Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
16
22:36, 29 октября 2013

Ермек Нарымбаев. Простым языком о тонкостях в сложных кредитах

Беседовали:

@Ashina Асет Нурпеисов

@smerch Станислав Игнатов

Ермек Нарымбаев

Вместо введения

Уже 2 недели мы следим за информационной войной Ермека Нарымбаева и банков. Скажем честно, у нас не было цели получить идеальное интервью, мы ставили задачу получить свое мнение по этой теме (вникнуть о чем идет речь можно, посмотрев видео по ссылкам - Tengrinews, KTK, либо послушав аудиодорожку ниже).

Мы задавали те вопросы, ответы на которые хотели узнать сами. Если у кого-то из пользователей появится желание задать другие вопросы, вперед, сделайте свое интервью с господином Нарымбаевым, и мы постараемся опубликовать его на главной Yvision.

Прочитав почти все посты и комментарии по этому конфликту от обеих сторон, нам удалось составить 2 образа Ермека, которые можно встретить в комментариях в сети:

  • Народный герой, активист, человек, который борется с банковской несправедливостью, защищая финансово безграмотных заемщиков.
  • Взбалмошный скандальный дяденька, пишущий истеричные посты в сети про банки, оппозиционер, революционер, смутьян.

Blog post image

В любом случае, Ермек Нарымбаев стал феноменом в Казнете. И мы решили пригласить его на интервью, чтобы составить о нем своё мнение. Разговаривали мы 2,5 часа и самые интересные моменты (на наш взгляд) выкладываем ниже для вас.

О личности

Станислав: Ермек, доброе утро. Вы заставили встать нас с Асетом в 8 часов утра в субботу, но мы нисколько не жалеем об этом. Пожалуй, я задам первый вопрос. Ермек, какой вы человек? Добрый, возможно хитрый, предприимчивый?

Ермек: Я добрый (смеется), честный. Для меня важно, чтобы люди не чувствовали со мной подводных камней, чтобы люди видели мои мысли в полной ясности на любой поставленный вопрос. Чтобы я был предсказуемым, чтобы я был прозрачен.

Blog post image

О семье

Станислав: Мы знаем, что вы женаты (на интервью Ермек пришел с женой). У вас есть дети. Как ваша семья относиться к вашей деятельности? (Я почувствовал, как жена Ермека резко посмотрела на меня и понял, что вопрос очень актуальный для нее).

Ермек: (Ермек немного заволновался, замялся) Отрицательно, боится. Но я - заложник ситуации.

Blog post image

 

О внутреннем стержне

Станислав: Ермек, мы знаем, что у вас недавно сожгли машину. У вас же есть дети, вы не боитесь за них? Ведь сейчас, чтобы решить проблему с Ермеком достаточно 200$. Нанять людей, которые стукнут вас трубой по голове возле дома. И нет борца за права заемщиков банков.

Как далеко вы планируете зайти в борьбе с банками? Ведь это большие финансовые структуры с большими возможностями. (Я не провожу прямой связи между случаем с автомобилем Ермека и каким-либо банком, она косвенная). Для них ваш феномен - очень неприятный сюрприз.

Подготовились ли вы, к тому, чтобы кто-то продолжил вашу деятельность, если вы по каким-либо причинам не сможете?

Ермек: До конца. Я готов к тому, что меня могут даже убить.

Честно, я не знаю, что случится со мной завтра. Даже если я не доживу до суда, если меня подкупят, или что-то еще, да что бы не случилось, моя работа уже сделана. Ком пошел без меня. Моя стратегия по вопросу безопасности очень проста: максимальная прозрачность и доступность информации.

 

О мотивации

Станислав: Что вас мотивирует в вашей борьбе? Что дает вам силы, когда вы просыпаетесь утром, чтобы идти и работать дальше? Вас не изматывает постоянное пребывание в конфликтной ситуации? Может, вас мотивируют деньги (про 200$) или чувство славы?

