В третьей серии произвольных мини-заметок – 100-летие «Бродяги», Терминатор вместо агента Купера, перечень громких кинозапретов и трибьют «Солярису»
1. «Твин Пикс»: крушение иллюзий
Одно из главных разочарований этой весны (а, может, и всего года) – отказ Дэвида Линча от перезапуска «Твин Пикса». Сердца многочисленных фанатов, надеявшихся на возвращение культового сериала, разбиты. Остается только пересматривать оригинальную версию начала 90-х, ценность которой в интервью «Эху Москвы» еще раз сформулировал маститый Кирилл Разлогов:
«Успех «Твин Пикса» был обусловлен несколькими вещами, но главная из них – слияние высоколобого престижного кинематографа с сериальным типом построения сюжета. Это был сериал, с которого началось победное шествие сериалов не только кассовых, не только привлекающих аудиторию, но и вызывающих интерес в культурно продвинутых кругах, которое привело к тому, что сегодня сериалы не только конкурируют с фильмами, показываемыми в кинотеатрах, но и зачастую превосходят их по качеству... Это был первый сериал, на котором мои друзья-кинематографисты специально звонили из Америки и говорили, что это нельзя пропустить».
2. Возвращение героя
Новый «Твин Пикс» отменяется, зато в ближайшее время вернется Арнольд Шварценеггер. По завершении политической карьеры Железный Арни уже снимался, но по-настоящему он тряхнет стариной в зомби-драме «Мэгги» (ниже – постер фильма) и пятом «Терминаторе», новый трейлер которого, полный греющих душу отсылок к каноническому «Т2: Судный день», был обнародован на днях. Этих премьер ждать уже не очень долго.
3. От Чаплина до Оливейры
16 апреля исполнилось 126 лет со дня рождения Чарлза Спенсера Чаплина, а четырьмя днями ранее – ровно 100 лет со дня выхода «Бродяги», короткометражки, которая стала судьбоносной не только в масштабе карьеры великого комика, придумавшего и сыгравшего в ней главного персонажа, но и в плане развития актерского искусства и изображения характеров на экране вообще. Бездомный полурослик в несуразных ботинках и котелке, заставлявший одновременно смеяться и грустить посетителей сеансов синематографа, стал одним из самых узнаваемых кинообразов в истории.
Реверансы в сторону Бродяги и прочих чаплинских героев выдавали очень многие, в том числе и, как обнаружилось, старейший кинорежиссер Мануэл ди Оливейра, скончавшийся в начале этого месяца на 107-м году жизни. В фигуре португальского старца, которому мне показалось важным посвятить несколько строк, как бы соединялись прошлое и настоящее кинематографа, и особенно символичным это кажется, когда видишь неожиданную импровизацию ди Оливейры – его танец а-ля Чаплин, запечатленный на этой записи:
4. Шлагбаум для 44-го
В русскоязычный кинопрокат, в том числе и на территории Казахстана, не допущен «подрывной» триллер Даниэля Эспиносы «Номер 44», повторивший судьбу таких одиозных фильмов, как «Борат» и «Интервью».
Это не слишком удивляет, если учитывать, что курс на разного рода запреты, нередко доходящих до абсурда, а то и до мракобесия, в отдельных уголках земного шара является нынче трендовым. Тем более, что периодически запрещать идейно или этически неудобоваримое кино – давняя практика, применявшаяся в разных странах. Для тех, кому интересен рейтинг забаненных фильмов, отсылаю к списку ресурса whatculture.com, где подытожено самое нашумевшее из когда-либо попадавшего под запрет.
См. также: «Интервью» и его предшественник 1969 года
5. Послесловие к Дню космонавтики
Прошел День космонавтики, в ознаменование которого в этом блоге появился пост с дюжиной лучших, на взгляд автора, лент о полетах в космос. В комментариях к тексту обнаружились упреки о невключении в топ-лист «Автостопом по Галактике», «Луны 2112» и «Соляриса». Если с первым еще как-то можно согласиться (хотя не очень люблю этот фильм), то второе – вообще мимо, поскольку в список вошли только картины, в которых внимание в значительной степени либо полностью сосредоточено на путешествии в межзвездных пространствах или действие происходит на космическом корабле (а не на какой-либо планете). Примерно с таким же успехом, как «Луну», в список можно было бы вносить «Флэша Гордона», «Обитаемый остров», «Кин-дза-дза» и «Планету обезьян», где рисуются похождения землян уже по прибытии в чужие миры. Что до «Соляриса» Тарковского, то и он заданным критериям не соответствует, но будучи шедевром, имеющим прочную связь с космической темой, безусловно, заслуживает всяческого преклонения и разборов – таких, как видеоэссе от знаменитого виртуоза синефильского монтажа kogonada: