Небольшое вступление. В моём любимом сериале «Теория большого взрыва» есть серия, где Шелдон и Эми Фара Фаулер проводят эксперимент по распространению слухов. Если вы не знаете этот сериал – то Эми, это типичный такой ботаник в очках, только девочка. А Шелдон – это интеллектуальный гений, но социально полный аутист, который вызывает полицию, когда у него в компьютерной игре крадут доспехи, а на вопрос: «Ты сумашедший?» отвечает: «Нет, меня мама проверяла».
Вот между ними и происходит диалог:
- Считаешь ли ты морально приемлемым проведение коммуникативных опытов над людьми?
- Я считаю, что опыты над людьми – это самый предпочтительный способ коммуникации с ними.
Вчера я вспомнила, как случайно провела «полевые испытания» эффекта плацебо. В связи с этим всплыли некоторые другие идеи «опытов над людьми», которые до сих пор остались неопробованными. А вообще-то это интересно.
Так вот. Если в глубине души вы Шелдон или Эми Фара Фаулер, или вам просто интересно, правда или нет, у меня есть две идеи, которые давно хочу попробовать.
2. Говорят, что если человеку предварительно сказать, что он пьёт очень дорогое вино, это вино ему на вкус покажется волшебным. Проводится этот эксперимент так: в несколько бокалов наливается одно и то же вино, потом дают пробовать, по-разному описав каждый бокал: вот это, к примеру, испанское, это французское, урожай такого-то года, это стоит тыщщу долларов за бутылку. Людям нужно выбрать самое «вкусное» вино, и объяснить, почему оно понравилось. Говорят, что люди очень аргументировано объясняют, почему вино №1 – дрянь полная, а вино №5 – это да, какой цвет, какой аромат, какой букет и послевкусие.