После постройки Верненского укрепления и установления русской власти в Семиречье кокандцы не оставляли мысли вернуть утраченные позиции в Заилийском крае. 8 октября 1860 года пленные сарты показали, что главнокомандующий кокандской армией численностью до 15 тысяч человек движется со стороны Ташкента в сторону Верного. Известия о том, что два отряда хана Канаата из Ташкента и хана Алимбека из Коканда общей численностью до 20 тысяч человек при двух орудиях накапливают свои силы на реке Чу, подтверждались и из других источников. Об этом знало коренное население, а казахские бии, видя несметные полчища кокандцев, были уверены в поражении русских. Забыв о присяге, данной российскому императору, большая часть из них переметнулась на сторону кокандцев, и, собрав ополчения, примкнуло к армии Канаат-Ша. Лишь некоторые султаны заняли выжидательную позицию, ожидая, чья возьмет.
Учитывая малочисленность Верненского гарнизона, положение действительно было тревожным, и Колпаковский отчетливо это осознавал. Однако начальство в Омске и тем более в Петербурге было уверено, что после победного вояжа их комиссара А.Циммермана (см.) кокандцы никак не могут возобновить свои притязания на Заилийский край. Циммерман уже уехал в Омск, а приданные ему силы возвращались в Капал. Губернатор Гасфорт прямо написал Колпаковскому, что в предверии зимы кокандцы никак не могут предпринять боевых действий, опасаться нечего и не стоит понапрасну изнурять войска передвижениями и подготовкой к боевым действиям.
Войска к 10 октября распределились следующим образом: в Кастеке 2 роты и одна сотня казаков под общим командованием майора Экеблада. В Узун-Агаче казачья сотня есаула Усова в подчинении Экебладу и с задачей производить разведку продвижения противника. В Каскедене одна сотня есаула Бутакова с приданными ему 2 ракетными станками. В Илийском укреплении взвод пехоты. В самом Верном у Колпаковского было шесть с половиной рот пехоты, три сотни казаков и 9 пушек.
Ракетный взвод Семиреченского казачьего войска (около 1891г.)
Генерал Д.А.Шайтанов
Таким образом непосредственно перед боем 18 октября силы русских распределялись следующим образом: в Кастеке 4 роты, 4 сотни, 7 орудий, у Саурукова кургана рота с ракетным станком, в Узун-Агаче рота и сотня с двумя легкими орудиями, в Каскелене самооборона из половины сотни списанных казаков, в Верном 2 роты и самооборона из половины сотни казаков, в Илийском укреплении и Зилийском селении рота и сотня с двумя орудиями. Всего численность русских войск, разбросанных на протяжении более сотни верст, насчитывала 2009 человек.
Наконец определилось движение основных русских сил на Кастек, куда войска отправлялись скрытно по ночам, для чего были собраны по станицам 223 одноконных подводы. Особое значение придавалось охране Илийского пикета, так как он служил для связи с Россией. Корпусному командиру Гасфорту Колпаковский направил сообщение, где в частности говорилось: «С крайним сожалением я должен доложить вашему превосходительству, что дулатовские киргизы ведут себя более чем двусмысленно, а часть чапраштинцев, с бием Суранчи открыто предалась на сторону неприятеля. Бии, которых я вызывал, не приехали под предлогом, что они опасаются в настоящее тревожное время оставить свои аулы. Только султан Аблес Аблиев, прапорщик Коджегул Байсеркин, Куат и с десяток простых киргизов находятся при мне». Более того, сам Колпаковский, отправившийся к месту боевых действий в сопровождении небольшого конвоя, в 10 верстах от Каскелена чуть не попал в засаду, устроенную одним из биев. Лишь сумерки и нерешительность нападавших помогли казакам отбиться.
Интересно, что оба: Колпаковский и Канаат-Ша, оба уверенные в своей победе, жаждали встречи главными силами в открытом бою.
- Выйдут ли русские на бой? - спросил кокандский главнокомандующий пленного русского Евграфа.
