам зайти вместе с Артемом в это "царство правосудия".Ничего особенного и сверхъестественного не происходило. Всех "провинившихся" просто по очереди спросили о причинах, помешавших им вовремя сделать злосчастную регистрацию, и, заставив написать объяснительные, строгим голосом предупредили, что завтра состоится суд. Нам этом бы и закончить, но мы проторчали там около четырех часов, пока выписывались какие-то многочисленные бумажки, велись какие-то расспросы и разговоры, при том, что "нарушителей" было в целом не больше 10 человек. Все наши надежды на то, что можно будет на месте заплатить штраф, , и, возможно, успеть вылететь в Москву, рухнули в одночасье. Предстоял еще один день удушливого ожидания вердикта от власть имущих.

Blog post imageBlog post image

Ночью я еще раз перешерстила все статьи административного кодекса, которые имели отношение к нашей ситуации, и, в целом, чувствовала себя достаточно подкованной в вопросах миграционной политики. Но реальность в очередной раз оказалась куда более жестокой, чем мы могли себе представить. Явившись в суд к назначенному времени, мы снова встретились со своими товарищами по несчастью, чьи истории мы знали уже не хуже своей. Высокая китаянка прилетела в Казахстан ненадолго, и когда ее переводчик звонил в отдел миграционной полиции, ему сказали, что китаянке можно без проблем находиться на территории Казахстана и зарегистрироваться в течение 10 дней; так как она все равно улетала, не пробыв в стране больше этого срока, переводчик решил, что регистрироваться необязательно. В итоге выяснилось, что срок для регистрации - не 10, а пять дней, что тут же переместило несчастную китаянку из категории "добропорядочных граждан" в группу "злостных нарушителей". Женщине-россиянке, которая приехала в Казахстан на похороны родственников, трагически погибших в Лениногорске, при прохождении таможни сказали, что она может находиться на территории страны в течение 90 дней. Про необходимость регистрации и, самое главное, о жутких последствиях нарушения ее, естественно, никто не предупредил. Она целых пять дней незаконно находилась на территории Казахстана - немыслимое преступление, как видите. Все эти истории можно было бы описывать до бесконечности - все они напоминали друг друга. Люди оказались в ловушке по собственному незнанию, и закон оказался настолько суров, что все они вынуждены были понести наказание без возможности оправдаться.

Мы опять сидели в душном помещении и терпеливо ждали. Час... второй... третий... вместе с нашей группкой "потерпевших" своей участи ожидали еще около сотни неприкаянных нарушителей закона, в здание суда никого не запускали, все сидели, либо стояли на улице, а температура воздуха в эти дни была рекордно высокой - столбик термометра не опускался ниже отметки 39-40 С. Мне невольно вспомнились съемки третьего тура шоу "Хочу к Меладзе", когда в съемочном павильоне еще не установили кондиционеры, и температура внутри помещения от всех осветительных приборов была настолько высокой, что практически все операторы работали с обнаженным торсом. Всем же остальным: зрителям, артистам, членам жюри,  - пришлось стойко переносить все тяготы почти пятидесятиградусной жары во всей той амуниции, которую пришлось надеть ради шоу. Помнится, Сергей Лазарев был в кожанке - вот уж кому я совсем не завидовала в тот день ;). Но все сидящие в тот день в съемочном павильоне пришли туда сознательно, понимая, как будет непросто сниматься в таких условиях. Люди же, пришедшие в суд вместе с нами, не все и не до конца понимали, как их туда занесло и что же такое страшное они совершили. Прямо напротив нас сидела девяностолетняя слепая старуха, которой бы отлеживаться дома, но ее зачем-то притащили в это место, где по изначальному замыслу должно было вершиться правосудие, а вершился лишь произвол, в жернова которого по нелепой случайности попали самые разные люди... Бедная бабулька сидела и тихонько стонала, то ли от жары, то ли от боли, пока ее родственница пыталась решить проблему, приведшую их в административный суд. Немалый штраф, который мы должны были заплатить за свою беспечность, теперь казался счастливым избавлением из этого тягомотного, вязкого плена несправедливости. И мы просто ждали... что нам еще оставалось?

