kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
-5

Первым делом мы построим самолеты...

 

Недавний визит министра обороны РФ Сергея Шойгу в Китай стал знаковым событием в области  военно-технического сотрудничества с  КНР в качестве стратегического партнера и по сути открыл ей доступ к ключевым военным технологиям. По утверждению российского издания "Эксперт Online ", Пекин в итоге получит для исследования и дальнейшего копирования (sic!!!) малые партии передовых изделий российского ВПК, которые по экспортному контролю запрещены к продаже за рубеж – зенитно-ракетный комплекс С-400, истребитель поколения 4++ СУ-35 с двигателем 117С и РЛС «Ирбис» (которые устанавливаются уже в прототипах Т-50), противокорабельные ракетные системы «Оникс», подводные лодки проекта 885М «Ясень-М» со стратегическими крылатыми ракетами П-800. Активные переговоры  ведутся по поставке тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и РСЗО «Торнадо-Г».

По заявлению главы "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаила Погосяна, Китай заказал у России "пакет современных вооружений", в который войдут истребители Су-35, зенитные ракетные системы С-400, а также неназванный тип ракет класса"корабль-корабль".Особо надо отметить, что  истребители Су-35 будет оснащены двигателями проекта 117С(АЛ-41Ф-1С) с изменяемым вектором тяги, производства  "Уфимского моторостроительного производственного объединения", которые "являются более продвинутыми, чем двигатели американского истребителя F-22". Кроме того, на него установят мощную РЛС "Ирбис-Э", которая не уступает радару AN/APG-77 истребителя F-22. По словам Погосяна, в некоторых случаях боевые возможности Су-35 могут свести на нет стелс-характеристики F-22

И хотя Россия и Китай заключили соглашение о покупке Пекином 24 истребителей Су-35 общей стоимостью 1.5 миллиарда долларов еще в далеком 2012 году, однако стороны никак не могли прийти к единому мнению относительно отдельных условий его исполнения. Все предыдущие годы Россия торговалась с Поднебесной, требуя от нее сделать у Рособоронэкспорта большой заказ. Как обычно, китайцы уклончиво отвечали, что, мол, для обеспечения безопасности их большой страны нужно совсем немного. Гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян заявил, что "мы наконец-то согласились продать Китаю небольшую партию самолетов Су-35", которых произведено пока только 22 машины. По уточненному контракту ВВС НОАК получат эти истребители уже в 2015 году.

Как отмечается, указанное вооружение относится к перспективным разработкам последних лет и как полагают некоторых эксперты, может вызвать гонку вооружений в Восточной Азии, а также нарушить баланс сил не только в регионе, но и между КНР и самой Россией. Кремль вынужден пойти на такие условия, потому что Россия попала в долгосрочную экономическую зависимость от Китая. По сути, восточный партнер, пользуется неблагоприятной для Москвы геополитической конъюнктурой, вызванных экономическими санкциями Запада.  Агентство Bloomberg пишет: "Несмотря на большое число «взаимовыгодных» контрактов и личную дружбу лидеров России и КНР, Пекин интересуют только российские энергоресурсы и оружие. Украинский кризис послужил катализатором развития неравноценных отношений, которые напоминают фиктивный брак". Агентство отмечает, что в условиях все большей изоляции Россия рассчитывает на китайские инвестиции, чтобы предотвратить экономический спад.

Перспективный авиационный двигатель проекта 117С (АЛ-41Ф-1С) с изменяемым вектором тяги. Обратите внимание на подвижное сопло.

Понятно, что в таких условиях Москва пока может заинтересовать Пекин только сырьем и передовым оружием, а возможно и... территориальными уступками, как это уже происходило в случае с нефтяными контрактами. В обычной практике развитых стран, которые находятся в авангарде разработок вооружений нового поколения  существует правило - поставляют то вооружение, которое в собственной армии считают уже неперспективным и планируют заменить. Но, подобная тактика вредна для России, считает заведующий аналитическим отделом Института военного и политического анализа Александр Храмчихин : "Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что китайцы возьмут образцы нашей техники и скопируют. По-другому просто не может быть. Особо умиляют некие соглашения о том, что китайцы будут блюсти наши интеллектуальные права. Интересно, каков механизм реализации этих договоренностей".

