Фабрика грёз: мифы и реальность

1554
12
0
-2

Известный своей педантичностью по отношению к изложению исторических фактов, американский режиссёр Джеймс Кэмерон в начале 1995 года предложил кинокомпании 20th Century Fox создание фильма "Титаник"

Известный своей педантичностью по отношению к  изложению исторических фактов, американский режиссёр Джеймс Кэмерон в начале 1995 года предложил кинокомпании 20th Century Fox создание фильма "Титаник". После выхода фильма на широкие экраны, ряд исследователей удивились тому, что такой огромный проект Голливуда содержит столько неточностей и грубых искажений произошедшего. Возможно потому, что пользовался непроверенными источниками, хотя впрочем, как можно обвинять Голливуд, это же "Фабрика грёз"...

В начале XX века на рынке трансатлантических перевозок сложилась интенсивная конкуренция между судоходными компаниями "Cunard Line" и "White Star Line". Обе компании были британскими, но "White Star Line"(ее владельцем  был магнат Дж. П. Морган) входила в американский трест "International Mercantile Marine Company", а "Cunard Line" находилась под влиянием Британского Адмиралтейства.Тогда же Ротшильды, Рокфеллеры и Дж. П. Морган договорились перехватить управление кредитно-финансовой системы через создание частного банка (Федерального резерва). Противниками этих планов стояли некоторые финансовые воротилы того времени Джон Джейкоб Астор (отели "Астория"), Исидор Штраус (сеть универмагов Мэйсис) и горный промышленник  Бенджамин Гуггенхайм.

Гигантский лайнер "Титаник", построенный "White Star Line", столкнувшись с айсбергом 14 апреля 1912 года, затонул в Атлантическом океане к востоку от мыса Ньюфаундленд. Подобной катастрофы еще не случалось. Мировая пресса бурно обсуждала вопрос: почему  затонул корабль, который мог выдержать даже удар о коралловый риф? И с какой целью на борту "Титаника" оказались "партнеры" Моргана (на борту было 57 миллионеров) – тайна покрытая мраком глубин океана. Но, в конце концов,имена всех троих оказались в списке погибших.

Известно, что ещё  1910 году семеро представителей семейств Рокфеллеров, Морганов, Варбургов, Кохенов и Ротшильдов организовали встречу на острове Джекил (шт. Джорджия) и провели переговоры по выработке общих принципов создания Центробанка США. Формальности были завершены после подписания Закона о Федеральной резервной системе (23 декабря 1913 года). Рокфеллеры с Морганами занимались различной совместной деятельностью. В свою очередь Ротшильды были банкирами финансовой империи Ватикана.Тогда же в 1912 году британские Ротшильды обменяли свой нефтяной бизнес в России на контроль над объединенной компанией Royal Dutch и Shell, став крупнейшим акционером в обеих компаниях.

Поиски разгадки длились более семидесяти лет, но ответ на волнующий всех вопрос получить не удавалось. Пока, в мае—августе 1991 года не состоялась самая крупная экспедиция к "Титанику". Тогда специалисты научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" с двумя глубоководными обитаемыми аппаратами "Мир" провели тщательное исследование. Химический анализ показал, что в состав фрагментов обшивки корабельного корпуса — стальных листах 3x9 метров и толщиной 25 миллиметров, входит повышенное содержание серы, что и сделало конструкции корабля недопустимо хрупкими, довольно известному явлению, называемое красноломкостью.

Позднее, в 1996 году были проведены новые исследования с помощью аппарата "Наутилус", которые показали, что в правом борту "Титаника"никакой пробоины нет! После проведенного исследования ученые выдвинули дополнительную гипотезу, согласно которой причиной гибели "Титаника" стали бракованные заклепки, не выдержавшие бокового давления листов обшивки на ледяную глыбу, в результате чего листы разошлись по швам. 
Возникает вопрос: как могли опытные британские специалисты допустить такую грубую ошибку? Может быть, американские хозяева "Титаника"попросту поскупились и закупили дешевую сталь и заклепки? В таком случае становится понятным, почему айсберг так легко проделал дыру в корпусе судна. Корабль был заранее обречен на гибель...

