Недаром именно в Баку снимали "Стамбул - город контрастов" из фильма "Бриллиантовая рука". Контрастов здесь точно хватает. С одной стороны - бесконечные красота и размах новых зданий, построенных на нефтяные деньги, идеальная чистота на улицах, прекрасная ночная подсветка практически всего города, гигантские мраморные подземные переходы, куча дорогих машин. С другой стороны, это кажущееся бесконечным нефтяное богатство сложно укладывается с мыслью, что множество трудяг из Азербайджана уезжают в соседнюю Россию в поисках заработков.
Для меня Баку и вся страна идеально характеризуются песней "Мой Азербайджан". Казалось бы одни и те же ноты, одни и те же слова, но в исполнении Муслима Магомаева кажется, что эта песня о стране, где национальной чертой является пафос, а в исполнении Полада Бюль-Бюль оглы та же композиция - об одном из самых душевных и гостеприимных государств мира. Оба исполнителя сейчас уже легендарны, и оба исполнения мне очень нравятся, так же, как и 2 разных Баку - немного пафосный новый и уютный старый. Обе части города заслуживают отдельного описания, в частности, новый Баку - как пример того, что можно сделать, если правильно использовать природные ресурсы страны.
Чудесная набережная на Каспийском море, которую здесь называют не "набережная", а "Бульвар". Набережная настолько чистая, что сначала я подумал, что её натирают шваброй. Потом оказалось, что предположение было верным - бульвар моют шваброй, перила протирают тряпкой, черноту с облицовочных камней зданий на бульваре также оттирают вручную. И брусчатку, и плитку, и дорогу здесь класть точно умеют - выглядит всё везде идеально.
На заднем фоне - самые высокие здания Баку Flame Towers, в которых находятся гостиница, офисы, квартиры. Сейчас в городе планируют переплюнуть Дубай и к 2019 году построить самое высокое здание в мире Azerbaijan Tower.
Говорят, что раньше чаек было гораздо больше, но экология даёт о себе знать.
Деревья на набережной от привычных нам лиственных деревьев до пальм и баобабов.
Не только на набережной, но и во всём центре города очень много минискульптур.
Площадь фонтанов.
Рядом с площадью фонтанов увидел голубятню. Хорошая и легко реализуемая идея, которую можно было бы повторить и в наших парках.
Подземные переходы практически во всем центре снабжены элеваторами (виден справа), мраморными стенами и полами и зеркальными потолками. Переход на фотографии - один из самых скромных, поэтому для дополнительного пафоса украшен цитатой президента.
Один из первых "советских" памятников города - поэту Низами Гянджеви. За ним здание, где жили многие известные люди города.
Здание азербайджанской академии наук с интересной историей. Нефтяные миллионеры были в Азербайджане уже в конце 19 века и дома они строили с размахом, превосходящим даже современных. У одного из таких миллионеров Мусы Нагиева от туберкулёза умер сын и в память о нём он решил построить дворец. Строительством занялся известный польский архитектор Иосиф Плошко, который взял за образец стиля венецианский готический Дворец дожей. На здании было начертано: "Человек возвышается и достигает желаемого только своим трудом. С рождения до смерти человек должен учиться. Мусульмане! Ваш век умирает с вами, готовьте своих детей к новому веку!"
Здание мэрии Баку. Архитектор - другой известный бакинский поляк Юзеф Гославский.
Филармония - ещё один памятник тому, что могут делать нефтяные деньги. Её архитектора Гавриила Тер-Микелова в начале 20 века отправили в Монте-Карло, чтобы соорудить что-то похожее на тамошнюю филармонию, которая считалась красивейшей в Европе. При этом архитектор умудрился решить ещё одну задачу - напротив дом ещё одного бакинского миллионера тех времён, который попросил, чтобы ему было хорошо и слышно, и видно всё происходящее в летнем клубе филармонии.
Музей азербайджанского ковра в виде азербайджанского ковра.
А вот так в Баку происходит реставрация советских зданий. Сложно представить, но здания слева и справа - абсолютно одинаковые. Просто справа уже практически сделали облицовку, а слева только начали строить леса. Во всём центре Баку советские здания уже в основном выглядят именно так, как справа. Облицовку делают очень качественно, местами сложно найти швы и возникает ощущение, что здание изначально строилось таким. В других районах с ними как правило справляются иначе - просто сносят и на их месте строят новые здания.
