"1984" Оруэлла и "1Q84" Мураками

Роман Ковалев December 10, 2013
4845
33
26
0

Мы с @aserkhat решили поделиться впечатлениями о романах "1984" и "1Q84" в попытках найти связи между двумя произведениями.

Мы с Асхатом @aserkhat Бейсекеевым решили поделиться впечатлениями о романах "1984" и "1Q84" в попытках найти связи между двумя произведениями или, по крайней мере, натолкнуть читателей на подобные поиски и чтение этих замечательных литературных творений.

«Незнание — это сила», «Свобода — это рабство», «Война — это мир», «2+2=5»

"1984" - роман английского писателя и публициста Джорджа Оруэлла повествует о судьбе скромного члена общества, которое можно причислить к тоталитарному. Главный герой Уинстон Смит убедительно делает вид, что является ярым приверженцем нынешнего устоя, в душе ненавидя его и мечтая о том дне, когда мир изменится. Руководящая партия в свою очередь контролирует общественную и частную жизнь людей, громогласно провозглашает единую идеологию, отступление от которой является величайшим из преступлений, а в качестве фактора, который призван сплотить народ, выступает страх от постоянных военных угроз.

Джордж Оруэлл, написав своё фундаментальное произведение "1984", буквально сорвал маску с правящей верхушки общества и философски проанализировал шансы индивидуума в борьбе с упорядоченным иерархическим социумом. Он сам признавался, что его роман не является каким-то пророчеством или прогнозом обозримого будущего (сам роман вышел в свет в 1949), а скорее его можно отнести к сатире. Да, многие черты описанного строя позаимствованы из немецкого фашизма и русского коммунизма (за что произведение было запрещено на территории Советского Союза), но ведь действие романа происходит ни где-нибудь в Восточной Европе, а в Англии, которая на тот момент отождествляла собой то равнодушие, с которым каждый отдельный человек относился к своему месту в укладе государственной машины, равно как и в произведении английского писателя.

Свою актуальность роман не потерял и по сей день и многие описанные вещи находят своё отражение даже в наше, казалось бы, свободное время. Разумеется, сейчас нет того жестокого контроля поведения и, что немаловажно, мысли, но тем не менее по-прежнему сохраняется так называемая теория трёх типов людей, описанная автором, по которой верхушка стремится к контролю масс, средний класс мечтает занять место верхушки, ради чего провозглашает громкие речи о местоположении низшего слоя людей, которым по большому счет "по барабану", что происходит там наверху. Это легко прослеживается по нашим соседям, также как, в общем-то, и по нашему казахстанскому обществу, не говоря уже о Штатах. В нынешнее время мощнейшим инструментом власти является СМИ, устами которых правительство диктует народу то, что он желает слышать, не делая практически ничего из этих обещаний, а для сплочения масс с целью их контроля используются не потенциальные военные угрозы (хотя на Западе присутствует и этот элемент), а вопросы локального характера, будь то какой-нибудь кризис или выставка EXPO мероприятие, повышающее статус государства на мировой арене. Возможно, это утрирование, но не думать о таких вещах, не получается, как не получается и у главного героя "1984" мириться с текущим положением.

Как я уже отметил, Оруэлл проанализировал шансы человека в борьбе с системой. В качестве козыря его герой противопоставляет любовь, но по большому счёту он терпит крах, ведь при большом желании система легко может заставить тебя уверовать в двоемыслие, когда взаимоисключающие понятия способны существовать в одной параллели, стоит в это только поверить.

А теперь задумайтесь, так ли уж неверны высказывания «Незнание — это сила», «Свобода — это рабство», «Война — это мир», «2+2=5»?

Оруэлл пришел к очевидно пессимистическим выводам, а что преподнёс на суд читателей японский мастер прозы Харуки Мураками в своём трёхтомном магнум опусе «1Q84», являющимся вольной отсылкой к уже ставшей классикой антиутопии? Об этом вам расскажет @aserkhat

«1Q84» — многотомный роман японского писателя Харуки Мураками. В русском издании имеет подзаголовок «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре».

_____________________________________________________________

Долгожданная завершённая трилогия от волшебного Харуки Мураками. Меня вообще нельзя допускать рецензентом к работам Мураками. Будет похоже на Геннадия Орлова, комментирующего матч питерского "Зенита".

Вдумайтесь, разве не волшебные слова: «это произошло где-то между апрелем и декабрём одна  тысяча невестьсот восемьдесят четвёртого года…». Вот видите, уже понесся предвосхищать.

_____________________________________________________________

Содержание:

  1. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре.  Книга 1. Апрель-июнь (2009)
  2. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре.  Книга 2. Июль-сентябрь (2009)
  3. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре.  Книга 3. Октябрь-декабрь (2010)

Знаете, а попробую-ка я структуризировать мою рецензию, а то сейчас опять начнётся суматоха и сумбур. Итак, поехали!

1. 1Q84 – роман. Правильней выразиться сюрреалистический фэнтези-роман, но никого не беспокоят такие мелочи. Харуки воссоздаёт на бумаге мир параллельного Токио,  и двух влюблённых, петляющих между двумя мирами: настоящего и невестьсотого ( при словосочетании «параллельные миры » сразу же вспоминается сериал детства «Sliders»).

Типажи персонажей в полной мере соответствуют жанру произведения: они такие же космические и нормально-странные. Потому-то и необходимо добавлять послевставку в виде «фэнтези».

2. Сюжетная линия романа. Есть сценарии предсказуемые, есть сценарии непредсказуемые, а есть сценарии Харуки. Полить всё серой краской и назвать сюжет просто-напросто оригинальным язык не поворачивается.

Сценарий – «особый» и никак по-другому. Ход событий, хм, он разворачивается крайне медленно, да и в принципе, на протяжении всей трилогии роман ими не пестрит. Мураками пишет не просто книги, его книги похожи на пособия начинающим режиссёрам, он каким-то невообразимым образом  обрисовывает вам картины, характеры , да что уж там, сам воздух витающий между героем и его «плавающей» камерой.

3. Герои. О яркости персонажей говорить не приходится. Но цельность их – безупречна: характеры соответствуют атмосфере книги, тому миру, в котором они существуют. В книге нет антагонистических персонажей, и это прекрасно, так как количество главных персонажей нечетно. Согласитесь, «нечётный» или бы поблек на фоне ярких «оппонентов», или бы слишком выгодно выделился.  Вышеранговый персонаж/и смотрелся бы центральным, и нарушал идиллию тысячаневестьсотого.

Аомамэ – фитнесс-инструктор, профессиональная убийца. Родители Аомамэ были участниками секты под названием «очевидцы», но по всем описаниям понятно что «очевидцы» - это «свидетели Иеговы». Потому Аомамэ не верит в Бога. Она верит лишь своим глазам, видящим две луны на небе и своему сердцу, слепо любящему Тэнго.  В тысячаневестьсотый Аомамэ попадает после того как спускается по лестнице со скоростной магистрали.

________________________________________________________________

Тэнго – пассивный ко всему преподаватель математики в колледже, писатель. Он переписывает «Воздушный кокон»  Эрики Фукады, после чего попадает в тот же мир, в котором находилась Аомамэ.

__________________________________________________________________

Усикава – не все выделяют его как одного из протагонистов. Но ведь связь между Аомамэ и Тэнго, осуществлялась посредством этого персонажа (спешу уверить вас он не был почтальоном). Усикава – человек из мира криминала, шпион, дознаватель.  Впечатления об этом персонаже менялось с каждой новой частью трилогии. Его проводником в 1Q84 год стала Эрика Фукада, в чистоту которой влюбился этот «грязный» от рождения человек.

Сиськи, оргии, LittlePeople, 2 луны, воздушный кокон, NHK. Многие останавливаются на том месте, где из пасти мёртвой козы выходят LittlePeople и начинают совершать невиданный обряд плетения воздушного кокона. Это самый любимый мною писатель. Я не понимаю, как у него получается создавать всё новые и новые миры в своих романах. В конце его произведений всегда всё остаётся непонятным, мистическим, но никогда меня не покидает  уверенность, что дальше с героями всё будет хорошо, сомнений не остаётся.

«2+2 = 5» у Оруэлла – это «2+2 = Q» по Мураками.  Ох и не знаю даже, есть ли вероятность того, что Харуки вдохновился на свою «невестьсотую» трилогию "1984" Оруэлла.  Мы решили оставить это откровение для вас, уважаемые читатели.

Как вы считаете, что японский писатель почерпнул для себя и своих читателей из произведения английского деятеля литературы?

Оцените пост

26

Комментарии

0
А еще аомамэ это что связанное с горошкем)мураками рулз)
2
можно сделать пост любимых писателей блогеров, так чисто поржать)
1
хорошая идея, займусь)
0
прям с удовольствием прочитала ваш пост! Спасибо. До Мураками руки не дошли, потому как сейчас Замятина перечитываю. Интересен был бы ваш взгляд на три утопии - понятно, Оруэлл, Замятин "Мы" и "О дивный, новый мир" Хаксли.
"1984" впечатлил детальным и всесторонним подходом, тем, как автор методично и логично выстраивал произведение. Даже пытки и допрос, который вел *спойлер* они, как ни ужасно, были понятны. И даже то, что Уинстон понимает и не противится...
- я предала тебя
- я предал тебя.
Грустное произведение.

П.С. Отдельно можно рассуждать о пролах. Тех, кто сейчас смотрят "Дом 2", мечтают об айфоне и не хотят ни во что вникать.
0
спасибо!
Замятина и Хаксли надо прочитать, к сожалению, не знаком с их творчеством)
у нас пролы - фанаты Кайрата Нуртаса, шутка, конечно же, но тем не менее)
кстати, а вы не смотрели экранизацию "1984", которая вышла как раз в 1984 году?)
Показать комментарии