Китайский истребитель 5-го поколения J-20. www.topwar.ru

Но зачем Китаю понадобилось это сотрудничество? Ведь Китай даже в "гражданском секторе" самостоятельно разработал среднемагистральные ARJ-21 и C919. Дело в том, что для разработки фюзеляжа и плоскостей Китай вполне справляется собственными инженерными кадрами авиационной промышленности. Но, вот со своей силовой установкой, в том числе и для истребителя пятого поколения J-20, контуры которого стали удивительным образом напоминать F-35, возникают проблемы. Китай уже давно копирует иностранное вооружение, причем не всегда успешно. Одна из таких безуспешных попыток превратилась в настолько серьезное затруднение, что споры правительственных чиновников приняли публичный характер.

Производство авиационных двигателей WS-10 в Китае.

Основная проблема - в том, что контролируемая государством авиационная компания AVIC (Aviation Industry Corporation of China) так и не сумела освоить передовые методы производства и контроля качества. Государственные фирмы Китая оказались не способны действовать столь же эффективно, как их частные конкуренты на Западе и не сумели добиться стандартов промышленного производства России, которые на порядок ниже западных (хотя и советским государственным предприятиям этого тоже не удавалось, но им существенную помощь оказывало  ГРУ, в частности в технологии изготовления лопаток компрессора). И хотя отдельные официальные лица Китая призывают приватизировать производство двигателей, однако большинство выступают против такого предложения, по политическим соображениям и опасения потери контроля над ключевыми военными предприятиями. Не является большим секретом,что несмотря на многолетние усилия и уйму затраченных денег, только 20 процентов военной авиации КНР в настоящее время используют двигатели китайского производства, остальные 80 процентов имеют иностранные двигатели.

К слову сказать, не так давно, в году эдак 2009-м, с израильской военной авиабазы Рамат-Давид украли 8 двигателей для F-15 и F-16. Двигатели позднее нашлись на ближайшей металлобазе, но осадок от неудавшейся операции остался. Посему очередная попытка увести движки для истребителей F-16 уже в 2012 году увенчалась успехом, сообщало агенство Синьхуа. Кто был заказчиком не сообщается.

Начиная еще с 90-х годов, Китай импортировал два типа российских двигателей: АЛ-31ФН стоимостью $3,5 млн. (для  Су-30 и его клона J11, а также для "китайца" J10), и РД-93 (версия РД-33 с МиГ-29) для JF-17 (тип F-16, разработанный совместно с Пакистаном). Тогда же Китай скопировал и  стал выпускать российский двигатель АЛ-31ФН для своих истребителей под маркой WS-10A, да и другие запчасти и стал снабжать ими всю Юго-Восточную Азию  и Африку.Эта китайская копия под названием WS-10A является частью программы, в рамках которой также проектируется двигатель WS-13 на замену РД-93.

Но, вот что интересно буквально совсем недавно у них появился двигатель WS-15 по слухам гибрид из российского АЛ-31ФН и американского двигателя для F-16, который они также планируют устанавливать на свой истребитель 5-го поколения J-20. Китайские источники утверждают, что он далек от параметров АЛ-41ПФ, базой для которого служит двигатель АЛ-31ПФ с изменяемым вектором тяги, к тому же не надежен. А вот его то они и хотели бы заполучить для копирования или его младшего брата, тем более что 8 из 18 Су-30 МКМ стоят на авиабазе в Малайзии без движения. И хотя поставляемый для устаревших истребителей Су-30 МКК, российский двигатель АЛ 31ФН слишком слаб для нового истребителя J-20, а его желанная версия АЛ-31ПФ поставленных только в Малайзию с Су-30 МКМ и в Индию с Су-30 МКИ, была не доступна, но послужить базой для собственного двигателя с УВТ он вполне мог бы.Стоимость двигателя  АЛ-31ПФ не так уж и велика -$5.0 млн., но в Китай он официально не поставлялся.

