По видимому, давно не приходилось испытывать такого российским властям, - переговоры выдались трудными. На фоне успешных военно-политических комбинаций по Сирии и Ирану, захватывающего в духе бондианы триллера и последовавших затем разоблачений Сноудена, стремительного вторжения "зеленых человечков" в Крым, казалось бы согласованные условия газового контракта натолкнулись на упрямство председателя КНР Си Цзиньпина, отказавшимся подписать документ в первый же день встречи. Вряд ли мы когда либо узнаем, на какие уступки пошел Путин и о чём договаривались в кабинетной тиши оба лидера, но факт остаётся фактом – контракт был подписан по цене, немного ниже предполагаемой экспертами, в районе $380 за одну тысячу кубометров. Иного и не приходилось ожидать при столь резком развороте с Запада на Восток.
Это только Австралии Китай "за красивые глазки" платит $800-900 за тысячу кубометров СПГ. России, на фоне поставок дешевого газа из Туркмении и Казахстана пришлось довольствоваться гораздо меньшим. И хотя рамочное соглашение о поставках между «Газпромом» и китайской CNPС было подписано еще в далеком 2009 году, тем не менее одним из способов найти ценовой компромисс стало обнуление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газовых месторождений, с которых топливо станет поступать в Китай. И главным итогом переговоров для Китая стала возможность проникновения в активы контрагента во всех экономических связях. Западный кредитный поток после украинских событий резко иссяк. Кремлю нужны деньги – по корпоративным долгам надо платить, только до конца этого года российским корпорациям и банкам предстоит вернуть более $100 млрд. В китайской резиденции Чжуннаньхай это прекрасно осознают.
Фото пресс-службы Президента России
После совместного заявления по Украине в духе "серьезной озабоченности", Владимир Путин и Си Цзиньпин, в пику Стране восходящего солнца (мало было Европы и США), открыли военно-морские учения «Морское взаимодействие – 2014» в Желтом море, недалеко от островов Сенкаку (Дяоюйдао), предметом ожесточенных споров Китая и Японии. Разве, что Южной Корее не наступили на какую-нибудь больную мозоль в отместку за отказ от обещанных тендерных поставок российских истребителей пятого поколения.
Надо отдать должное, уроки проигранной информационной войны 2008-го года учтены в полной мере. Главные по значимости события, удачные и не очень, старательно закамуфлированы второстепенными новостными сообщениями. Так стало известно, что по итогам визита было подписано порядка 40 соглашений. О начале производства на китайских заводах тяжелого вертолёта Ми-26. О создании двухсторонней комиссии по инвестиционному сотрудничеству на уровне вице-премьеров. Отмечалось, что в российско-китайские отношениях основной упор будет сделан на освоение месторождений в России и развитие транспортной инфраструктуры. А также на строительство новых объектов энергогенерации – естественно, для наращивания экспорта электроэнергии в Китай.
Китайские компании будут привлечены и к строительству метро в Москве ($60 млрд рублей, меморандум о намерениях между China International Fund Ltd, China Railway Construction Corporation Ltd и ОАО «Мосинжпроект» уже подписан). Половину завода по производству СПГ во Владивостоке также планируется отдать китайцам. Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и китайский девелопер Vcanland планируют создать фонд в размере $800 млн для инвестиций туристическую отрасль. Кроме того, РКИФ и China Investment Corporation инвестируют около $400 млн в строительство первого моста через реку Амур.Китайские инвесторы проявляют интерес к приобретению 20% пакета акций «Роснефти». Россия, как и многие ближайшие соседи постепенно подсаживается на иглу китайских кредитов, - $25 млрд, взятых на покупку ЮКОСа в далеком 2003 году, стал первым шагом в финансовую кабалу...
Согласно официальным данным, Китай является основным торговым партнером России. В планах Кремля – достижение с нынешних $88,8 млрд в 2013 г. отметки в $200 млрд к 2020 году. И можно уже с уверенностью сказать, что элита российского бизнеса Алексей Миллер, Игорь Сечин, Геннадий Тимченко, Михаил Погосян и Олег Дерипаска съездили в Пекин не зря. И хотя, уже этой весной в России на волне посткрымских событий негласные ограничения на китайские инвестиции в стратегические объекты были сняты, то что планируемое привлечение инвестиций в транспортный коридор в Крым и далее в Южную Европу не состоялось, особо не афишируется. Отдельно надо упомянуть о непереподписанном пока ключевом соглашении по строительству глубоководного морского порта в Сакском заливе Крыма и модернизации Севастопольского рыбного порта (база ВМФ?), которое было заключено еще Виктором Януковичем и китайским бизнесменом Ван Цзинем 5 декабря 2013 года.
Вскользь упоминается и о совместной разработке Россией и Китаем - в пику европейскому Airbus и американскому Boeing - широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта. Между тем, эта тщательно и давно готовившаяся договоренность и является тем главным событием, которое старательно постарались закамуфлировать.Рынок магистральных самолетов в Китае, по оценкам экспертов, в период до 2032 года может составить 8000 штук общей стоимостью от $600 до $800 млрд.
Большой коммерческий авиалайнер С919
Источник: www.militaryparitet.com
Еще в июне 2012 года представители Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Китайской корпорации коммерческих самолетов (КОМАК) заявили о достижении предварительных договоренностей по созданию нового широкофюзеляжного самолета на базе Ил-96. "Этот проект может поколебать нынешнее доминирование американской корпорации "Боинг" (Boeing) и европейского концерна "Эрбас" (Airbus) на мировом рынке широкофюзеляжных пассажирских авиалайнеров", - отмечал заместитель директора Института проблем России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии общественных наук КНР Лу Наньцюань
ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и китайская корпорация COMAC рассчитывают занять до 10 проц рынка широкофюзеляжных самолетов до 2032 г. Об этом сообщил журналистам президент ОАК Михаил Погосян на брифинге по итогам подписания между компаниями меморандума о создании пассажирского дальнемагистрального самолета.