Противостояние между американскими и британскими компаниями особенно остро выразилось в такой отрасли как нефтяная и газовая добыча.В более чем вековой жесткой конкурентной борьбе из стоявших у истоков нефтяных компаний из "Семи сестёр" выжившими к 2010 году являются BP, Chevron, ExxonMobil и Royal Dutch Shell, которые образуют группу "супер гигантов".Считается , что британская нефтяная компания "Бритиш Петролеум" контролируется финансовыми кругами семьи Ротшильдов, близкими к британской королевской семье или "акционерами бывшей британской Ост-индской компании". Не случайно ранее она называлась Англо-Персидская нефтяная компания (Anglo-Persian Oil Company). После объединения с американской нефтяной компаний Амоко, ВР стала влиятельным игроком и в США, где она пользуется поддержкой государства, и оказывает, в свою очередь, поддержку этому государству, в том числе и через влияние на политику Великобритании. Они постоянно боролись между собой за захват новых источников сырья в Азии, Африке, арктическом шельфе и в других регионах по всему миру. Не стали исключением и территории республик бывшего СССР.

В конце 19-го века, бакинская нефть практически полностью находилась под контролем Ротшильдов и производили больше сырой нефти, чем во всех США, а в 1902 году более половины добываемой в мире нефти приходилось на Россию.

Понятно, что Джон Д. Рокфеллер стал искать выход из сложившейся ситуации и выборе средств для достижения цели себя не ограничивал. И выход был найден – революция в России, результат которой оказался поразительным. Итогом революционного хаоса и гражданской войны, стало получение Рокфеллером прав на продажу российской нефти и в 1926 году рокфеллеровская компания "Standard Oil" и ее партнер "Vacuum Oil Compan" через "Chase Manhattan Bank" стали официальными поставщиками советской нефти в европейские страны. А результатом предоставленного Джоном Д. Рокфеллером большевикам займа в размере $75 миллионов в 1927 году, стало строительство нью-йоркской "Standard Oil" нефтеперерабатывающего завода в России. Таким вот образом, Рокфеллер уже в 30-е годы переиграв Ротшильдов, стал определять нефтяную политику прикаспийского региона. Но, на этом соперничество не ограничивалось.

Еще в советское время освоение Сахалинских месторождений позволило обеспечить снабжение нефтью и природным газом Дальний Восток России, страны Азиатско-тихоокеанского региона.

В рамках проектов Сахалин 1 и Сахалин 2 на морском шельфе Сахалина  были построены платформы для бурения и добычи нефти и газа, проложены морские и сухопутные трубопроводные системы, сооружены комплексы подготовки нефти и газа, компрессорные и насосные станции, резервуарные парки морских терминалов, первый в России завод сжижения природного газа. Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», являющаяся дочерним предприятием корпорации «Эксон-Мобил», осуществляла реализацию проекта Сахалин 1 консорциумом из пяти компаний.На стадии подготовки к конкурсу Оператор проекта (Заказчик) конкретно отвечал за технические вопросы. Проектирование осуществляло ООО "Старстрой" - совместное предприятие российского ЗАО «Глобалстрой-инжиниринг» и французской компании "Буиг Оффшор", а позднее - итальянской фирмы "Сайпем", аффилированных полностью с ОАО "ЛУКОЙЛ"(Россия) и газовым концерном "ENI" (Италия). "Буиг Оффшор" купила итальянская компания "Сайпем".

В июле 1999 года была добыта первая нефть. Так в России впервые начались разработки шельфовых месторождений Дальнего Востока.В СРП был прописан механизм получения государством доли прибыли из расчета цены нефти 34 долл. за баррель. К 2006 году руководство России осознало, что режим СРП невыгоден для государства. Средства для разработки таких проектов своими силами появились, а значит в Москве рассчитывали вынудить Shell отказаться от режима СРП и перевести проект в национальный налоговый режим.

