Не секрет, что жители Мексики и Казахстана далеки от стандартов ООН по количеству квадратных метров на человека. По международным стандартам, на одного человека должно быть минимум 22 кв.метров своего жилья.
В Мексике сложилась интересная ситуация, очень похожая на образ жизни казахстанцев.
Дело в том, что там даже у бедных семей есть свои земельные участки, но при этом мексиканцы не особо занимались стройкой и часто жили в тесноте. Редкая семья делала пристройку к дому, но даже у тех, кто решался на застройку для того, чтобы пристроить 1 комнату уходило от 4 до 7 лет. Почему?
Потому что все лишние деньги в большинстве мексиканских семей тратились на празднества, такие как дни рождения, крестины и свадьбы? Ничего не напоминает?
Участие в таких праздниках считалось обязательным, если нет, то вы проявляли неуважение и заносчивость. В результате, у большинства жителей Мексики с низким доходом не имелось никаких сбережений, которые можно было потратить на покупку стройматериалов, чтобы улучшить свои условия жизни.
В Мексике среди населения, также как и во многих офисах казахстанских компаний очень популярна система танда – это традиционная схема общественных сбережений. В танда – 10 человек ( к примеру) вносят каждый по 1000 песо в неделю в течение 10 недель. В первую неделю бросают жребий, чтобы узнать кто выиграет 1000 песо в каждую из 10 недель.
Все участники могут получить танда только один раз и это позволяет им сделать крупную покупку. Такая же система существует во многих некрупных казахстанских компаниях, когда офисные работники скидываются в общий фонд по 10 тыс.тенге и так каждый месяц кто-то получает крупную сумму денег. И такую возможность получает каждый, кто участвует.
Cemex, компания номер 3 в мире по производству цемента придумала как увеличить свои продажи, опираясь на не совсем традиционный маркетинг.
В Мексике цемент в мешках, продаваемый частникам составляет 85% от всего рынка. По скромным подсчетам, если было можно удовлетворить этот латентный спрос, то рынок бы вырос минимум на полмиллиарда долларов в год.
Так вот Cemex запустила программу Pammonio How, которая превратила цемент из материала в подарок-мечту.
Чаще всего, семья, получившая крупную сумму денег сразу же тратила их на какой-нибудь семейный праздник. В программе Pammonio How эти деньги направляются на финансирование строительства пристройки из цемента.
От себя компания предлагает участникам доставку цемента на дом, учебные курсы по строительству пристроек и услуги технического консультанта. После этого, количество семей, которые начали делать пристройки выросло на 20%.
Чем интересен этот реальный опыт для строительных компаний Казахстана?
Дело в том, что рынок недвижимости не только не растет, но и падает. В январе рынок жилой недвижимости просел на 2% против января 2014.
При этом очевиден интерес казахстанцев к индивидуальным домам. К примеру, покупка частных домов в прошлом месяце увеличилась в 2 раза по сравнению с годом ранее.
У частных строительных компаний дилемма – банки притормозили кредитование ипотеки, более того, у частных застройщиков появился хороший конкурент в лице государства. И уже видно, что в противовес ипотеке, все большую популярность набирает система жилстройсбережений.
Кредитный портфель Жилстройсбербанка за декабрь 2014-2013 увеличился на 23%, до 222,1 миллиардов тенге. За тот же период ипотека БВУ увеличилась всего на 5,6%. То есть, можно говорить о том, что темпы роста жилищных сбережений будут расти хорошими темпами и в этом году.
Я думаю, что флагманы строительной индустрии могут подумать над тем, чтобы создать третью – альтернативную возможность финансирования покупки заветных квадратных метров на основе мексиканского опыта. При этом продавать уже не цемент, а непосредственно сами квартиры.