«Последователи» #3

Роман Ковалев 2013 M05 20
2647
2
1
0

Чем похожи фильмы "Дум", "Маньяк" и сериал "Моими глазами"?

Вовлечение в процесс, происходящий на экране, - одна из труднейших задач режиссера, кто-то пытается использовать 3D, придавая фильму глубину, кто-то пытается делать фильмы от первого лица. Вспомним, кто из режиссеров впервые опробовал полноценные сцены от лица зрителя и кто последовал этому примеру.

В 2005 году довольно известный оператор Анджей Бартковяк вновь пытался штурмовать большие экраны (после "Ромео должен умереть", "Сквозные ранения" и "От колыбели до могилы") с экранизацией популярной компьютерной игры "Doom". Наши прокатчики даже переводить название не стали.

Для большинства (кроме фанатов игры, разумеется) фильм должен был быть и в-общем-то был, проходным боевиком с парой-тройкой известных лиц в касте. Однако, создатели в промо-кампании фильма заявили о том, что в фильме будут сцены, подобные игровым, т.е. от первого лица (а-ля FPS), что значительно привлекло внимание к ленте.

Тут возникнет некое недоумение, типа "да сцены от первого лица встречаются сплошь и рядом, даже в любительских короткометражках", ан нет, не тут-то было, все дело в том, что при рядовой сцене "из глаз" в кадре не присутствует признаков человека (рук, ног), а здесь обещали и показали сцены с оружием в руках.

Конечно, после громких слов ожидалось что-то более грандиозное, чем 5-7 минут в режиме шутера, но и это оказалось запоминающимся событием, жаль, что остальные элементы фильма изрядно подкачали.

 

Продолжение и развитие идеи фильма от первого лица можно наблюдать в триллере "Маньяк" (2012) c Элайджей Вудом в главной роли.

Создатели этого римейка допотопного слэшера не халтурили, как авторы "Дума", и по полной отработали почти полтора часа в режиме "из глаз", для чего использовали камеру, крепившуюся на актера и получившую нынче название "субъективная камера".

Благодаря такому подходу волей-неволей больше погружаешься в происходящее на экране, а сцены со снятием скальпов местами и вовсе выглядят жутковато и правдоподобно, а значит авторы дают почувствовать зрителю себя в шкуре меланхоличного маньяка-убийцы.

Помимо рук в кадре, создатели триллера подготовили еще парочку сюрпризов, таких как слезы(!), взгляды в зеркало, почти что наркотическое опьянение паникой.

Вердикт последователю: превзошедший оригинал

 

Субъективная камера нашла свое применение и в российском кинематографе, где создали целый сериал, используя данный подход к съемке. Проект "Моими глазами" стал первым в мире сериалом от первого лица.

"Наблюдать целый сезон события от одного лица было бы скучно", подумали авторы и прибегли к такой фишке, что практически каждый эпизод мы видим действие от лица разных персонажей, так сказать, с разных ракурсов.

Если создатели "Маньяка" прибегли к громоздкой камере, с которой приходилось работать бедняге Элайдже Вуду, то россияне оказались практичней, сообразив приспособление в виде шлема, к которому и крепилась камера. Разумеется разница в качестве очевидна, но к телевизионному формату всегда претензий меньше, чем к полному метру.

Учитывая жанровую принадлежность российского продукта, использование субъективной камеры кажется идеальным решением, сделавшим сериал интереснее, чем он есть на самом деле.

Вердикт последователю: превзошедший оригинал

 

Совершенно очевидно, что использование субъективной камеры только начинает свой путь и к ней еще прибегнет большое количество кинематографистов; вполне возможно, что в скором времени мы увидим тандем "СК + 3D", а пока остается пересматривать то, что есть.

Читайте рубрику "Последователи"! Спасибо за внимание!

 

Оцените пост

1

Комментарии

0
На моей памяти впервые использовал этот прием Алексей Балабанов в "Брате 2"(2000 год).
Показать комментарии
Дальше