Туризм в Румынии: история успеха

Яков Фёдоров December 24, 2011
2755
19
16
0

Румыния славится не только байками о Дракуле, но и классной природой от Чёрного моря до Карпатских гор и богатой историей.

В декабре этого года мне с группой блогеров и журналистов повезло посетить Румынию - страну, о которой некоторым из казахстанцев в лучшем случае известен лишь ряд стереотипных ассоциаций: страна, где снимался скандальный фильм "Борат", цыгане, вампиры, у старшего поколения - румынская обувь и кожаные изделия. В худшем случае, для многих людей это лишь одна из восточно-европейских стран на карте, расположенная у Чёрного моря, далекая и неизведанная.

Однако именно эта небольшая по нашим меркам страна достигла невероятных успехов в сфере туризма. Несмотря на то, что как и многие социалистические страны Румыния находилась с восточной стороны "железного занавеса", в последние несколько лет поток туристов в страну резко возрос. Страна успешно конкурирует за туристов с такими странами как Италия, Греция, Испания. При этом румынские горы очевидно ниже и менее красочные чем австрийские или алматинские, море не такое теплое и приветливое как Средиземное или Красное, купальный сезон гораздо меньше, чем в Таиланде или Эмиратах, в архитектуре нет зданий, которые бы по "культовости" могли соревноваться с индийским Тадж-Махалом или нью-йоркской Статуей Свободы.

Поэтому возникают вполне логичные вопросы: чем же манит эта страна туристов? почему именно сюда ежегодно приезжают почти 15 миллионов людей со всего мира? Я в своем посте попытаюсь разгадать секрет "румынского чуда", который, на мой взгляд, является достаточно универсальным и применимым и в нашей республике.

Румыния в тумане

Так как мы прибыли в страну в не совсем туристический сезон, то некоторые достопримечательности страны остались в тумане. Причем, "в тумане" в прямом смысле этого слова - проехав от Бухареста до Чёрного моря было сложно найти хотя бы сто метров, где туман бы рассеялся, открыв Солнце. Лишь выехав в горы, можно было любоваться панорамными видами страны с высоты Карпатских гор.

И как раз этот туман придал ещё больше загадки румынскому колориту. На улицах городов, даже почти 3-миллионного Бухареста, было не так много местных жителей. Причина понятна: холод. К слову, во время нашего путешествия температура не опускалась ниже 10 градусов... тепла, но даже такая погода для людей, привыкших к теплому черноморскому климату, была не совсем уютной.

Тем интереснее феномен румынского туризма - получается, что все те миллионы людей, о которых писалось выше, приезжают в страну в относительно короткий период с конца весны по середину осени. Туризм в стране является вторым по объему сектором в сфере услуг, он составляет 4% от ВВП страны, в нём занято около 800 тысяч человек. Ещё несколько интересных цифр: каждый турист тратит за время поездки в страну 679 долларов, к примеру, в 2006 году все туристы в совокупности "оставили" в Румынии 4,2 миллиарда (!) единиц американской валюты.

На какие же развлечения и на посещение каких достопримечательностей можно потратить столько денег в Румынии?

Маленький Париж

Бухарест назвали "маленьким Парижем" еще в конце 19 века. Дело в том, что, когда дунайские княжества объединились, а Бухарест стал столицей, строить его пригласили французских архитекторов. Они в свою очередь не стали сильно заморачиваться и начали строить его во французском стиле бозар, дабы город и особенно его широкие на то время бульвары напоминали Париж. В городе была даже построена Триумфальная арка, схожая с парижской. Я долго пытался выяснить, над кем же был триумф у румынской армии, достойный того, чтобы его отметили таким сооружением. Официальная версия (арку построили в честь воинов, сражавшихся за независимость страны) критики не выдерживает, так как объединение нескольких независимых государств в единое целое произошло без какого-либо кровопролития. Поэтому мне больше понравилась версия некоторых жителей города, которые не без юмора сообщили, что румынская армия не отличалась воинскими успехами (если не считать, конечно, воеводу Влада Цепеша-Дракулу), и эта Триумфальная арка символизирует триумф не румынской армии, а триумф над румынской армией.

В перемешку с французской архитектурой располагаются здания типично советского стиля и современные строения, сильно изменившие облик города. Наверное, самым символичным зданием советского периода является Дворец народа, построенный румынским диктатором Николае Чаушеску в конце 1980-х годов, являющийся вторым в мире по объему строением после Пентагона. Для постройки одного здания было снесено несколько тысяч домов, 27 церквей, насильно переселено 40 тысяч семей. Когда советский режим был свергнут, в стране настолько ненавидели кровавое наследие Чаушеску, что даже предлагалось сравнять это здание с землей. Однако здравый смысл победил и его отдали парламенту. До сих пор все кабинеты этого здания не используются из-за гигантского размера. Туман помешал сфотографировать это здание, поэтому выкладываю фото одного из министерских зданий, которые входят в ансамбль, сопутствующий дворцу.

Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу архитектуры Бухареста, рекомендую пост Kubekovkz, а я хотел бы выделить ещё одно место в городе - Национальный музей деревни. Сам я не являюсь большим поклонником классических советских музеев, потому что я думаю, что они являются каким-то кладбищем истории, кажущейся в них совершенно неживой. И в этот музей шёл изначально с весьма скептическим настроением. Однако внутри он более чем превзошёл любые ожидания - мы смогли окунуться в атмосферу настоящей румынской деревни, которую редко можно наблюдать в современной жизни.

В музей перенесли более двухсот традиционных домов со всех уголков страны.

Нам вначале сильно не повезло - в понедельник эти дома можно было наблюдать только снаружи, так как они были закрыты, а затем повезло десятикратно - в музее проводились съёмки финала телевизионного шоу, в котором две деревни соревновались в танцах, песнях и кухне. Мы спонтанно решили поговорить с организаторами, и они включили нас в жюри по части кухни. Благодаря этому мы смогли попробовать мамалыгу, приготовленную на костре, сармале - румынские голубцы, множество видов румынской колбасы, национальные напитки - палинку, цуйку и вина и многие другие блюда.

На протяжении поездки я хотел узнать также откуда происходит название города, но местные жители, которых я встречал не смогли дать однозначного ответа. Наиболее распространённой версией является то, что он назван в честь пастуха Букура, который построил храм там, где пас овец, и тем самым дал начало строительству города.

На берегу Чёрного моря, и немного о том, почему римляне похожи на цыган

Теперь предлагаю вам из мегаполиса, являющимся шестым в Европе по количеству населения, перенестись в город на берегу Чёрного моря - Констанцу. Этот город у меня устойчиво ассоциируется с задворками Римской империи. Именно здесь провёл в ссылке  последние годы своей жизни знаменитый римский поэт Овидий. Тот, кто увидит, гостиницы и пляжи Констанцы и её пригорода Мамайи, скорее, позавидует Овидию. Именно здесь в Румынии расположен самый известный пляжный черноморский курорт.

Также Констанцу называют центром румынского мусульманства, в этом районе проживает много турков, татаров и, как нам удалось выяснить, ногайцев, чей язык как две капли воды похож на казахский. Мечеть Карла I в Констанце (фото из Википедии):

Если же вернуться к римлянам, то от них к Румынии перешло очень много вещей. (Умолчу о развалинах римских строений в городе и других регионах страны, так как сам их не видел воочию.) Во-первых, само название "румыны" (Romanian) означает "римлянин". Во-вторых, язык румынов, если верить историкам, до прихода римлян был похож на современный албанский, сейчас же 75% слов в языке имеют корни в латыни. Румынская грамматика содержит даже некоторые характеристики латинского языка, коих нет даже у итальянцев.

Другое косвенное наследство от римлян - это устойчивая ассоциация румын с цыганами. Даже Google, если вы начнёте вводить "румыны", в первую очередь порекомендует вам поисковой запрос "румыны цыгане". Почему же возникла такая ассоциация, если цыган в стране всего 2,5% (в Болгарии, к примеру 5%). Дело в том, что самоназвание цыган на родном языке - Roma, Romani, что очень созвучно с английским названием румын - Romanian. При этом борцы за права цыган упорно настаивают, чтобы румынских цыган называли не Gypsy, а Romani, что опять же углубляет ассоциацию, которая из английского языка бездумно перешла и в русский.

Примечательно, что в районе Констанцы в соседнем городке Нэводари расположен завод Petromidia, который входит в группу компаний Rompetrol, приобретённой в 2007 году национальной компанией "КазМунайГаз". Именно здесь ведётся переработка казахстанской нефти, которая уже в виде готового продукта (бензина и дизеля) продаётся на европейских рынках. К этому заводу я обязательно вернусь в следующем посте про Румынию. А для затравки вместо фотографии черноморских пляжей выложу фотографию танкера "Механик Пантелеев" на побережье Нэводари. =)

В гостях у Дракулы

Ещё одним популярным назначением для туристов является Трансильвания. Очень известна и интересна история, как регион стал местом паломничества любителей экзотики. Здесь нужно сказать спасибо писателя Брэму Стокеру, который начинался средневековых записей врагов воеводы Влада III Цепеша о его кровожадности, и заново оживил его в своем романе "Дракула". Предприимчивые румыны очень быстро смогли сориентироваться, например, быстро было найдено место в городе Сигишоара, где якобы родился граф Дракула. Больше всего туристов досталось маленькому городку Бран, где расположен так называемый "замок Дракулы". Причина этому названию замка - легенда для туристов о том, что Влад Цепеш останавливался здесь, так как любил охотиться в этих местах. На самом же деле здесь сложно уловить запах крови, нет каких-либо комнат для пыток или колов, на которые насаживались враги государства. Но сюда стоит приехать даже не ради легенд о вампирах, а для того, чтобы посмотреть, как в Средние века жили румынские феодалы. Кроме того, в этом замке жила королева Мария, супруга румынского короля Фердинанда I.

