Выбрать один единственный фильм из эпохи нулевых довольно сложно. За это десятилетие произошло так много - начинались целые серии, рождались и умирали тренды, менялось мировоззрение зрителей, экранизации комиксов заполоняли кинотеатры, а еще в Казахстан пришел скоростной интернет, и можно было больше не ограничиваться тем, что шло в прокате, или удалось купить/записать с телевизора.
Думаю, каждый выбор "знакового" фильма тесно связан с личным мироощущением авторов. Для меня нулевые были полны новых, тревожных и переходных событий в жизни, и может оттого, перебирая в голове разные варианты, я решила остановиться на волшебном, странном и трогательном анимационном фильме и одной из самых успешных работ великого сказочника Хаяо Миядзаки - "Унесенные призраками"
«Унесенные призраками» - самый кассовый фильм в истории Японии, заработавший 200 млн. долларов в мировом прокате еще до выхода в США, получивший признание по всему миру, отмеченный статуэтками Оскар, Берлинского кинофестиваля, четырьмя премиями «Энни»… но самая важная, пусть и неосязаемая награда, которую «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро» (дословный перевод японского названия) может добавить в копилку своих достижений заключается в другом. Этот фильм познакомил многих зрителей с работами Хаяо Миядзаки.
И хотя имя известного режиссера, мультипликатора и сценариста ныне известно всем, вторая волна массового признания накрыла Миядзаки после триумфального шествия «Унесенных призраками» по миру.
Итак, о чем же этот фильм?
Если рассказывать вкратце и поверхностно, то начинается история с 10-летней девочки Тихиро, которая вместе с родителями едет в новый город. По пути семья натыкается на странный, заброшенный храм, где родители Тихиро решают угоститься разнообразными яствами, выставленными, казалось бы, просто так. Но вскоре выясняется, что местность населена призраками, духами, драконами и говорящими животными. Родители девочки превращаются в свиней, а сама она попадает в услужение Юбабе, старой бабке, алчной владелице купален и бань.
Да, описание звучит дико и странно. Но Миядзаки редко выбирает обычные способы воздействия на зрителя. Чаще всего в ход идут герои фольклора, легенд и сказок, а приправлено это все разными эко-призывами, символизмом и подсмыслами. Интерпретировать историю тоже можно, как кому заблагорассудиться, благо намеков и отсылок хватит на несколько версий. Даже на версию с детской проституцией в общественных банях, которая гуляет в интернетах.
Но даже если не задумываться над значениями каждого имени, видом персонажа или над тем, кого же воплощает жадный до общения, одинокий и прожорливый Безликий, просто воспринимая "Унесенных призраками" как обычное, развлекательное кино на один раз, можно получить массу удовольствия от просмотра.
Ведь в нем есть все, что обычно любит зритель. Красивая картинка, находчивая героиня, которая вызывает действительно сильные переживания своей (чуть было не сказала "игрой") историей, отличные сюжетные повороты (обычно не ожидаемые от мультипликационных фильмов), умиротворяющие пейзажи, захватывающие сцены экшена, немного загадки, юмор и насыщенный событиями хронометраж.
Вместе с тем, «Унесенные призраками», хоть и называется многими критиками самым про-западным творением Миядзаки, положительно отличается от многих привычных, диснеевских произведений. Многослойный мир призрачного города воздействует на всех зрителей, именно поэтому историю о Сэн/Тихиро интересно смотреть и маленьким ребятишкам, которых увлечет красочная графика и приключения главной героини, так и взрослым, серьезным людям, которые могут грустно улыбнуться полупрозрачным фигурам в поезде или отмыванию духа реки от мусора.
А еще в фильме нет какой-то единой идеи, строговыверенной последовательности событий. Происходящее часто лишено логики, одно "громкое" происшествие может вытеснять или подавлять собой более неприметное, но вместе с тем, более важное, событие. А еще, здесь вообще нет отрицательных или положительных героев, каждый вытворяет разнообразные вещи, от глупых и опасных до благородных. Все, как в жизни, в общем.
Финал «Унесенных призраками» довольно грустный, и немного противоречит мировым тенденциям. Ведь одним из мотивов фильма является прощание с детством. А чем, по сути, были нулевые? Тотальным рукоплесканием и восхищением вымышленными мирами, будь то великолепное Средиземье, Хогвартс, мыслями о котором были заняты умы миллионов, ну или целое окно во вселенные Марвел и иже с ними. А Миядзаки сначала приглашает зрителя на пир среди духов и призраков, огорошивает безумными приключениями, а потом мягко, но настойчиво выпроваживает обратно, в настоящий мир.
Ранее в рубрике "Назад в прошлое":
"Нью-Йорк, Нью-Йорк"/Synecdoche, New York (2008)