В одной из рассылок на мою почту, выудила одну статью, которая была бы полезна в преддверии начала нового учебного года родителям, учащимся, но больше всего – преподавателям. Статья называется «10 заповедей этики преподавателя английского, как второго языка». Оригинал статьи здесь. Прочитав статью, поняла, что каждая заповедь применима ко всем людям, имеющим отношение к преподаванию, в любом его проявлении, а не только к преподавателям английского. Ни один пункт не выдерживает испытания на прочность в нашей системе образования, и не потому, что система такая, не потому что преподаватели не руководствуются правилами этики и морали, а просто потому что «все мы смертны и грехи нам не чужды», да и не акцентирует никто никогда внимание на этом. Есть только планы, отчеты, журналы, программы, собрания...А отношения преподаватель-ученик – почти личное дело каждого. Так вот, перевожу (немного привираю;)) сжато, чтобы передать суть:
- Не проповедуйте своим ученикам. Ученики могут не разделять Ваши религиозные взгляды, или не быть одной и той же религии, что и Вы.
- Также, не навязывайте свои политические взгляды. Я была свидетелем того, как преподаватель в университете пользовался урочным временем, чтобы поделиться с учениками своими политическими взглядами. Даже разделяя его мнение, подобная практика всегда оставляла отрицательное впечатление и мое доверие к преподавателю слабело. Особенно, когда преподаватель ополчался на студентов, которые ставили эти взгляды под сомнение.
- Не продавайте никаких материальных принадлежностей своим студентам, включая свои письменные работы. Ваш класс – это не место для продажи печенек «Girl scout» Вашего ребенка, так же как и не место для продвижения Вашей последней книги.
- Не принимайте подарки от Ваших студентов. Нельзя не только выпрашивать, но и, ни в коем случае,нельзя принимать подарков от своих студентов. В силу дисбаланса власти между учеником и учителем, деньги, одежда или продукты подразумевают принуждение. Лучше требуйте от них усердной работы вместо подарков.
- Не создавайте денежных фондов, не собирайте денег с класса, какая бы благородная причина ни была. Я знаю учителей, которые собирают штрафы с учеников, которые используют родной или другой, помимо английского, язык в классе. Не делайте этого.
- Не практикуйте психотерапию на студентах. Не позволяйте ученикам посвящать вас в их психологические проблемы, проблемы в отношениях, доверьте их специальной службе помощи. Иначе, вам будет трудно сохранять линию между желанием помочь и страхом обидеть.
- И не позволяйте ученикам быть вашими психотерапевтами. Один из моих преподавателей в прошлом, был в долгом и мучительном процессе развода во время преподавания нам, и все детали этого процесса я помню лучше, чем сам предмет. Думаю, этим все сказано.
- Не становитесь другом для своих студентов. Вы не равны, и не пытайтесь переступить через эту линию.
- Относитесь ко всем своим ученикам и их родителям с уважением, и не выбирайте любимчиков.
- Оценивайте работу учеников, беря за основу их работу, а не ваше отношение с ними. Это возможно только если у вас нет личных отношений с ними.
Любопытно. С некоторыми пунктами можно согласиться безоговорочно, тогда как есть и пункты вроде приятные на слух, но почти невыполнимые на практике. Подобных правильных преподавателей, я встречала, наверное, штук ноль, а нет, хотя была одна женщина-европейка, которая преподавала нам Business English. Очень профессионально себя вела, четко, ясно излагала тему, редко улыбалась, никогда не шутила, никогда не делала лирических отступлений, никогда не шла с нами на личный контакт, не делилась никакими историями. Хотя, как оказалось, жизнь у нее насыщенная, и она объездила почти весь мир. Мне кажется, она не прилагала усилий, чтобы соблюдать правила, у нее это было врожденное.
А вообще, если вспомнить фильмы «Pay it forward», или «Dead poets society», то задаешься вопросом, действительно ли так важно преподавателю соблюдать дистанцию, не становиться другом для учеников? В фильмах воспеваются учителя, которые идут против правил, становятся частью своих подопечных, болеет за них душой, переживает. Но с другой стороны,ученикам только дай волю, сразу на голову сядут. Я грешу тем, что иду на эмоциональный контакт с учениками, но теперь понимаю, что благодаря этому, ученики могут манипулировать ситуацией. Если быть «железным», то ученики не смогут овладеть ею, и не смогут сбить преподавателя с толку, не смогут испортить настроение, или сорвать урок.
В общем, вот так – «и не друг, и не враг, а - так…»
(п.с. а как же подарки по праздникам?)