Другим действительно королевским замком является дворец Пелеш в городе Синая, который был построен как загородная резиденция короля. Именно сюда приехал в 1873 году первый поезд в Румынию, так что первых пассажиров можно смело назвать первой организованной тургруппой в страну. Кстати, главный персонаж романа Брэма Стокера также прибыл в Трансильванию этим маршрутом.

Город Синая славится также своими горнолыжными курортами. Сезон здесь длится с декабря по март, склоны достаточно пологие, цены невысокие. К примеру, слетать в Румынию и остановиться на 10 дней на горнолыжном курорте будет стоить вам также или даже дешевле, чем если вы решите на столько же дней пожить в гостинице при горнолыжном курорте Шымбулак. При этом сами румыны считают, что это очень дорого и удивлялись, когда мы их пытались в этом переубедить.

Румынские Карпаты.

В чём же секрет?

Даже по виду румынских гор (которые не каждый алматинец вообще назовет горами) можно легко понять, что в Казахстане гораздо больше мест, где можно было бы развивать тот же горнолыжный туризм. Однако румыны смогли сделать это гораздо быстрее, причём основные изменения были сделаны буквально в последние 5 лет.

Ответ на вопрос "как?" лежит на поверхности. В стране шикарная инфраструктура. Это касается и дорог, и связи, и гостиничного бизнеса, и транспорта.

Гостиницы в стране очень недорогие. В центре Бухареста можно остановиться в пятизвездочном отеле всего за 130-140 долларов в сутки. Сервис потрясающий, при этом большинство румынов с детства свободно владеют иностранными языками. Этому способствуют многие вещи. Например, для проката в кинотеатрах фильмы не стремятся переводить на румынский язык, а транслируют на языке оригинала с субтитрами. Отличная практика для изучения иностранного языка.

Такси в стране также очень недорогое. так, в Бухаресте стандартная ставка такси 1,79 леев (примерно полдоллара) за 1 км пути. При этом ни один таксист по дороге до пункта назначения не будет жаловаться на то, что в стране дорогой бензин (хотя стоит он там около 2 долларов за литр).

Отдельно нужно отметить тему бензина и заправок. Вообще румынские АЗС - это рай для путешествующих по стране людей. Мы на пути из Бухареста в Констанцу и обратно несколько раз останавливались на заправках Rompetrol и Litro и смогли заценить и качество сервиса, и бензина. При этом те, кто никуда не спешит, могут посидеть в кафе на заправке, где мне, например, очень понравились кофе, суп из говядины и сэндвичи. Именно на этих заправках, кстати, разливается бензин, изготовленный исключительно из казахстанской нефти на заводе Petromidia.

Обратите внимание: октановое число продаваемого бензина - 101, а цетановое число дизеля - 55. Худший бензин, который производится на заводе Petromidia, девяносто пятый. Благодаря этому, а также другим технологиям на заправке нет запаха топлива, от которого обычно мутит на наших АЗС. Вообще к экологии в Румынии относятся очень ответственно, пока у нас откладывают внедрение стандарта Евро 3, там уже все работают на Евро 5 и собираются вводить Евро 6. Для тех, кто видит в этих стандартах всего лишь цифры приведу яркий пример. В Бухаресте 2 миллиона машин и по идее мы должны были задыхаться от выхлопов автотранспорта. Однако воздух в городе чистейший как раз благодаря топливу.

Отдельная тема для восторга и подражания - это связь и Интернет в стране. Бесплатный вай-фай тут установлен практически везде - в кафе, на заправках, в метро, поездах, даже во внутригородских автобусах. За всё время, которое мы провели в стране, мы обнаружили лишь одно место, где не ловил мобильный 3G... В горах, у снегов, в машине, метров 100 максимум. =) Даже, где на горизонте не видно ни души, и мобильная связь и Интернет отличного качества. (Тут стоило бы передать привет казахстанским мобильным операторам.=)

Наверное, стоит закончить свой первый пост про Румынию именно на этой оптимистической ноте. =) В следующем посте я акцентирую внимание на том, куда в Румынию идёт казахстанская нефть, что с ней происходит, и кому от этого жить хорошо.

Следуйте за мной в Твиттере: @YakovFedorov

Оцените пост

16

Комментарии

0
супер! даже слов нет описать занимательность и полезность блог-поста!
1
Вот тоска. А как бы улучшилась экология Алматы, если бы у нас модернизировали раньше НПЗ.
Пока что у нас в очередной раз отложили запрет на ввоз машин с Евро-3 - www.zakon.kz
0
Молодец Яша!!!Очень занимательно написано!!!Вот если бы подобные статьи скидывать напрямую на элек.почту нашего министра туризма и спорта может быть,он проявил бы свою инициативу и предложения по улучшению стратегии министерства и реального увеличения туристической привлекательности нашего Казахстана...
0
Классный обзор. Я всегда считал, что Румыния крайне бедная страна (по показателям так и есть), но как видно, это стало ее преимуществом. Что не убивает, делает сильнее :)

Я думаю очень многое упирается у нас в отсутствие бизнес этики или как это назвать. Делать максимально дорого, максимально недоступно. На праздники цены не опускают, а наоборот поднимают.
Показать комментарии