Ермек: Есть чувство правды. Чувство ответственности, что я могу повлиять на ситуацию. Я вижу в этом свою самореализацию, а для меня это главное. Я не богатый человек, живу в хрущевке. Ездил на Nissan 93-го года, но уже не езжу.

Станислав: Как вы относитесь к богатству, если честным трудом? Например, путем заработка на судебных делах против банков?

Ермек: Я бы не возражал, почему бы и нет. Раньше я считался одним из самых дорогих судебных защитников в городе, брал гонорар 5000$ за дело. Если даже взять эти 200 долларов - иск массовый, дело общественно-публичное, будет занимать все время. Деньги беру как за судебный гонорар, без учета фейсбук-обсуждения, интервью, дискуссий, переговоров с банками. Беру деньги, когда происходит факт подачи иска в суд. Людям нужен результат, поэтому они платят мне, потому что они не могут что-то сказать аргументировано в суде, потому что большая часть людей по этой проблеме финансово необразованна.

Blog post image

 

О информационной войне

Асет: Мой вопрос будет интересен для людей, которые работают в digital-сфере. Когда ваша запись появилась в фейсбуке 2 недели назад, у нее было около 300 решейров. Неделю назад, появился пост на yvision о SMM-атаке против банка. Вы прибегали к услугам какого-нибудь агентства для продвижения вашей записи в сети?

Ермек: А что такое SMM? Я если честно не в курсе, первый раз улышал слово SMM. Я думаю, этой информацией меня пытались скомпрометировать. Я пользовался только своей аудиторией подписчиков - это в основном, активно пишущие, интеллектуальные взрослые люди. До скандала у меня было 2500 подписчиков, после стало на 1000 больше. На фейсбуке я сижу уже 2 года. Две недели назад я опубликовал запись, с которой все началось, написав ее за полчаса. У записи было 350 репостов в фейсбуке. У меня не было четкого плана, я не ожидал такого резонанса. Я нечаянно ткнул иглой.

Станислав: На самом деле я не вижу ничего криминального, если вы используете smm-команду. Ведь по сути, вы ведете информационную войну против банков, а ее цель максимально довести ваше сообщение до большого количества аудитории. Все мы живем в информационном веке и тут важен исход и успешность войны, побеждает тот, кто лучше пользуется инструментарием сети, может, четче доводить свои взгляды до аудитории. К сожалению, у банков очень слабые позиции в сети, нет людей, которые их поддерживают и могут транслировать их позицию большей аудитории. Я считаю это недоработкой PR-департаментов.

Асет: Была ли после вашей записи какая-то реакция со стороны правительства и чиновников?

Ермек: Правительство вышло уже на третий день, один чиновник, не буду называть его имени, написал мне. Этот человек попросил дать анализ, сделать методологические предложения по изменению всей ситуации в целом, не только по Каспи, но и по всей банковской сфере. Дал ему ссылки на все свои записи. Сейчас меня попросили сделать на уровне президента предложение официального порядка. Мне было очень приятно.

Станислав: А с чего вы решили вообще заниматься вопросами заемщиков? Почему именно эта тема привлекла ваше внимание?

Ермек: В эту тему меня Альянс банк сам втянул своим иском ко мне. У меня есть кредит в этом банке. Раз мне нужно было защищаться, я копнул эту тему глубже и стал делать общую экспертизу. Так как я активно комментировал эту тему в сети, ко мне начали обращаться другие люди по аналогичным проблемам в других банках.

Blog post image

 

О целях

Асет: Какую конечную цель вы ставите в своей борьбе?

Ермек: 1. очистить банковскую систему от скрытых процентов

2. вернуть деньги людям по наворованным схемам

Асет: В случае если вам все удастся и вы сможете реализовать вашу вторую цель, как вы думаете, не приведет ли это к созданию неустойчивой ситуации в банковской системе Казахстана, а в случае если ваша борьба затянется - к росту социальной напряженности? Простыми словами, если вы выиграете пару дел против банков, люди начнут подавать иски против банков в массовом количестве и это может привести к тому, что банк уже станет должником своих клиентов.