В середине августа 2006 года, буквально за пару недель, были организованы массированные экологические проверки и выявлена масса нарушений.Поскольку энергетический баланс Великобритании не страдал, а, наоборот, улучшался, так как неудачи Shell в России компенсировались успехами ВР, правительство Тони Блэра согласилось с изменением соглашения о разделе продукции, на основании которого реализуется проект Сахалин-2. Результатом этих разногласий, ставших предметом обсуждений в британском парламенте, стало вхождение в число акционеров компании СЭИК в декабре 2006 года, ОАО "Газпром", получившего 50% +  1 акцию и ставшего, таким образом, ведущим акционером.Генеральным подрядчиком на реализацию проекта по результатам конкурса было выбрано ООО "Старстрой". СЭИК осталась компанией-оператором проекта.После конкурсных торгов были подписаны контракты по Сахалин 2: СЭИК – Старстрой (ЛНГС) – 30.0.7.2003 г. (1,2 млрд. $). К слову сказать, позднее у компании обнаружились проблемы при строительстве дренажной системы, - были использованы не такие дренажные трубы, что были предусмотрены проектным решением.

В настоящее время России ВР является совладельцем одной из крупнейших в России нефтяной компании ТНК-BP (50 %, другие 50 % принадлежат консорциуму в составе «Альфа-групп», Access Industries и «Реновы»). ВР является оператором ряда нефтяных проектов в Казахстане и нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан.

В пик роста мировых цен на нефть,British Petroleum (BP) приобрела очередную лицензию на аукционе в марте 2008 года на разработку месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Считается, что низкие цены на нефть в немалой степени благодаря помощи Ротшильдов способствовали экономического взлету Китая, ударившего по вотчине Рокфеллеров США. Авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо привела к ускоренному росту нефтяных котировок. По заявлению представителей BP расходы на ликвидацию последствий аварии составившие 40 миллиардов долларов США  привели к ухудшению финансового положения компании и к временному свертыванию ряда проектов, в том числе на Дальнем Востоке (Сахалин1 и 2, а позже и Сахалин 4 и5) и прикаспийском регионе.

И тут надо обратиться к истории возвращения западных компаний в этот регион.Основными партнерами республики Казахстан по новым месторождениям стали именно американские и европейские компании. 6 апреля 1993 года казахстанским Правительством подписано соглашение с американской компанией «Шеврон» сроком на 40 лет, которое назвали «контрактом века». Через четыре года, 18 ноября 1997 подписано Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию между компаниями "Аджип", "Бритиш Газ", "Бритиш Петролеум" и "Статойл", "Мобил", "Шелл", "Тоталь" и «КазахстанКаспийШельф". Согласно СРП, период разведки составляет 6 лет, а период освоения и добычи  составил 20 лет с даты коммерческого открытия на подрядном участке.

Основные направления экспорта казахской нефти связаны с Россией: нефтепроводы Атырау - Самара ( 15 млн т) и Каспийский трубопроводный консорциум (31 млн т), который планируется расширить до 67 млн т в год (50 млн. т. из них даст Казахстан). Модернизацию линейной части трубопровода от границы России с Казахстаном до Комсомольской проводил уже упомянутый тогда еще российско-французский консорциум "Старстрой". Активно развивались и альтернативные маршруты: "китайский" нефтепровод Атасу - Алашанькоу, рассчитанный на 10 млн. т. с последующим расширением до 20 млн. т. (4 млн. т. в 2006 году), а также создание "южноевропейского направления",- Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), вызвавший сдержанно-негативную реакцию у российских властей. Маршрут предполагает строительство нефтепровода Ескене - Курык, затем в нефть в танкерах по Каспию будет доставляться в БТД. Ресурсной базой должны были стать месторождения Кашаган и Тенгиз, на первом этапе ККСТ обеспечит транспортировку 25 млн т нефти в год с последующим увеличением до 38 млн и 60 млн т в год.

"Казмунайгаз" всегда подчеркивал, что реализация ККСТ зависит от начала коммерческой добычи на Кашагане. Поставка в БДТ добываемой фактически американскими компаниями нефти давало США объяснять свое военное присутствия в регионе. Подчеркивалось, что нефтепровод необходимо охранять, что может быть использовано как предлог для размещения там американских военных баз. США заинтересованы в том, чтобы как можно больше газо- и нефтепроводов проходили в обход России, чтобы ослабить ее роль как транспортного коридора и поставщика.

