Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
7
12:37, 10 декабря 2013

«Уроки гармонии». Лучший казахстанский фильм 2013 года.

 

Blog post image

Вместо предисловия

Каким бы хорошим не был фильм «Уроки гармонии», подобного рода картины для Казахстана - дело весьма печальное. Печальное от того, что в Казахстане, увы, хорошо и профессионально умеют снимать только чернуху, грязь и бандитизм. И пусть с момента «Рэкетира» прошло добрых шесть лет тема криминала, засевшая в умах нашей творческой молодежи, так и остается доминантой. От того и снимают такое кино, на близкие темы, через которые сами прошли, прочувствовали, впитали. И дело тут уже даже не в художественной ценности этих фильмов, а в их пресыщенности и авторской этике режиссёров. Не хочу прослыть неврастеником, но мне откровенно осточертело смотреть отечественное кино. И плохо в нем даже не то, что на 95% это сплошной ширпотреб, а то что оставшиеся 5 % упорно снимаются об одном и том же, на одни и те же темы — безнадега, фрустрация, обречённость, боль. А почему бы просто не снимать добрые фильмы на добрые темы («Тюльпан»), вместо того чтобы тиражировать кино о насилии и кино глобальных идей («Путь лидера»).

Blog post image

О фильме

Мы все родом из детства. Все наши комплексы, страхи, душевные травмы, первая любовь, потеря нравственной невинности и вступление во взрослую жизнь так или иначе связаны с детством, юностью и школой, как месту где закрепляются, в довольно грубой форме, первичные социальный навыки. Здесь нет полутонов, есть лишь черное и белое, альфа и омега, охотник и жертв. Именно этой проблематике и посвящен фильм.

Blog post image

Режиссер он же и сценарист Эмиль Байгазин оказывается очень хорош в роли рассказчика. Его скупая на слова и очень по Брессоновски аскетичная картина, с минимальным набором технических средств представляется довольно насыщенной на действия. Фильм совсем не напоминает «Кирпич» Райана Джонсона, как и «Чучело» Ролана Быкова, но не вспомнить об этих картинах во время простора нельзя, как и про эстонский «Класс» Ильмара Рага, вспышки которого то тут, то там мелькают в «Уроках гармонии». Но главным действующим лицом объединяющим все эти фильмы  остается школа. Место где внеклассные обучения оказываются куда важнее и губительнее посиделок на уроках. Впрочем, и самим урокам в фильме отведено очень важное место.

Для детей не имеющих необходимый уровень сознательности, но всеми силами старающихся выдать себя за взрослых такие понятия как «естественный отбор» и «энергия = деньги» становятся роковыми, а учат этому именно на школьных занятиях.

Blog post image

Картина хоть и откровенно спекулирует на теме школьных отношений, комбинируя почти весь ассортимент всевозможных обстоятельств (не упомянули разве что только гомосексуалистов), представляется совсем не однобокой, но многоплановой. Главный герой, ставший жертвой неразборчивых и жестоких детей, не помышляет о мести своему обидчику, но именно приходит к ней так и не найдя иного выхода, пройдя через всю метафизику зла. И если в начале герой стремится к добру и чистоте (как нравственной так и физической), то ближе к концу не без влияния внешних факторов лишается и этого.

Метаморфоза главного героя, переход от невинного подростка к моральному уроду показана на примере многочисленных экзекуций устраиваемых им же над мелкими насекомыми. Апогеем становится допрос над тараканом за украденную воду, на миниатюрном электрическом стуле. Цепочка замыкается в тот момент когда сам мальчик оказывается на месте своих таракашек, понимая, что насилие только разрушает его самого, порождая за собой новые акты жестокости. В последнем ряде сцен фильма режиссер и показывает ту грань, за которой находится главный герой.

Blog post image

У каждого ребенка по фильму есть мечта, для одно это парк аттракционов, для другого кроссовки, главный же герой Аслан не мечтает ни о чем. Полученная травма слишком рано уродует его душу, лишает фантазии, мечты, умения получать удовольствие в простых вещях, как это свойственно детям — это объясняет почему Аслан в отличие от сверстников не может радоваться играя в игровые автоматы (одна из финальных сцен). Но даже тогда режиссер не ставит на своем герое крест. Финальный эпизод, в этом отношении, почти наглядно демонстрирует, что ребёнок всегда остается ребенком через какие бы ужасы он не прошел.

Blog post image

Но как бы прекрасно это ни было режиссер совсем не стремится романтизировать историю и добавить в нее лирические черты. Скорее наоборот. Мир «Уроков гармонии» это квинтэссенция всей грязи из нашего мира, который невозможно представить без рэкета, бандитских разборок и суровых стражей порядка (с не менее суровыми методами); где если и есть юмор, так только черный, а единственное чистое и нежное существо и то оказывается спрятанным в хиджаб (кстати, тема с девочкой так и остается нераскрытой). Чего нет в фильме, так это гуманности и вселенского бытийного взгляда. Не саркастично-ернического, вызывающе-выпендрежного, как здесь, а бесстрастного и честного.

7