Сейчас мне кажется, что все эти часы ожидания были неспроста - людей просто выматывали физически и эмоционально, давали им время навоображать в своих головах самые страшные последствия, которые могут их ожидать за их проступки. Когда наконец нас позвали пройти к комнате, где собственно и вершился суд, мы все были настолько на взводе, что словами описать невозможно. И еще большая колобродица началась в душе, когда несколько мужчин подряд вышли из зала (точнее, комнаты) суда и срывающимися голосами сказали, что им в качестве меры наказания назначили арест. Это реально напоминало какой-то кошмар, один из тех жутких фильмов про подставы, только сейчас всё происходило в реальном времени, и происходило с нами. Артем уже не мог сидеть на месте и, после того, как вышел очередной "подсудимый", ринулся туда, где ему предстояло услышать свой первый в жизни судебный приговор.

Оказавшись в этой "страшной" комнате, я увидела, что и судья и прокурор - просто молодые парни, едва ли намного старше самого Артёма. Но ощущение собственной значимости делало их лица постными, высокомерными и неприятными, по крайней мере для меня. Не глядя на нас, судья начал задавать вопросы, заставляющие отвечать на них в заведомо оправдывающемся тоне. Конечно, мы договорились заранее, что не стоит отрицать свою вину, так будет проще добиться смягчения приговора, даже если мы понимаем, насколько несправедлива вся эта ситуация... Судья упорно гнул свою линию, несмотря на то, что пытался объяснить ему Артем. Не отрывая глаз от бумаги, которую он читал, судья скучным тоном почти подвел к тому, что самое страшное неизбежно... и тут случилось чудо.

Прокурор, сидевший все это время сбоку, вдруг заулыбался и спросил:

- Это же вы участвовали в шоу хочу к Меладзе? А что с вашей группой? Вы по прежнему вместе? Вроде вы были вместе с Фаризом... он же из Казахстана?

И словно свежий ветерок ворвался в эту комнату, где было произнесено так много вердиктов, отнимающих у людей последнюю надежду... Это была та соломинка, за которую можно было ухватиться и попытаться выбраться из этого ужасного болота. Срывающимся голосом Артем начал объяснять ситуацию, рассказывать, что Фаризу пришлось в одиночку улететь в Москву, так как его самого сняли с рейса, что в Москве должны были состояться очень важные съемки, что там он должен был встретиться с мамой, и наказание за несоблюдение закона уже в полной мере получено...

Все так же, не поднимая глаз от бумаги, судья безразлично слушал этот поток эмоций, и потом все тем же бесцветным голосом, без тени улыбки, произнес:

- Благодарите судьбу за то, что прокурор оказался вашим фанатом. Ограничимся штрафом на этот раз... - и захлопнул папку с делом.

После этого было еще много всего, что заставляло задуматься о лояльности нашей законодательной системы, взять хотя бы оплату штрафа в терминале, где расторопный служитель закона, якобы поставленный для того, чтобы разобраться в премудростях оплаты через терминал, просто клал остаток суммы, сдачу после штрафа, на свой мобильный счет (терминал сдачу не выдавал). Конечно, 300 тенге в нашем случае небольшие деньги, но такие мелочи явно демонстрируют, насколько "честны" и "бескорыстны" наши блюстители порядка. Мы просто стали очередными жертвами, пополнившими эту бездонную кормушку своими деньгами, вырванными из и так небольшого бюджета ...

Тем не менее, вся эта жуткая история подошла к концу и, спустя пять дней после того, как Артём был снят с рейса, мы, наконец, смогли вздохнуть спокойно. На руках у нас была бумажка, позволяющая беспрепятственно покинуть страну, жители которой считают себя очень гостеприимным и внимательным народом. Я родилась здесь и, хотя не имею никакого отношения к действующему законодательству, мне было нереально стыдно перед женщиной-россиянкой, приехавшей в нашу страну в первый раз, когда она сказала на прощание: "Чтобы я еще раз приехала сюда... ни за что! Спасибо тебе, гостеприимный Казахстан!"

Незнание закона не освобождает тебя от ответственности... Эта фраза сопровождала нас на протяжении всех наших миграционных мытарств. Я буду искренне рада и пойму, зачем все это было с нами, если с помощью этого самого нового закона удастся поймать и обезвредить реальных преступников. Но, полагаю, именно у них-то все в порядке будет с документами при пересечении границы... А всем тем людям, служителям закона, встретившимся на нашем пути, хочется искренне пожелать: возвращайтесь на светлую сторону, станьте вновь людьми, ведь то, что вы делаете - совсем не по-человечески. Способность говорить дана нам для того, чтобы общаться и договариваться, а не для того, чтобы самоутверждаться за счет тех, кто просто не может тебе ответить в силу того, что Неумолимый Закон уже навесил на каждого из участников этой истории ярлыки, сорвать которые сможет лишь время. Или Новый Закон.

2
560
0