Напомню, что добыча нефти на Кашагане началась 11 сентября 2013 г. Однако 24 сентября эксплуатация месторождения была приостановлена после обнаружения утечек газа из наземного трубопровода, идущего с острова D на УКПНиГ «Болашак» (Карабатан).  Согласно пресс-релиза приведенного на сайте оператора этого проекта –NorthCaspianOperatingCompany (NCOС),"непосредственной причиной утечки газа послужило сульфидное растрескивание (SSC - прим. авт.) под напряжением" и в то же время"спецификации материала газопровода рассчитаны на применение в условиях месторождения Кашаган".

Еще на Всемирном экономическом форуме, глава государства Н. Назарбаев провел встречу с президентом компании Total Кристофом де Маржери и обсудил с ним ситуацию касательно осуществления добычи на месторождении Кашаган. Тогда глава Total заверил, что участники соглашения примут все необходимые меры для устранения причин задержки добычи. Доля Total в этом проекте составляет 16,807% - столько же, сколько у Agip, ExxonMobil и Shell. Интересно, что г-н де Маржери в ноябре 2013 года, выступая на пресс-конференции в Абу-Даби, сделал загадочное заявление по поводу остановки работ на Кашагане, произнеся тогда: "Это больше, чем просто ремонт труб".

Видимо именно это и имел ввиду г-н Кристоф де Маржери, когда Reuters сообщило о том, что Паоло Скарони (Paolo Scaroni, кстати тоже присутствовавший в Давосе), глава итальянской ENI, выступавшей ранее ведущим оператором по разработке Кашагана приговорен к трем годам лишения свободы. Операторство ENI всё же аукнулось Казахстану спустя шесть лет, когда Кашаганский проект из-за многочисленных "недоделок" оказался на грани срыва. Здесь стоит упомянуть, что работы по укладке и сварке трубопроводов, которые не прошли SSC-test (оказались дырявыми), проводили компания Saipem ("дочка" ENI, замешанная в коррупционном скандале в Алжире) и ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор» (подразделение Lancaster Group), последняя свою вину категорически отрицает.

Замена дефектных труб не так проста, как это может показаться. На сегодняшний день, альтернативы продукции от NipponSteel & SumitomoMetal Corp. выпускаемой в промышленном масштабе не существует, ибо  выпускаемые до сих пор сплавы стали Х60 (типа 13Cr-сталь) для применения в условиях в среде с СО2 и некоторым содержанием сероводорода  не обеспечивают достаточной стойкости к сульфидному растрескиванию, и для таких условий разработана модифицированная 13Cr-сталь с добавкой Mo и повышенной стойкостью к растрескиванию SSC. Как правило, для такой среды и высокими температурами применяют двухфазные нержавеющие стали группы 22Cr, а для высокотемпературной среды с высокой концентрацией СО2 и H2S — никелевые сплавы.

Кроме того нужно учесть и использование новых сварочных материалов устойчивых к сульфидному растрескиванию, так как использованные материалы (вероятно низководородной группы японской фирмы Kobe Steel, Ltd., исключающие выборку корня шва) также показали себя не лучшим образом (всего было обнаружено 63 (!) утечки газа на газопроводе, из которых уже подтвердились 15 (две утечки по телу газопровода и 13 в сварных швах)).

По результатам оценки рисков оба трубопровода газа и нефти подлежат замене. Длина каждого около 96 километров, диаметр – 28 дюймов. Материал – сталь с плакировкой из коррозионно-стойкого сплава (КСС). Оба варианта, включая ранее использованную углеродистую сталь с особым составом и сталь с плакировкой из КСС, являются практически применимыми материалами для данных условий. Вариант с плакировкой из КСС был выбран в виду своевременной подготовки технических условий и требований, которые с высокой уверенностью должны обеспечить целостность трубопроводов для возможности скорейшего начала добычи на м/р Кашаган.

Как ранее сообщало агентство Рейтер, стоимость замены труб на месторождении Кашаган, остановленном из-за аварии в прошлом году, может составить до 3,6 миллиарда долларов, а строить трубопроводы будет итальянская Saipem. В самой же компании отмечают, что к строительству планируется приступить весной 2015 г., и завершить – во 2-й половине 2016 года.

