Нас не изменить (Рецензия на фильм "Околофутбола", 2013)

Роман Ковалев 2013 M10 9
2733
4
3
0

Что же из себя представляет скандально исключенный фильм из конкурса Петербургского МКФ за пропаганду и неполиткорректность?

"Околофутбола" был скандально исключен из конкурса Петербургского МКФ, так как:

"Жюри не согласно с позицией авторов картины и считает, что это идет вразрез с нашими представлениями о моральных ценностях и правами человека на защиту его жизни"

Резонанс картине обеспечен. Что же из этого вышло?

Для начала историческая справка:

Как и собственно футбол, «околофутбол» родом из Англии. Все началось с рабочих кварталов Лондона, откуда он расползся по всей Европе. Пик активности футбольных хулиганов пришелся на 1970-80 годы прошлого века, сейчас у англичан спад.

Полиция научилась вычислять и держать под контролем хулиганов, так что многие старые английские бойцы с удовольствием колесят по Восточной Европе. Бывают и в России, где «околофутбол» как раз на подъеме, хотя полной четкости со значением этого термина нет и в среде самих болельщиков. По идее, это все, что происходит вне футбольного поля – не только драки, но и фанатские кричалки, перфорнансы и «волны» на трибунах, баннеры и петарды.

Четверо вполне себе успешных молодых парней (учитель, диджей, продюсер и автослесарь) являются лидерами спартаковской "фирмы", группировки околофутбольного движения, которых называют "хулиганами" (не путать с фанатами). Цель фирмы - пересечение со своими конкурентами из других группировок, преданных таким футбольным клубам, как "ЦСКА", "Динамо" и "Зенит". Один из лидеров Skullhead Crew (именно так они себя именуют) постоянно "сливает" информацию милиции полиции о грядущих драках. В то же время между двумя парнями вклинивается девушка, образуя тем самым любовный треугольник. Это весь сюжетный каркас, на котором зиждется фильм. Но далеко не это здесь главное.

"Околофутбола" крайне редкий случай для российского кинематографа по тем причинам, что авторы сей ленты осмелились говорить вслух о проблеме, о реально существующей в России проблеме, которую правительство всячески пытается замять, а то и вовсе скрыть. При чем в фильме поднят не только вопрос о футбольных хулиганах, но и об их взаимоотношениях с представителями кавказских национальностей, что также до боли актуально, особенно в Москве.

Подобный социальный подтекст часто встречается в кино в этом году, стоит вспомнить хотя бы "Отвязные каникулы" или "Элитное общество", но если в американских лентах дается лишь поверхностный взгляд на проблему, то в российской картине авторы попытались найти корень зла, а также максимально возможно приблизить зрителя к самостоятельным выводам из увиденного. Хотя очевидного ответа на часто задаваемый главным женским персонажем вопрос "Зачем вы деретесь?" не последовало, тем не менее устами пьяного владельца спортивного магазина звучит следующая мысль: "Я в этой жизни ничего не понимаю, политика, бизнес, деньги, вообще ничего, а тут всё ясно: вот я, вот враг, я прав и вперед!". Именно это укоренилось в головах людей, идущих в "движ", именно из этого вытекает слоган фильма "Нас не изменить".

"Околофутбола" не избежать сравнений с известными кинолентами на подобную тему ("Ультра", "Хулиганы" и т.д.) и в этих сравнениях российская картина заметно проиграет, проиграет именно в художественном плане. Да, в фильме передана атмосфера запланированных драк, приносящих адреналин, четко передан слэнг людей, задействованных в этих движениях, снято все достаточно реалистично, хотя и не так жестоко, как, например, в британских аналогах, драйв передан за счет энергичной музыки и уличного хардбасса, но именно в плане киношности лента заметно провисает: хлипкий любовный треугольник, который по идее призван стать моментом раскола в группировке, непонятные мотивы полиции и не четко расставленные авторами акценты мешают "Околофутбола" стать по-настоящему хорошим фильмом.

Таким образом, достаточно скандальная и местами неполиткорректная, но достаточно достоверная (сценарий создавался при участии членов реальных группировок) картина сумела ярко обозначить одну из видных проблем российского общества. Попытка Антона Борматова ("Чужая", "Хиромант") снять по-настоящему социальное кино засчитана!

P.S. советую ради интереса прочитать интервью с одним участником подобной "фирмы"

Трейлер фильма:

Личная оценка 6 из 10:

Режиссура - 6

Операторская работа - 5

Актёрская игра - 6

Сюжет - 5

Саундтрек - 7

Я в Твиттере @martin_eden1

Паблик Popcorn'a: http://vk.com/popcornkz

Оцените пост

3

Комментарии

0
хз, кино показалось каким-то документальным и невыразительным) как-будто сидишь на съёмках а не дома перед монитором
0
хорошее, свежие кино
для меня актуально, потому что жена моя в прошлом активно тусовалась с болельщиками и хулиганами, фильм многое объясняет мне, что жена объяснить не смогла
ну и за Антошу Борматова рад, знакомец мой хороший московский))
0
нормальный фильм, вчера только посмотрел .
0
надо было им сериал сделать, типа бригады, а то как-то сумбурно всё прошло
Показать комментарии
Дальше