Так ли страшны полеты на самолете?

Николай Устинов March 12, 2012
9187
16
60
0

Многие люди испытывают опасение перед неизвестным. И начинают бояться, если в полете происходит что-то неожиданное и для них непонятное... Но стоит только узнать, что же происходит на самом деле...

Некоторое время назад посетил очередное мероприятие под названием Aviation Breakfast, организованное PR-службой Эйр Астаны. На этот раз затронули одну из самых важных и сложных для многих пассажиров тем – аэрофобию.

Подробно о самом мероприятии уже написал Lord_fame, я же коснусь момента, который, как мне кажется, нужно рассмотреть более подробно.

По приведенной статистике, около 20% людей в той или иной степени боятся летать. Причем степени этой боязни разные. Одни люди испытывают неконтролируемый страх, который возникает задолго до полета. И помочь им может только профессиональный психолог. Или человек, владеющий некоторыми приемами – как, например, приведенный на встрече прием с отвлечением человека путем болевого захвата между большим и указательным пальцами. Психика человека такова, что он не может одновременно испытывать две эмоции. Если он испытывает боль, он одновременно не может испытывать еще и страх.

Второй тип боящихся летать - и таких большинство, это те, кто испытывает естественное опасение перед неизвестным. Такие люди начинают бояться, только если в полете происходит что-то неожиданное и для них непонятное. По себе знаю, что любые посторонние звуки, изменение режима работы двигателей, резкий набор высоты или снижение, турбулентность – вызывают страх, если непонятна причина этих явлений. И вот в этом случае лучшим лекарством от аэрофобии может стать простое понимание принципов, по которым летает самолет, как он устроен и каким образом работает экипаж. Как только такой человек начинает понимать, что происходит в каждый конкретный момент времени на борту – он начинает получать удовольствие от полета.

В интернете огромное количество информации по всем перечисленным выше темам. Многие пилоты с удовольствием делятся знаниями и отвечают на вопросы. Особенно много таких блогов в Livejournal. Но есть и у нас. В общем, интересующемуся человеку найти информацию не составит труда.

Остановлюсь на некоторых моментах, которые лично у меня вызывали наибольшее беспокойство, пока я не разобрался, почему так происходит.

- Почему при запуске двигателей освещение может отключиться и затем загореться вновь?
Это переключение питания от резервного генератора к основному (бывает не на всех типах самолетов)

- Во время руления части крыла двигаются вверх и вниз
Это проверка работы закрылок, которые при взлете и посадке увеличивают подъемную силу крыла

- В полете крыло болтается. Оно не отвалится?
Нет, крыло – это гибкая конструкция, которая рассчитана на огромные перегрузки, которые невозможно достичь при любом режиме полета

- После взлета или незадолго до посадки раздается сильный шум из под пола
Это убираются шасси

- Через некоторое время после взлета шум двигателей резко становится значительно тише. Это не отказ двигателя?
Нет, это просто уменьшение режима работы для снижения тяги со взлетного режима на обычный.

- Если при взлете откажет один из двигателей, сможет ли самолет взлететь?
Да, любой самолет может взлететь и продолжительное время совершать полет только с одним работающим двигателем.

- Если откажут все двигатели, самолет будет планировать, либо камнем рухнет вниз?
Самолет может лететь и без двигателей. Причем на достаточно большое расстояние. Самые известные примеры – всем известная посадка A320 на реку Гудзон и чуть менее известная, но более примечательная посадка Боинга 767 на военную базу в Канаде.

- При наборе высоты или при снижении раздается жужжание изменяющейся тональности
Это работа устройства, изменяющего положение закрылок на крыле.

- В салоне раздаются три или четыре звуковых сигнала. Зачем? Что это значит?
Это сигнализация для экипажа, что самолет закончил взлет и набрал безопасную высоту. С этого момента они могут начинать обслуживание пассажиров. А также, при необходимости, войти в кабину пилотов. До этого момента вход в кабину запрещен при любых обстоятельствах, чтобы не отвлекать пилотов.

- Самолет попал в турбулентность. Насколько это опасно?
Абсолютно безопасно. Конструкция самолета рассчитана на перегрузки, которые достичь в полете практически невозможно. Не было ни одного случая, когда бы произошла авария вследствие турбулентности. Единственная опасность для пассажира – это риск удариться при резкой тряске о потолок самолета или впередистоящее кресло. Поэтому рекомендуется в течение всего полета не расстегивать ремень безопасности без необходимости.

- Опасно ли попадание молнии в самолет?
Сама по себе молния не опасна, потому что самолет не заземлен и разряд просто “соскользнет” с корпуса. Такие случаи были и ничего страшного не произошло. Опаснее попадание в грозовое облако. Атмосферные течения внутри него непредсказуемы. Но все самолеты оборудованы метео-радаром, который показывает на экране в кабине грозовые фронты на удалении до ста километров. Пилоты заблаговременно их обходят на большом удалении.

- А вдруг самолет столкнется в воздухе с другим самолетом?
Это практически исключено, даже при возможной ошибке диспетчера, благодаря автоматической системе TCAS, которая установлена на каждом самолете и “видит” все находящиеся поблизости самолеты, не давая им сблизиться на опасное расстояние.

- При приземлении ощущается сильный удар. Это значит, что пилот “неаккуратно” посадил самолет?
Нет. Конструкция самолета позволяет выдерживать очень большие нагрузки, а резкий удар при приземлении обусловлен необходимостью приземлить самолет точно в начале взлетно-посадочной полосы, чтобы избежать выкатывания за ее пределы, особенно, если она мокрая или скользкая.

- После приземления резко возрастает гул двигателя.
Это срабатывает реверс, который перенаправляет тягу двигателя вперед и позволяет более эффективно затормозить.

И еще, к самолету применяются очень жесткие стандарты безопасности. Все основные системы дублируются троекратно. Не существует такого отказа одной из систем, который может привести к катастрофе. И все возможные нештатные ситуации описаны в документации к самолету, для каждого случая есть четкий и безопасный порядок действий экипажа. И все экипажи в обязательном порядке отрабатывают на тренажерах все такие ситуации и всегда к ним готовы.

По статистике, авиация – самый безопасный вид транспорта. Бояться летать - нет никакого смысла. Гораздо лучше – просто получать удовольствие от полета, от путешествия, от новых впечатлений – и не пропускать красивых видов за иллюминатором =)

Оцените пост

60

Комментарии

0
Хороший материал. Только одно "но" - не забывайте про человеческий фактор.
0
Спасибо за пост!
0
Абсолютной безопасности достичь, конечно, невозможно. Но в современных самолетах предусмотрена защита "от дурака" и она весьма эффективна.
0
Результаты анализа происшествий за последние несколько лет говорят, что данная защита инногда дает сбой.
0
Не спорю. Полностью исключить аварии, думаю, никто и никогда не сможет. Но вот вероятность такого развития событий все же очень низка. В год совершаются миллионы рейсов. И только несколько из них заканчиваются не так, как хотелось бы.
Показать комментарии