Он отметил, что перед СП поставлена задача обеспечить конкурентные преимущества нового самолета. "Мы не ставим перед собой задачу конкурировать с существующими самолетами "Боинг-747" (Boeing-747) и А-350. Мы хотим в первую очередь ориентироваться на рынок Юго-восточной Азии, России, стран СНГ", - указал Погосян.
Между тем, как оказалось ОАК предложила китайским партнерам взять за основу будущего лайнера российский двигатель ПД-14, создаваемый по программе самолета МС-21. Именно на его базе ОАК планирует создать новую концепцию широкофюзеляжного варианта модификации магистрального самолета XXI века. Однако КНР в дальнейшем, намерена в основном самостоятельно реализовать свои наработки в области авиационного двигателестроения при создании пассажирского дальнемагистрального самолета, но и в этом случае российские разработчики будут привлечены к созданию вентиляторного контура для нового двигателя. А вот судя по характеристикам будущего перспективного двигателя, вовсе не узкофюзеляжному "Боинг-747" конкуренцию он составит, а широкофюзеляжным дальнемагистральным "Боинг-777 и - 787".
Китайский истребитель 5-го поколения J-20. www.topwar.ru
Но зачем Китаю понадобилось это сотрудничество? Ведь Китай самостоятельно разработал среднемагистральные ARJ-21 и C919. Дело в том, что для разработки фюзеляжа и плоскостей Китай вполне справляется собственными инженерными кадрами авиационной промышленности. Но, вот со своей силовой установкой, в том числе и для истребителя пятого поколения J-20, контуры которого стали удивительным образом напоминать F-35, возникают проблемы. Собственный двигатель WS еще не надежен. Поставляемый для устаревших истребителей Су-30 МКК, российский двигатель АЛ 31Ф слабоват, а его версия АЛ-41Ф1,на базе АЛ-31ПФ поставленных только в Малайзию с Су-30 МКМ, пока не доступна. В случае подписания контракта между Россией и Китаем, который как ожидала китайская сторона должен был быть подписан на этой встрече, на поставку истребителей Су-35 эти самолеты будут оснащаться новейшими двигателями 117С (на базе АЛ-31ПФ). Сейчас эти двигатели применяются только на российском перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА), известном как истребитель 5-го поколения.
"В настоящее время китайское военное авиастроение нуждается в новых технологиях, поскольку полученный от России технологический задел, реализованный в последней партии приобретенных истребителей Су-30МКК, китайскими авиастроителями выбран полностью", - отмечали российские эксперты.
Проблемы создания новой силовой установки могло бы помочь решить сотрудничество с General Electric(на"Боинге-777-787 устанавливаются двигатели General Electric GE 90) и для ее решения попытались привлечь западные технологии.
Air Force F-35 Lightning II July 14, 2011, (photo by Samuel King Jr.)
Но, управление безопасности технологий Пентагона в 2011 году выступило против создания совместного предприятия General Electric и корпорацией авиационной промышленности Китая AVIC в связи с опасениями, что технология создания истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II будут направлены на внутренние программы военной авиации AVIC .
Представители министерства обороны обвинили в кибершпионаже китайскую воинскую часть называемую Бюро технической разведки в провинции Чэнду. Затем данные были переданы корпорации AVIC.Кроме того, предполагается, что китайцы, вероятно, получили секреты F-35 Lockheed Martin, от ее субподрядчиков и союзников США, участвующих в программе развития. Союзники, которые принимали участие в программе F-35 включают в себя Великобританию, Израиль, Италию, Австралию, Канаду, Норвегию, Данию, Нидерланды и Турцию.
Скандал с кибершпионажем стал разгораться после публикации 13 марта 2014 года статьи в Вашингтон таймс, сразу после таинственного исчезновения малазийского Боинга-777 8 марта 2014 года, хотя Викиликс начал публикацию о программе "Византийский Аид" еще в сентябре 2013 года.
Возвращаясь к теме визита Путина в Китай, пожалуй нельзя не задаться вопросом, чем же может обернуться это дистанцирование от Европы, толчком которому послужили события в Крыму и ползучая экономическая экспансия Китая? Вполне будничный ответ: население приграничных городов на китайском берегу Амура стало сопоставимо со всем населением России. Следует заметить, китайцы всегда помнят историю империи Цинь, которой принадлежали обширные территории, отошедшие другим государствам, в том числе и по Айгунскому договору 1858 года. Вспоминают же договор по "крымской калифорнии", впрочем эта тема другого разговора...
P/S. Примером того, что сами китайцы превосходно понимают язык панда-дипломатии служит довольно поучительная история. В 2005 году КНР в качестве дипломатического жеста доброй воли предложила Тайваню двух панд, с довольно странными именами Туань Туань и Юань Юань.Но, сообразительные островитяне быстро скумекали что к чему, - правящая «Демократическая прогрессивная партия» (сторонник независимости Тайваня) справедливо усмотрела в пандах коммунистических агентов китайского империализма, и безобразие было пресечено на корню. Собранная вместе эта "Таврическая губерния" дает слово «воссоединение» – намек хозяина вассалу был понятен. Потребовался почти год для проведения выборов и смены политической власти, чтобы склонить Гоминьдан к нынешнему курсу материкового Китая и получения разрешения дипломатическим persona non-grata въезда в страну.