Yvision.kzYvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
7
21:40, 12 марта 2012

Так ли страшны полеты на самолете?

Blog post image

Некоторое время назад посетил очередное мероприятие под названием Aviation Breakfast, организованное PR-службой Эйр Астаны. На этот раз затронули одну из самых важных и сложных для многих пассажиров тем – аэрофобию.

Подробно о самом мероприятии уже написал Lord_fame, я же коснусь момента, который, как мне кажется, нужно рассмотреть более подробно.

По приведенной статистике, около 20% людей в той или иной степени боятся летать. Причем степени этой боязни разные. Одни люди испытывают неконтролируемый страх, который возникает задолго до полета. И помочь им может только профессиональный психолог. Или человек, владеющий некоторыми приемами – как, например, приведенный на встрече прием с отвлечением человека путем болевого захвата между большим и указательным пальцами. Психика человека такова, что он не может одновременно испытывать две эмоции. Если он испытывает боль, он одновременно не может испытывать еще и страх.

Второй тип боящихся летать - и таких большинство, это те, кто испытывает естественное опасение перед неизвестным. Такие люди начинают бояться, только если в полете происходит что-то неожиданное и для них непонятное. По себе знаю, что любые посторонние звуки, изменение режима работы двигателей, резкий набор высоты или снижение, турбулентность – вызывают страх, если непонятна причина этих явлений. И вот в этом случае лучшим лекарством от аэрофобии может стать простое понимание принципов, по которым летает самолет, как он устроен и каким образом работает экипаж. Как только такой человек начинает понимать, что происходит в каждый конкретный момент времени на борту – он начинает получать удовольствие от полета.

В интернете огромное количество информации по всем перечисленным выше темам. Многие пилоты с удовольствием делятся знаниями и отвечают на вопросы. Особенно много таких блогов в Livejournal. Но есть и у нас. В общем, интересующемуся человеку найти информацию не составит труда.

Blog post image

Остановлюсь на некоторых моментах, которые лично у меня вызывали наибольшее беспокойство, пока я не разобрался, почему так происходит.

- Почему при запуске двигателей освещение может отключиться и затем загореться вновь?
Это переключение питания от резервного генератора к основному (бывает не на всех типах самолетов)

- Во время руления части крыла двигаются вверх и вниз
Это проверка работы закрылок, которые при взлете и посадке увеличивают подъемную силу крыла

- В полете крыло болтается. Оно не отвалится?
Нет, крыло – это гибкая конструкция, которая рассчитана на огромные перегрузки, которые невозможно достичь при любом режиме полета

- После взлета или незадолго до посадки раздается сильный шум из под пола
Это убираются шасси

- Через некоторое время после взлета шум двигателей резко становится значительно тише. Это не отказ двигателя?
Нет, это просто уменьшение режима работы для снижения тяги со взлетного режима на обычный.

Blog post image

- Если при взлете откажет один из двигателей, сможет ли самолет взлететь?
Да, любой самолет может взлететь и продолжительное время совершать полет только с одним работающим двигателем.

- Если откажут все двигатели, самолет будет планировать, либо камнем рухнет вниз?
Самолет может лететь и без двигателей. Причем на достаточно большое расстояние. Самые известные примеры – всем известная посадка A320 на реку Гудзон и чуть менее известная, но более примечательная посадка Боинга 767 на военную базу в Канаде.

- При наборе высоты или при снижении раздается жужжание изменяющейся тональности
Это работа устройства, изменяющего положение закрылок на крыле.

- В салоне раздаются три или четыре звуковых сигнала. Зачем? Что это значит?
Это сигнализация для экипажа, что самолет закончил взлет и набрал безопасную высоту. С этого момента они могут начинать обслуживание пассажиров. А также, при необходимости, войти в кабину пилотов. До этого момента вход в кабину запрещен при любых обстоятельствах, чтобы не отвлекать пилотов.

- Самолет попал в турбулентность. Насколько это опасно?
Абсолютно безопасно. Конструкция самолета рассчитана на перегрузки, которые достичь в полете практически невозможно. Не было ни одного случая, когда бы произошла авария вследствие турбулентности. Единственная опасность для пассажира – это риск удариться при резкой тряске о потолок самолета или впередистоящее кресло. Поэтому рекомендуется в течение всего полета не расстегивать ремень безопасности без необходимости.

- Опасно ли попадание молнии в самолет?
Сама по себе молния не опасна, потому что самолет не заземлен и разряд просто “соскользнет” с корпуса. Такие случаи были и ничего страшного не произошло. Опаснее попадание в грозовое облако. Атмосферные течения внутри него непредсказуемы. Но все самолеты оборудованы метео-радаром, который показывает на экране в кабине грозовые фронты на удалении до ста километров. Пилоты заблаговременно их обходят на большом удалении.

- А вдруг самолет столкнется в воздухе с другим самолетом?
Это практически исключено, даже при возможной ошибке диспетчера, благодаря автоматической системе TCAS, которая установлена на каждом самолете и “видит” все находящиеся поблизости самолеты, не давая им сблизиться на опасное расстояние.

- При приземлении ощущается сильный удар. Это значит, что пилот “неаккуратно” посадил самолет?
Нет. Конструкция самолета позволяет выдерживать очень большие нагрузки, а резкий удар при приземлении обусловлен необходимостью приземлить самолет точно в начале взлетно-посадочной полосы, чтобы избежать выкатывания за ее пределы, особенно, если она мокрая или скользкая.

- После приземления резко возрастает гул двигателя.
Это срабатывает реверс, который перенаправляет тягу двигателя вперед и позволяет более эффективно затормозить.

И еще, к самолету применяются очень жесткие стандарты безопасности. Все основные системы дублируются троекратно. Не существует такого отказа одной из систем, который может привести к катастрофе. И все возможные нештатные ситуации описаны в документации к самолету, для каждого случая есть четкий и безопасный порядок действий экипажа. И все экипажи в обязательном порядке отрабатывают на тренажерах все такие ситуации и всегда к ним готовы.

По статистике, авиация – самый безопасный вид транспорта. Бояться летать - нет никакого смысла. Гораздо лучше – просто получать удовольствие от полета, от путешествия, от новых впечатлений – и не пропускать красивых видов за иллюминатором =)

Blog post image

7