Ермек: Один чиновник попросил остановить издевательства над банками, мол, они сами себя наказали - уменьшения клиентуры достаточно. Я доволен начавшейся работой просвещения заемщиков, теперь будущие заемщики будут внимательней. Но что делать с суммами, которые у людей уже украли?

У меня для них такое предложение: если вы не можете рассчитаться единовременно, подпишите дополнительное соглашение с клиентом, что вернете долги. В среднем, украдено 16 млрд долларов, банку будет тяжело рассчитаться. Как вариант - обменяйте свои долги на акции.

Blog post image

 

Станислав: Представьте себе, что в ноябре 2013 года вам представится возможность изменить банковскую сферу в сфере кредитования. Что бы вы сделали?

Ермек:

О казахском языке

Асет: Немного отвлечёмся от основной темы, как вы относитесь к точке зрения Мухтара Тайжана о русском языке?

Ермек: В целом, разделяю. За 20 лет можно было бы сделать одну простую вещь, которая не тронет ни одного русского. Нужно сделать бесплатными казахские садики и увеличить их количество в три раза.

 

О авиадебоширах

Асет: А как вы относитесь к людям, которые пинают женщин, не говорящих на казахском?

Ермек: Здесь вопрос однозначно об отношении к хулиганам. Его надо судить и на 15 суток. И с другой стороны, обязательно наказать саму авиакомпанию, которая допускает такие системные ошибки, не отправляя своих сотрудников на языковые курсы. Есть закон о воздушном транспорте, речь идет о том, что все члены экипажа должны знать 2 языка. Он принят 10 лет назад. Максимальные курсы длятся 6 месяцев, не так долго.

 

О телевизионных дебатах

Станислав: Готовы ли вы встретиться с представителями/владельцами банков лицом к лицу на каком-нибудь ток-шоу?

Ермек: Я готов участвовать в любом ток-шоу. Готов дискутировать с любыми представителями банков. Но пока никто не делал такого предложения.

 

Мысли после интервью

Станислав: Передо мной сидел абсолютно честный, адекватный человек, советской закалки, воспитанный на идеологической советской литературе.

Ермек мне больше интересен с точки зрения “феномена сети” и информационных войн. Однозначно, он в этой войне победил, удачно выбрав проблему и целевую аудиторию, он запустил в сети “вирус”, который, как оказалось, касался очень многих пользователей, имеющих кредиты. Создав достаточный резонанс, к проблеме подтянулись крупные сетевые СМИ. Победа стала очевидной, когда пару дней назад на КТК вышел репортаж, за ним второй и третий, на других каналах. А это уже совсем другой охват и другие последствия для имиджа банков. Конечно, самое интересное для банков в этой истории начнется, когда государство начнет реагировать на эту проблему. К сожалению, пиарщики, работающие на крупный бренд и не имеющие влияние на сеть, в основном, бесполезны с точки зрения того, что любой скандал в сети будет наносить бренду максимальный урон.

Blog post image

Асет: Проблема с банковскими кредитами назревала давно. Хорошо, что вскрыли её пока она не привела к социальным проблемам, плохо что вскрыли её именно таким образом - обширным движением, привлекающим массу внимания общественности с предпосылками вырасти в конфликт между банковским бизнесом и общественностью. Для того, чтобы этого не случилось нужно было предугадать эту проблему и регуляторно обезвредить её развитие. Сейчас же она перешла в совсем другую плоскость. В плоскость нежелания населением платить то, под чем оно ставило свою подпись в договорах. Видели ли люди, что подписывали или нет, но они это подписали. Читать банковские договора и вообще любые договора нужно перед тем, как их подписывать. Да, финансовая грамотность у населения на низком уровне, но грамотность в общем смысле этого слова у нас практически стопроцентная, многие все равно не читают договоров.