- Непременно выйдут! - ответил тот, и за нужный ответ Канаат-Ша подарил пленному халат. Свои две медные пушки Канаат-Ша оставил в обозе, решив, что они будут только мешать ему Опытному в войнах с соседями, человеку уже пожилому, ему еще не приходилось иметь дела с русскими, и он не знал, в чем их сила и преимущества. Армией в обычном понимании войско Канаат-Ша можно было назвать только с натяжкой. В основном она состояла из конницы и кое-как обученных сарбазов - пехотинцев. К ним примкнул разный сброд из полубродяг, жаждущих обогатиться на поле боя. Общее число «войска» никто не знал, называя цифру от 16 тысяч до 40.
Пешие сарбазы в летней форме (начало xx века)
Объединенные силы Колпаковского сосредоточились в Кастеке, в то время как полчища Алимбека наседали на отряд Соболева в Узун-Агаче. Два дня отряд Соболева, в котором было около 350 человек и два легких орудия, отражал атаки десяти тысяч кокандцев. Редут здесь был выстроен неудачно. Господствовавшая над ним высота давала большие преимущества владевшим ею, чем не преминул воспользоваться неприятель. Фельдфебель Штинев с горсточкой содат бросился в атаку на высоту. На помощь атакуемым кинулась подмога; в коротком рукопашном бою солдаты, поддерживаемые артиллерией Дудинского, отгонявшего наседавших кокандцев, овладели высотой. Многие были ранены пиками.
Лишь в полдень 20 октября до Колпаковского дошли донесения о происходящем вблизи Узун-Агача; ранним утром 21 октября он отправился туда. Шли налегке, торопясь на выручку Соболева, боеприпасов был взят лишь один комплект. «Зная, что в войне с азиатцами не столь необходима численность войск, сколько смелость и неожиданность, ...я решился выступить со следующим числом войск: 3 роты пехоты, 4 сотни казаков, 2 батарейных, 4 конно-легких орудия и 2 ракетных станка, всего 799 человек», писал он впоследствии в донесении Гасфорту.
Тут ходом боя со стороны кокандцев руководил сам Канаат-Ша. 9 часов длилось сражение, в течение которого предводитель кокандцев раз за разом бросал конницу на штурм русских позиций, и каждый раз она была встречена огнем русских орудий, стрелявших картечью и наносивших огромный урон среди атакующих. Как пишет Пичугин, выстрелы с близкого расстояния были ужасающими и буквально вырывали в рядах наступавших целые улицы. Они откатывались назад, оставляя массу убитых.
Особенно решительно, смело и решительно действовала сотня закаленного в боях есаула Бутакова, вступая в бой на самых ответственных участках и выручая попавших в окружение. Как всегда умело руководил Шайтанов, давно признанный опытным военачальником. После нескольких бесплодных попыток штурма кокандцы повернули вспять, и, оставив на поле боя до 400 убитых и 600 раненых, отступили в ближайший лог. Потери русских составили 2 убитых и около 30 раненых.
Отряд Колпаковского версты две преследовал противника, но затем сам повернул назад, в сторону Кастека. Этот маневр объяснялся двумя причинами: Колпаковский все еще тревожился за оставленный в Кастеке гарнизон Экеблада, кроме того надо было пополнить запас боеприпасов, который был полностью израсходован. Продолжи Канаат-Ша атаки, и русским пришлось бы худо. Но об этом кокандский военачальник не догадывался, решая в это время вопрос: продолжать ли военные действия или отступить. Верх взяло последнее. Канаат-Ша логично рассудил, что русских с их упорством и смертоносной артиллерией сломить не удастся и приведет лишь к потере всей армии. Не делая более попыток продолжать дело, он повернул вспять, без остановок уйдя за реку Чу Войско его растекалось по домам.
Все это время в Верном царила тревожная обстановка. Охрана укрепления была возложена на больных и старых казаков. Нападения орд какандцев можно было ожидать с минуты на минуту. Беспокойство, похожее на панику, подогревали слухи о заговоре среди жителей Татарской слободы, тем более, что была подожжена степь вокруг станиц. Поговаривали, что жены русских офицеров уже разделены между кокандскими военачальниками. Поэтому понятно, с какой радостью была встречена весть о победе.