Проблемы создания новой силовой установки могло бы помочь решить сотрудничество с General Electric(на"Боинге-777-787 устанавливаются двигатели General Electric GE 90) и для ее решения попытались привлечь западные технологии.

Air Force F-35 Lightning II  July 14, 2011, (photo by Samuel King Jr.)

Но, управление безопасности технологий Пентагона в 2011 году выступило против создания совместного предприятия General Electric и корпорацией авиационной промышленности Китая AVIC в связи с опасениями, что технология создания истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II будут направлены на внутренние программы военной авиации AVIC .Представители министерства обороны обвинили в кибершпионаже китайскую воинскую часть, так называемое Бюро технической разведки в провинции Чэнду. Затем данные были переданы корпорации AVIC.Кроме того, предполагается, что китайцы, вероятно, получили секреты F-35 Lockheed Martin, от ее субподрядчиков и союзников США, участвующих в программе развития. Союзники, которые принимали участие в программе F-35 включают в себя Великобританию, Израиль, Италию, Австралию, Канаду, Норвегию, Данию, Нидерланды и Турцию.

Скандал с кибершпионажем стал разгораться после публикации 13 марта 2014 года статьи в Вашингтон таймс, сразу после таинственного исчезновения малазийского Боинга-777 8 марта 2014 года, хотя Викиликс начал публикацию о программе "Византийский Аид" еще в сентябре 2013 года. В том же  сентябре 2013 года со взлетной полосы аэродрома испытательного центра в Чэнду в воздух поднялся нескладного вида тяжелый самолет с двумя разваленными килями и зализанными очертаниями, выдающими архитектуру «Стелс».Скверного качества фотографии нового истребителя, сделанных китайских блогерами на мобильные телефоны, подтвердились. Уже позднее 11 января официальные  источники Поднебесной подтвердили факт первого полета J-20, прозванного в западной прессе «Черным орлом», – прототипа китайского истребителя 5-го поколения. Вот так Китай вступил в игру «больших мальчишек», вслед за Россией и Соединенными Штатами пытаясь  создать авиацию XXI века.

Сначала западные СМИ предположили, что на нем стоит российский АЛ-41Ф-1С, он же «изделие 117С» – штатный двигатель истребителя Су-35С. Однако после  детального анализа фотографий хвостовой части оно не подтвердилось: форма сопел явно не соответствовала проекту "117", да и никто их в Китай и не поставлял. Позднее стало понятно, что речь идет о WS-10G – последняя модификация серии G отличается от своих предшественников увеличенной до 14,5 тонны тягой и новым блоком FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем) собственного производства.

В рамках авиакосмического салона Airshow China-2014 китайской авиационной промышленной корпорацией AVIC  был продемонстрирован еще один малозаметный истребитель пятого поколения Цзянь-31 (Shenyang J-31 или J-21) или "Кречет", как называют его в Китае, созданный компанией "Шэньян эйркрафт" (Shenyang Aircraft Corporation).На иностранных гостей авиакосмического салона Airshow China-2014, в которых он видит потенциальных покупателей новой боевой машины, Китай явно собирался произвести впечатление. Фотографии боевой машины, которая все еще находится в стадии разработки, уже были размещены на китайских сайтах и в блогах любителей авиатехники в интернете еще в 2010 году, а осенью  2012 года состоялся его первый полет, однако "живьем" самолет показали широкой публике впервые.

Представленный J-31, судя по снимкам, гораздо меньше по габаритам, чем J-20, и мощность его силовой установки составляет две трети мощности последнего. По компоновке J-31 в целом напоминает американский истребитель F-22, а по габаритам более близок к F-35A.Как сообщает издание airwar.ru, со ссылкой на слова  представителей AVIC, самолет, который летал в октябре, был оснащен двумя двигателями РД-93 разработки ОАО "Климов", впрочем не достаточно мощные. Установленный на истребителе JF-17 (или FC-1) разработки "Чэнду эйркрафт" (Chengdu Aircraft) один турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) РД-93 развивает тягу 8618 килограммов.Понятно, что вне зависимости от тяги РД-93 компании "Шэньян" необходим двигатель китайского производства, если она хочет обезопасить себя от потенциальной возможности наложения Россией запрета на продажи J-31 третьим странам. Альтернативой мог бы стать китайский двигатель WS-13 "Тайхан" (Taishan), созданный на заводе в Гуйчжоу. Во всяком случае размер гондол представленного экспоната предполагает установку двигателя увеличенных габаритов.На опытном образце форма примерно соответствует таковой у сопел силовой установки РД-93, но без конусообразного фланца, который подгоняет сопла под хвостовую часть фюзеляжа. В Китае проводятся исследования в области поворотного сопла для двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ), но до настоящего времени наработки не демонстрировались в полете.

Но почему китайская авиапромышленность продемонстрировала на "Эйршоу Чайна-2012" только "свежеиспеченный" J-31 и не представила J-20, информация о котором в Интернете появилась раньше? Как считают некоторые эксперты, истребитель J-20 не выставлялся на салоне в Чжухае только потому, что он не для продажи в другие страны и поэтому Китай не намерен раскрывать слишком много информации о нем.И наоборот, поскольку J-31 выставлялся на "Эйршоу Чайна-2012" в Чжухае и позиционируется как экспортный продукт, китайские ВВС, очевидно, не проявляют к нему особого интереса.

По сути пока это самолет это такой же пустышка как и J-20. Вообщем, пока им до самолета 5-го поколения, как ...до Тайваня босиком. Строго говоря J-31 идет на смену J-15 (копии Су-33, поставленного Украиной) фото о котором шла речь выше. Но интересно здесь  не только это. Гораздо интереснее, что начиная с 2011 года они начали .... садиться на палубу Ляонина (бывшего Варяга). До этого они с него только взлетали. Как-то все-таки они умудрились создать паровую катапульту. Либо это каким-то образом также связано с запуском проекта нефтепровода ВСТО в 2010 году. Но куда же тогда J-31 садился? Ведь как известно авианесущий крейсер  Ляонин до конца 2014 года будет находиться в доке. Скорее всего на специально изготовленные площадки, имитирующие палубу корабля.

В случае заключения обновленного контракта от 2012 года между Россией и Китаем, который как ожидала китайская сторона должен был быть подписан еще в мае текущего года на встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина, должна была осуществляться поставка истребителей Су-35 оснащенных новейшими двигателями 117С. Сейчас эти двигатели применяются еще только на российском перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА), известном как истребитель 5-го поколения.

"В настоящее время китайское военное авиастроение нуждается в новых технологиях, поскольку полученный от России технологический задел, реализованный в последней партии приобретенных истребителей Су-30МКК, китайскими авиастроителями выбран полностью", - отмечали российские эксперты.

Как уже было сказано выше одной из причин затягивания с контрактом были опасения с копированием изделия, оформления неких документов регламентирующих "интеллектуальные права" и соответственно количество самолетов поставляемых по контракту. Но, есть еще ряд причин по которой стороны пришли к соглашению. Одна из них ситуация на юго-востоке Украины.

Как сообщали китайские СМИ, со ссылкой на  статью в “Washington Times” от 4 декабря 2014 года, денежные споры Китая и Киева могут угрожать поставке закупленного вооружения.За более чем 20 лет Украина стала одним из значимых экспортёров вооружения, которое создаётся на основе российских или советских разработок, но по более низкой цене, чем у России. Китай получал некоторые носители и детали для вооружения, включая авианосцы, ледоколы, истребители Чэнду J-10, тяжёлые бомбардировщики, турбинные двигатели транспортировщиков и прочее, что является российской разработкой, но приобретено у Украины.Очевидно, что после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, Китай может утратить возможность закупать через украинский “чёрный ход” вооружение российской разработки.