Я знаю, как берутся кредиты. Чаще всего люди берут его в сложной ситуации, когда нет времени на разбирательства и рассудительное обдумывание. Отдают чаще всего так же, когда им угрожают судом. О том, как обслуживать кредит, к сожалению, многие не задумываются. Да у нас есть серьезная проблема риск-менеджмента в банках, к которой зачастую относятся формально. Но люди и рады этому, потому что получить кредит в такой ситуации проще. Все это происходит на нашем с вами микроуровне. Асхат берет кредит протянуть до зарплаты, которую задерживают, Жадыра на телефон, Вася на ремонт машины. Все вместе они формируют кредитный портфель физических лиц банка. То есть они обязались выплатить банку его деньги с вознаграждением за то что он дал им деньги в нужной ситуации. Соответственно с этими обязательствами банк может делать многие вещи, в том числе и перезакладывать их долги и так далее, но деньги на их формирование тоже откуда-то надо брать. И еще на рекламу, зарплату менеджеров, покупку терминалов, развитие сети и инновации, иначе конкуренты сожрут и задавят. Банку нужно расти, развиваться, как и любому бизнесу, банк должен улучшать качество сервиса, открывать отделения ближе к людям для удобства. У бизнеса много расходов. И на все это тоже нужно брать деньги. И банки берут, берут у государства, у населения, берут друг у друга и если вдруг у одного из банков не будет возможности заплатить другому, тот не сможет третьему и так далее весь карточный дом рухнет, похоронив под собой экономику в целом, которой именно они, банки, придают форму. И каждый из клиентов должен хорошо понимать, когда он клиент, а когда часть большого экономического механизма.

Коллапс постигнет не только одну из ячеек этой системы, он постигнет всю систему. Конечно, есть средства страхования, перестрахования, но в конечном итоге все равно никто не даст стопроцентной гарантии. И тогда будет плохо всем. И бизнесу, кредитовавшемуся у банка, и работникам, и всей экосистеме, формирующейся вокруг каждого бизнеса. И чем крупнее бизнес, тем больше экосистема.

Банк получает прибыль соразмерную той, которую готовы платить ему клиенты. Если они соглашаются платить много, то банк получает сверхприбыли. Если они не согласны, то идут в другой банк или занимают у друзей и знакомых. Конечно же, выглядит немного некрасивой ситуация, в которой клиентов просят погасить только сумму процентов, не говоря о том, что это не покрывает их основной долг, но с другой стороны клиента не грузят лишней информацией и говорят ему сколько нужно денег, чтобы у банка не возникало претензий. К тому же клиентам рассылается по почте информация о том, какая у них сумма долга и как обстоят их кредитные дела. Думаю, все видели эти конверты, которые постоянно торчат из почтовых ящиков и выдают клиентов банка перед соседями. Наконец, есть интернет-портал, в котором указана задолженность. Так что претензии по поводу того, что банк скрывает сумму задолженности, думаю, несколько надуманны.

Я нисколько не защищаю банк. Я сам являюсь его клиентом более 7-ми лет. Сначала там был расчетный счет моей фирмы, потом я открыл карту. А когда закончилась, открыл и вторую. Я тоже думаю, что банк берет много. И сотовые операторы берут много. И вообще все дорого. Но раз я согласился с этим, значит я понимаю, на что иду и что только от меня зависело, идти на это или нет. Мне тоже не нравится ситуация, когда банк говорит мне, что нужно внести столько-то, хотя на самом деле это “столько-то” ровно столько, чтобы от меня отстали на месяц, и удавка кредитной кабалы на мне затянулась сильнее. Я также думаю, что регуляторы должны внести ясность в этот вопрос, дабы у клиента, финансово неподкованного, не было заблуждения о том, что он гасит кредит, а на самом деле, гасит только проценты. Конечно, мне бы тоже хотелось запустить механизм вспять и получить свои деньги назад или стать акционером банка, но данная ситуация должна быть точно просчитана, ибо она может, раскрутившись слишком сильно и сорвавшись с оси, унести нашу экономику назад и нас вместе с ней.

16