Периодически то тут, то там, раздаются возмущенные возгласы о том, что уровень сайтостроения у нас в Казнете совсем не кошерный, сайты, и особенно сайты государственных органов трудно назвать сайтами, и вообще проблема Казнета такая проблема... Впрочем, речь не о проблемах Казнета, а о ценах на разработку и сопровождение сайтов государственных органов.
Так вот, по мониторингу за январь и февраль этого года портала госзакупок, составилась очень интересная табличка. Первая позиция - это заявленная сумма, а вторая цифра - это сумма победителя.ТОО "Елорда даму" | Разработка веб-сайта | 240 000,00 | 86 340,00 |
ТОО "Астана орманы" | Разработка веб-сайта | 700 000,00 | 123 840,00 |
СШ 45 | Сопровождение сайта | 100 000,00 | 30 000,00 |
Департамент юстиции | Сопровождение сайта | 300 000,00 | 64 640,00 |
ДИСА | Сопровождение сайта | 250 000,00 | 40 000,00 |
Министерство нефти и газа | Сопровождение сайта | 2 310 220,00 | 836 000,00 |
АО ФДНРК | Сопровождение сайта | 420 000,00 | 46 840,00 |
Театр г.Астаны | Сопровождение сайта | 200 000,00 | 35 000,00 |
Школа-сад № 46 | Сопровождение сайта | 70 000,00 | 37 790,00 |
РШОР | Сопровождение сайта | 535 714,00 | 44 000,00 |
Национальный архив | Сопровождение сайта | 535 715,00 | 180 000,00 |
ГУ "Конституционный совет" | Сопровождение сайта | 1 026 785,00 | 225 000,00 |
Управление молодежной политики | Сопровождение сайта | 1 785 714,00 | 200 000,00 |
ЦППКСИБ | Разработка сайта | 182 000,00 | 46 840,00 |
Счетный комитет | Сопровождение сайта | 714 000,00 | 290 000,00 |
Сайт ККМФД г. Тараз | Сопровождение сайта | 107 000,00 | 25 000,00 |
Сайт КОПД | Сопровождение сайта | 492 857,00 | 71 000,00 |
Велотрек "Сарыарка" | Сопровождение сайта | 2 800 000,00 | 700 000,00 |
ТОО "Турмыс" | Разработка сайта | 500 000,00 | 48 998,00 |
Чувствуете диссонанс? Для тех кто не прочувствовал - средняя стоимость работы над сайтом в течении года составляет 164 804 тенге (13 733 тенге в месяц). Таких цен даже на фрилансе нет. А если посмотреть в другом ракурсе - то в среднем цена победителя государственных закупок составляет 23,9% от цены, запланированной государственным органом. И это средняя величина. А в частных случаях сайт Центра по подготовке и повышению специалистов по информационной безопасности разрабатывается и сопровождается до конца этого года за 46 840 тенге. Что можно ожидать от этого сайта? Или насколько будет посещаемым и привлекательным сайт театра стоимостью 35 000 в год? А сайт школы за 30 000?
В итоге и имеем то что имеем. Казнет. Бессмысленный и беспощадный.
Про подготовленные техспецификации я промолчу, т.к. это либо жесточайшая "заточка", либо настолько все безграмотно составлено, что хочется плакать и смеяться одновременно. Ну и про явно выявляющиеся в процессе мониторинга коррупционные схемы, явно одобряемые со стороны вышестоящих органов тоже можно написать отдельный пост.
Мое мнение:
1. Несмотря на наличие разработанных методик и рекомендаций для сайтов государственных органов, оные не используются и не применяются, мало того, эти рекомендации не дифференцированы для типов и видов государственных учреждений.
2. Работа с информационными ресурсами в государственных учреждениях нулевая, понятие и понимание основных целей, задач и вопросов, включая вопросы информационной безопасности и грамотную методологическую основу построения веб-ресурса у ответственных лиц отсутствует.
3. Рынок оказания услуг в данной сфере абсолютно хаотичен, и ничем, кроме как Законом о государственных закупках не регламентируется.
Мое предложение:
Организациям, в чьих прямых интересах развитие казахстанских интернет-ресурсов, а особенно ресурсов государственных органов, а именно - МТК, АО "НИТ", НИХ "Зерде", АО "Казконтент" - следует обратить внимание на существующее положение вещей и принять меры, выражающиеся в разработке грамотных и адекватных методик, регулирующих и регламентирующих функционал и контентное наполнение сайтов государственных органов, а также провести ряд обучающих мероприятий, целевой аудиторией которых будут лица, ответственные за сопровождение сайта. Кроме этого, необходимо принять меры, регулирующие ценообразование данного вида услуг, а также провести контроль, в том числе и общественный, на выявление коррупционных схем.
А с рынком, на котором царствует демпинг, и при этом норма Закона о госзакупках, оговаривающая это понятие вообще не применяется, надо что-то делать. Потому что невозможно за 13 733 тенге в месяц делать качественный сайт.
Как вариант, объявлять централизованный конкурс на сопровождение сегмента сайтов, например, всех сайтов учреждений, относящихся к Министерству юстиции. И не ценовыми предложениями, а нормальными конкурсами, с адекватными ценами. Тогда и результат, как мне кажется, будет ощутимо значимый, и рынок услуг будет более цивилизованным. А контроль работы подрядчиков осуществлять раз в квартал составными комиссиями, с представителями как айти-госорганов, так и независимых экспертов. Это не позволит выполнять работу "спустя рукава", если подрядчик будет знать, что его контролируют не только основные заказчики, но и со стороны. Да и на имидж все-таки будет ориентир. Опять же, закрепить законодательно норму, что сопровождение сайта выполняется одним и тем же подрядчиком, если нет нареканий к работе и есть желание самого подрядчика из года в год иметь гарантированный заработок, вместо рысканья по ценовкам и жестокого демпингования. Было бы желание идти на открытый диалог, а конструктивные решения найдутся.
Хотя, судя по тому, что эта картина из года в год - всем пофиг.