То есть, идет речь о том, что "Чэнду эйркрафт" (Chengdu Aircraft) получал ключевые запасные части для своих двигателей, в частности лопатки компрессора турбины для своих двигателей у корпорации "Мотор Сич", а точнее продукцию Снежнянского машиностроительного завода. На территории бывшего СССР  существовало всего два завода, производящих лопатки для вертолетов - в Запорожье и Снежном, а позднее и для авиационных турбореактивных двигателей, в том числе и боевой авиации. Заготовки для лопаток, по информации источника, Снежнянский машиностроительный завод получал с головного предприятия - Запорожского завода "Мотор Cич". Раньше их доставляли по железной дороге, теперь же доставляют грузовиками-длинномерами.На заводе заготовки высококлассными специалистами они доводились до нужного уровня, с помощью уникальных штампов проверяя правильность готового изделия.

Именно авиационное двигателестроение является самой чувствительной сферой в отношениях между Киевом и Москвой. ОАО "Мотор Сич" из Запорожья поставляет двигатели для 95% российских боевых и многоцелевых вертолетов. Напомню, что президент Украины Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны 16 июня запретил сотрудничество с Российской Федерацией в сфере ВПК.Ранее Александр Турчинов, будучи и.о. президента, подписал указ о прекращении сотрудничества с РФ в военной сфере касательно производства и поставок в Российскую Федерации оружия и вооружений, и было разрешено сотрудничать только в производстве продукции двойного назначения, например, двигателей для вертолетов, которые могут использоваться и в военных, и в гражданских целях.

Снежнянский машиностроительный завод, входящий в украинскую корпорацию "Мотор Сич" является партнером «Уфимского моторостроительного производственного объединения», который в свою очередь, является головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «ОДК»). Дивизион создан в целях объединения научного и производственного потенциала российских предприятий, производящих двигатели для боевых самолетов.Объединение является головным разработчиком и производителем двигателей АЛ-41Ф-1С (117С) для истребителей поколения 4++ Су-35/Су-35С, а также перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).

"От технологии производства этих деталей зависит вся военная авиация. И Украины, и России. Например, Китай не мог запустить свое производство клонов российских военных самолетов Су-27 (30, 33) пока не раздобыл в Украине именно эту безделушку", - заявил украинский активист Игорь Савчук"Это производство стратегически важно для России. Настолько важное, что для его вывоза с территории Украины в Россию стоит послать несколько сотен военнослужащих с бронетехникой в Снежное", утверждает он на своей странице в Facebook.

Как информирует медиа-центр Министерства обороны (Львов), 23 августа, в районе Тореза были обнаружены грузовики белого цвета, что подтверждено данными космической разведки. Эти транспортные средства под видом “гуманитарной миссии” вывозят из одного из филиалов завода «Мотор Сич», который изготовляет комплектующие к двигателям вертолетов, оборудование, которое производится только в Украине. С завода вывезены уникальные штампы-лекала, определяющие точность производства лопаток для авиатурбин, имеющих сложный геометрический профиль. И готовые лопатки, производимые на заводе в три смены, вывозят в Санкт-Петербург.Как известно, сейчас там строится завод по производству лопаток для турбин.

Спикер Информационного центра СНБО Андрей Лысенко заявил, что в грузовики, которые зашли под видом гуманитарной помощи из России, "загружают оборудование донецкого завода ”Топаз”, где производятся РЛС ”Кольчуга”, и луганского завода, где производятся заряды к стрелковому оружию”, - сказал Лысенко.

Другой причиной с затягиванием исполнения контракта на поставку в Китай истребителей Су-35, является заключенное еще в мае соглашение по строительству газопровода "Сила Сибири" из России в КНР. Соглашение предусматривало авансирование китайской стороной этого масштабного проекта. Но, судя по тому, что они тянут с финансированием проекта "Сила Сибири", то самолеты Су-35 еще в не поставлены, а это значит, что двигателей у китайцев пока не будет...

Впрочем, это тема для отдельного разговора.