Площадь с "маленьким" флагом страны (есть ещё большой, который раньше был самый высоким флагштоком мира до того, как его не обогнал Душанбе) и указатель на город Qazax. Эту площадь я снял с третьей попытки, потому как в Баку очень много странных запретов на фотографию. Например, вот этот флаг и площадь вокруг него - это "стратегический объект" и если увидят процесс съёмки, то могут попросить удалить фото. Вероятность, что увидят, большая, так как в некоторых местах концентрация работников силовых органов очень большая. Хотя в целом туристам они не очень мешают.
Ещё одно место, где снимать нельзя категорически - бакинский метрополитен. Метро кстати очень интересное - у него пока всего 2 ветки (зелёная и красная, строится ещё синяя), но если вы выехали с какой-нибудь станции красной ветки, это не значит, что вы будете ехать именно по красной линии, так как поезд может спокойно свернуть на зелёную. Поэтому приходится внимательно смотреть на табло, куда идёт следующий поезд. Я про себя так и назвал бакинское метро "метрополитеном для дальтоников", так как здесь лучше вообще не ориентироваться на цвет линий.
Из плюсов метро - во-первых, то, что оно идёт во все нужные районы города, во-вторых, на каждой станции метро играет своя тематическая музыка, что очень клёво сбивает унылость от однообразия.
На фото прекрасно видно, что если вы собираетесь снять макет городской стены и пару людей, то тут же к вам мчится полицейский, чтобы предупредить о запрете фотосъёмки.
Одна из станций метро, оформленных ещё в советское время, - Низами. Похоже, что с неё брали пример оформители алматинской станции Театр Ауэзова.
А так выглядят пару станций метро над поверхностью земли. Местные жители так и называют их "бакинским Лувром".
Бакинский фуникулёр, который отличается тем, что он бесплатный. Хотя лучше бы был платным, потому что это немного бы освободило большие очереди на него. Причём очереди здесь - это весьма условное понятие, скорее это толпа, где каждый сам за себя стремится скорее протиснуться в дверь. Снимать фуникулёр, кстати, тоже запрещают и снаружи и внутри, ибо стратегический объект. Хорошо, что я взял совсем маленькую и незаметную камеру, которая легко помещается в карман.
На вершине подъёма - памятник единственному азербайджанскому Дважды Герою Советского Союза Ази Асланову.
Там же можно посмотреть вблизи на "Пламенные" башни. Стекло как стекло.
В большинстве стран мира на вершине фуникулёра находится обзорная площадка. Баку - не исключение. Но здесь, чтобы дойти до обзорной площадки нужно сначала пройти через три кладбища - 2 из посвящено жертвам азербайджано-армянскому конфликта начала 20 века и войны в Карабахе. Идеология и политики сделали своё дело и два народа, которые прекрасно существовали раньше сейчас в постоянном холодном конфликте друг с другом. И эта же идеология заставляет людей сначала взглянуть на кладбище, подумать, какая же плохая вторая сторона конфликта, и потом уже взирать на виды Баку. Вторая сторона впрочем тоже не лучше.
Впрочем, в центре Баку одна армянская церковь всё же сохранилась. В начале 1990-х годов её подожгли так же, как и большинство армянских святынь, но в 2000-х годах отреставрировали и организовали здесь библиотеку.
Третье кладбище на вершине фуникулёра - жертв Чёрного января, событий 20 января 1990 года, когда Советская Армия подавила выступления политической оппозиции.
Вид на город. Отсюда видно, как много людей на бульваре-набережной даже в прохладную погоду.
Вид на Кристальный дворец, где проводилось то самое Евровидение с забавными и милыми Бурановскими бабушками, и тот самый флаг страны, некогда бывший самым высоким в мире.
Азербайджанские "баклажаны" - такси, купленные в Лондоне к Евровидению и перекрашенные в фиолетовый цвет.
Дом правительства.
Стоит отъехать несколько станций на метро от самого центра и Баку местами становится привычно похожим на большинство советских городов. Даже здесь подземки хоть и без элеваторов, но весьма чистые и аккуратные.
Сушка белья.
Впрочем, пафос постепенно добирается и до отдалённых районов.
Местами город принципиально походит чем-то на Астану - слева непонятное космическое здание, справа забор, который скрывает то, чем есть стыдиться.
Непонятное космическое здание - на поверку оказывается весьма симпатичным центром Гейдара Алиева, в который к сожалению не удалось попасть из-за выходных дней.
Вид на Баку со стороны центра Алиева.
После нескольких дней в Баку хочется укрыться от выставочной красоты и пафоса нового города в милом и уютном Ичери-шехере (старом городе), по которому несмотря на маленькие расстояния можно бродить бесконечно и о котором я напишу уже отдельно в следующей заметке: "Прогулки по старому Баку".
Спасибо за внимание! Читайте меня и в Твиттере: @YakovFedorov