kk
13

Назад в прошлое: «Нефть/There will be blood» (2007)

Кино всегда делилось и будет делиться на два типа: кино для эстетов и кино для масс. Нулевые годы в этом отношении не стали каким-то исключением, разве что второе стало превалировать над первым. Тем не менее авторское кино в отличие от большинства коммерческих фильмов, что называется, остаётся вне времени. Позднее мы будем вспоминать 90-ые и говорить о том, что некоторым режиссёрам, вроде Тарантино, удаётся балансировать между этими двумя ипостасями, но это скорее редкость, нежели правило.

С точки зрения авторского кино нулевые многим запомнились работами Вуди Аллена с его всегда неуклюжими, но чертовски обаятельными героями, работами братьев Коэнов, которые с одинаковой лёгкостью могут сделать фильм про человеческую несуразность, что у них уже доведено до абсолюта, а также запросто сотворить эпос вроде «Старикам тут не место», где от одного взгляда, созданного ими и Хавьером Бардемом, антагониста мурашки по коже. Был в нулевых и ещё один монументальный представитель этой ветки кинематографа за авторством Пола Томаса Андерсона («Магнолия», «Мастер»). Фильм этот называется «Нефть» («There will be blood»), и о нём сегодня пойдёт речь.

Дэниэл Плэйнвью (Дэниэл Дэй Льюис) - предприимчивый нефтяник, действительно знающий толк в своём деле. Он всегда добивается того, чего хочет, какой бы не была цена желаемого. Вместе со своим маленьким сыном он колесит по Штатам и скупает земли, где можно добыть нефть. Однажды к Дэниэлу удача пришла прямо в руки, когда скромный паренёк выдал ему местоположение возможного месторождения. Как оказалось в последствии это была настоящая золотая жила, которая стала заключительной каплей в переполненном море тщеславия и самозабвения в душе Дэниэла.

Мы привыкли к историям, где хорошие парни становятся плохими и наоборот, мы привыкли к фильмам о злодеях, которых ждёт неминуемая участь, но вот фильмы, где герой от начала и до конца является законченным подонком, которому всё, абсолютно всё сходит с рук, это подлинная редкость. Нет, конечно, это не совсем верно, ведь поначалу мы видим идеального отца, который всюду берёт с собой сына, учит того вести бизнес и водит на охоту. Однако, в череде событий, которые становятся предвестниками успеха нефтяника, он вынужден заплатить большую цену за обретённое богатство. Этой ценой становится даже не потеря слуха его сыном, а утеря контакта со своим наследником и единственным близким человеком. С этого момента Дэниэл не просто алчный безумец, не верующий в Бога, но чтящий наличность, а настоящий одиночка, сжигаемый своей же ненавистью ко всему окружающему, и управы на него нет и не будет, он лишь будет мучиться, подобно заточённому Понтию Пилату из романа Булгакова, лишь изредка подавая признаки жизни.

Кроме основной сюжетной линии, которую можно охарактеризовать, как история одного безумца, повествование изобилует сценами на тему «религия или материальность». Помимо Плэйнвью в картине «Нефть» присутствует ещё один фееричный персонаж по имени Пол, которого исполнил незаслуженно обделённый вниманием публики и киноакадемиков Пол Дано, будто бы воплощающий противоположность главного героя. Герой Дано является священнослужителем в небольшом городке, близ которого разворачивается добычи нефти, а кроме того он верит в судьбу и действительно считает, что Бог есть и он воздаст каждому по заслугам, о чём не устаёт повторять персонажу Дэй-Льюиса. Их конфликт тонкой нитью пронизывает сюжет фильма и выливается в ряд душещипательных сцен от громогласного откровения Плэйнвью в церкви Пола до падения веры последнего в попытках выпросить денег у нефтяника.

Известный факт, что сценарий фильма, пусть и основанного на романе Эптона Синклера, писался Полом Томасом Андерсоном специально под Дэниэла Дэй-Льюиса. Оно и не мудрено, ведь один из самых титулованных актёров современности является тем человеком, который способен взвалить на свои плечи такую непосильную ношу. Необъятный диапазон актёрских возможностей Дэй-Льюиса целиком востребован в «Нефти», где в одной сцене он выражает безмолвную тоску, а в другой животную ярость, берущуюся из самых недр очернённой души героя. Нельзя при этом сказать, что это театр одного актёра, ведь даже если это и так, то декорации к нему построены на самом деле внушительные: безжизненные пейзажи помогают обнажить душу Плэйнвью, а мелкие, на первый взгляд не особо заметные штрихи, вроде аналогий между фонтаном нефти, бьющим из-под земли, и фонтаном крови одного из героев, или отпечатков ног, опять же затрагивающих нефть и кровь, довершают картину монументальности произведения.

«Нефть» может показаться скучным и затянутым, непонятным и в то же время банальным до невозможности (с точки зрения фабулы), но если копнуть чуть глубже, как в самом начале картины делает герой Дэниела Дэй-Льюиса, то можно обрести ценнейшее богатство, которое останется в истории, как одно из главных наследий кинематографа начала двухтысячных годов.

Ранее в рубрике "Назад в прошлое":

«300 спартанцев / 300» (2007)