Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
10:55, 19 декабря 2012

Мысли о «Супер 8» и не только. [из архива]

Blog post image

На стыке двух десятилетий один молодой и до неприличия идейный режиссер по имени Стивен находился, что называется, на самой передовой нового витка в американском кинематографе, являясь при этом его алмазным наконечником. Были и незабываемый трогательный "Инопланетянин", и монументальные "Близкие Контакты Третьей Степени" и затем уже  с кивка набитой опытом руки выходили "Назад в Будущее" Земекиса, сейчас наконец-то таки "завязавшего" с моушн капчур забавами. Но в первую очередь, Спилберг, к концу 80х, направил множество энтузиастов снимать на лоно детско-приключенческого жанра, то бишь одного из лучших, на мой взгляд, проявлений кинематографа. В пространстве и измерений, где что-то потаенное играли струны сердец  детей, и просто влюбленных в кино, прозвучало опять, не так громко, и не так торжественно, но наивно и душевно тонко среди шумного грохота бессердечных, холодных комиксов, сиквелов и коммерции.

Нет, ни в коем случае, нельзя даже мимоходом сравнивать "Супер 8" с тем, что происходило в кино, в частности, американском, последние лет эдак тридцать. Это эхо на протяжное "ты еще жив?" с глубокой пропасти, заросшей еле проходимым кустарником и слизкой паутиной подросткового мейнстрима, где безвозмездно пропадают последние вздохи обаятельного, доброго кино. Это вот так, прозаически, если угодно.

Так уж получается, что те 20 лет, разделяющие именитого продюсера и энтузиаста-режиссера ничего не меняют. Фильм мечты в их видении одинаков, и к тому же имеет схожие ориентиры. Пока один пребывал в поисках и созданиях новых, невиданных доселе жанров, второй на его трудах вырос. Можно их упрекнуть в безразличии к зрителю, явно ожидавшему какую-то чертовщину. Но "Супер 8" не попадает под категорию малобюджетной фантастики, которая в конце обрело второе дыхание, когда уже примерами являются "Район №9" или "Монстры" Эдвардса и так далее. Достаточно припомнить синопсис, где главными героями являются дети. Когда вы помните последний раз, чтобы дети были главными, по настоящему главными героями в серьезном кино?! Речь идет только о лентах для широкого зрителя, думающего, а не высоколобых обществ.

Blog post imageBlog post image

За промежуток с 80-х по наши деньки, образ детского кино поменялся. Все реже стали снимать картины с душой, и линейной, но чертовски важной моралью, которую безумно тяжело в наше время держать при себе и считаться с ней. Все чаще мы смотрели бездумное зрелище, все больше умное кино уходило из мейнстрима куда то в подполья. Хотя задор никуда не девался (вспоминайте рост ураганное треша), на экранах куда более основательнее стало показывать ориентир на сиьски-письки и черный юмор без чувства меры. Сатира прокралась в семейные фильмы, где ей место дозволено было находить только самым лучшим мастерам своего дела. Спилберг позабыл новые жанры, в которых ему было плевать и на штампы и на правила, а Абрамс сохранял любовь к искреннему кино до самого конца. Все это вылилось в "Супер 8" - черную лошадку сегодняшнего кинематографа.

В то время как большинство фильмов пытаются удариться в один жанр, строго следуя канонам, но конечно привнося что-то новое, каждый раз рискуя не омрачить наследие," Супер 8" будто снимался в вакууме с застывшим в нем временем. Камертон не тикает, а жанра вообще нет. Прямо таки как Спилберг в те далекие времена, с горящими глазами увлеченного подростка, разукрашивающего модели поездов. Тот самый мальчик-режиссер, списан с маленького Абрамса, и не это ли причина явной незамутненной любви к своему детищу? Кто еще будет иронизировать по поводу избранной тропой в жизни как не преданный любитель своего дела?

Именно эта любовь и делает "Супер 8"  немного неуклюжим, даже наивным, но невероятно душевным фильмом, где эксперимент над ностальгирующими зрителями проводится на уровне химических реакций с обязательной россыпью отсылок (это же Абрамс как никак) к все тому же "Инопланетянину" а по вызывающим эмоциям и (на секундочку внимание)  даже к "Гостье из Будущего".

Blog post image

Да, "Супер 8" местами нелогичен, и да - нового он не привносит ничего. Но среди всей мишуры вроде "трансфоремеров" и "нео-вампризма", это словно глоток свежего воздуха. Оммаж позабытому киноискусству 80-х, с утвержденным  в нем духом приключения и искренностью. Монументальность и вечность происходящего не нужно искать ни в визуальном ряде (мягком, узнаваемым   с первого взгляда, будь то крупные планы, или "мизансцены" в ширину) ни в отсылках (очень символично то, что ребята снимают фильм про зомби, ведь почти все кинорежиссеры, которым сейчас лет по 40-45 чтят Ромеро как мы чтим Финчера с его "Бойцовским Клубом") а она пребывает в закадровых эмоциях, в отражении на киноэкранном полотне, где глаза горят как при просмотре чего то захватывающего, чувственного, да и пускай ностальгирующего, но от этого не менее приятного действа. Очень глупо будет задавать вопросы вроде "ну ваще это нереально чото поезд от пикапа в стороны разлетается" или "чато морпехи здесь не как у Мендеса", это все условности и проявление беспричинности кино. Кино уже само по себе фикция, потому что никто не разрешает  в жизни заглядывать в щель или дверной глазок, пока по ту сторону никого нет. Полицейский в недавней стилизованной под "кино" "Шине" Квентина Дюпе (а на самом деле это сатира на все подряд, в то же время, отрицающее себя) высокопарно рассуждает о беспричинности кинофильмов. То конечно был фарс, но послушать стоит. Ведь надо в это просто поверить, как верят в живость художественных картин, и на мгновение, тянущееся полтора часа, вы откроетесь для настоящего, без купюр, наивного кина, где играют дети. Постойте, дети здесь не играют, они живут. И это все не банальность, любовь главных героев не банальность, и в конце концов - кино это не банальность.

А тот самый короткометражный фильм (идущий во время титров), прямо отсылающий к Ромеро и нуару, "Китайскому Синдрому" и детективам, который дети все-таки досняли, есть дань уважения всему тому, за что мы кино любим. Мы делали с друзьями кино о зомби. Ничтожное, неинтересное, но засевшее в памяти, понимаете о чем я? И "Дело" (the case) как главные герои назвали свой фильм, на голову выше всего того непотребства что висит на билбордах вашего любимого кинотеатра.

Blog post image

 
3
301
1