Совсем другие цифры приводят независимые эксперты.По словам аналитика компании MFX Broker Сергей Некрасов, в среднем цена составит 400-600 миллиардов долларов, такая сумма получилась исходя из того, что прежняя стоимость проекта составляла 136 миллиардов, а на замену труб в среднем потребуется еще 350 миллиардов долларов.

Как выяснил специальный аналитик Steve LeVene агенства Reuters, пишущий и для американского портала Quartz, месторождение Кашаган закрывается как минимум на 2 года.Кроме того, аналитик приводит мнение инженера по коррозиям Баттельского мемориального института Барри Хиндина о том, что для наилучшей устойчивости к сульфиду водорода трубопровод должен быть сделан из сплавов никеля, но стоить такой трубопровод может в 10 или 15 раз больше, чем обычный. Хиндин также отметил, что другой важной задачей является правильная сварка таких труб между собой.

Как известно, Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie) "борец с нефтедолларами", генеральный директор французского энергетического гиганта Total погиб в загадочной и нелепой авиакатастрофе в аэропорту Пулково, в Москве. В российских СМИ считают, что Кристоф де Маржери мог быть убит из-за пророссийской позиции гендиректора Total, которую он не стеснялся демонстрировать. Во-вторых, сама энергетическая корпорация могла привлечь к себе внимание серьезными успехами в освоении альтернативных источников энергии. Но, тут стоит заметить, что в Пулково службой безопасности занимается компания PAI Partners (финансовая компания, которой заправляет Lionel Zinsou. Lionel Zinsou был Генеральным Партнёром Ротшильдов с 1997 по 2009 год, то есть 12 лет) и её Swissport Cargo Services.После недавней покупки Servisair, PAI Partners теперь предоставляет безопасность в Международном аэропорте Шереметьево и Домодедово.Небезынтересно и то, что Swissport Cargo Services The Netherlands B.V. руководит службой безопасности и в главном Нидерландском аэропорту Schiphol в Амстердаме из которого вылетел злополучный Малазийский Боинг 777 рейса MH17 потерпевший катастрофу в небе над Украиной летом этого года.

Отметим и то, что французской компанией  Total был приобретен 12-процентный пакет «НОВАТЭКа» и 20% акций компании «Ямал СПГ», что суммарно не сопоставимо с  гигантским объемом инвестиций в Кашаган. Вполне возможно, что глава Total выяснив истинное положение дел и не желая еще раз наступать на те же грабли, намеревался выйти из тонущего в технических проблемах амбициозного проекта. А китайские компании CNPC или Sinopec, не посвященные в технические тонкости,  вероятно рассматривали покупку доли французской Total, чтобы увеличить свое присутствие в Кашагане. Из сообщений в СМИ стало известно, что в ноябре 2012 года французы продали 20% в нигерийском проекте Sinopec за $2,5 млрд. Таким образом, если китайская нефтяная компания PetroChina (дочерняя структура China National Petroleum Corp., CNPC) обменяет часть доли в иракском проекте "Халфайя" (Halfaya) ( 37,5%) на долю Total в Кашагане, то у Китая мог оказаться блокирующий пакет.

Для осуществления этих задач созданы специальные подразделения, такие как CHINA INVESTMENT CORPORETION (CIC) и China National Petroleum Corporation (CNPC). Главным стратегом и полководцем является Гао Сицин – Генеральный директор CIC.Не удивительным в этой связи является факт, что в качестве консультанта Китай привлек небезызвестный J. P. Morgan Chase, чей владелец был также и собственником затонувшего "Титаника". Сегодня в Международный совет входят около 30 значительных фигур мирового финансового и политического мира. Кроме Генри Киссинджера и Анатолия Чубайса , члена совета - гендиректора China investment corporation Гао Сицина активно консультируют ТОНИ БЛЭР, учредитель и министр-наставник Сингапура Ли Куан Ю и многими другие влиятельные фигуры.

 


 
Ad

Rate post

-2

Comments

Login to comment