Так удачно для русских и так бесславно для кокандцев закончились те события беспокойного 1860 года. Конечно, проиграй русские сражение, на этом они бы не успокоились, и, прислав новый, более сильный отряд, все равно добились бы своего. Но это дорого бы им стоило. В 50-летний юбилей сражения В.Е.Недзвецкий (см) написал свое видение происходящих тогда событий (в основном повторив рассказ Пичугина). Интересны его воспоминания о рассказе Колпаковского, бывшего в то время Степным генерал-губернатором в Омске, и приезжавшего на открытие первого памятника воинам, павшим в сражении. «Покойный по просьбе собравшихся на торжество рассказывал хорошо сохранившиеся в его памяти подробности боя и сам критиковал почти все сделанные им тогда распоряжения. Он подчеркнул полную свою неосведомленность о движении неприятеля, недостаточность производившихся разведок, крайнюю рискованность предпринятого налегке и без достаточного запасов патронов движение от Кастека к Узун-Агачу и еще долее рискованного с голодным отрядом движения на следующее утро в долину Каракастека. ...Врассказе покойного не слышалось ни малейшего желания выставить себя героем или приписать себе честь победы, напротив, он старался выдвинуть на первый план заслуги Соболева, предусмотрительность Обуха, геройство и храбрость всех остальных своих сподвижников, из числа слушателей коих в толпе были Курковский, георгиевские кавалеры Штинов, Аликин и другие».
От себя же скажем, что главная ошибка Колпаковского заключалась в том, что он не обеспечил надлежащую разведку и по существу действовал вслепую. Заслуга же его в том, что он взял всю ответственность на себя, вопреки мнению начальства (Гасфорд) увидел действительную угрозу и, выступив навстречу врагу, предотвратил разгром и захват еще слабых русских укрепленных пунктов. Исход же дела решила выучка и поразительная стойкость и мужество солдат и казаков, устоявших перед полчищами кокандцев. Можно сказать так: объединенные силы кокандцев, обладающие 20-ти кратным превосходством в живой силе, не смогли преодолеть сопротивление русских и отступились от намерений вернуть свои позиции в Заилийском крае.
Монумент Узун-Агачской битве.
Современный военный историк, полковник Генштаба А.Д.Шиманский так оценил значение Узун-Агачского боя. «По общему заключению, во всех наших войнах в Средней Азии до 1865 года ни разу интересы России не подвергались такому страшному риску, как перед боем при Узун-Агаче, когда вся будущность наших успехов и сохранение достигнутых результатов были поставлены на карту. Если бы Колпаковский не принял решительных мер и не взял бы почин наступления в свои руки, трудно было бы сказать, чем кончилось бы нападение 20-ти тысячных масс кокандцев, особенно если принять во внимание, что малейший успех их мог привлечь на их сторону всех киргизов Заилийского края. Россия очутилась бы перед необходимостью, потеряв все приобретения, начинать все заново». История русской армии. Москва. Эксмо. 2006.
Узун-Агачская победа окончательно покончила с притязаниями кокандцев на Семиречье, в крае установилась русская власть, порядок и мир. Началось приобщение кочевого народа к цивилизации. «Славное дело!» - написал на донесении о событиях император Александр II, поручив наградить отличившихся, а всех солдат без исключения одарить серебряным рублем.
Монумент Узун-Аначской битве
Г. Колпаковскому было присвоено звание полковника, кроме того, он был награжден орденом Святого Георгия 4 степени. Штабс-капитан Обух был награжден золотой саблей, Аблесу Алиеву дана на шею золотая медаль, Каджегулу Байсеркину вручен орден Свто-го Владимира 4-ой степени. Награждения и повышения получили все геройски проявившие себя в бою. Сам Колпаковский лишь пожурил султанов за измену. Их даже не лишили данных ранее званий русской армии и наград.
Зашел тут ко мне товарищ и провел короткую, но интересную экскурсию по виртуальным Алматам в программе Google Earth.
В 1782 году небольшое японское судно было заброшено штормом на незнакомый остров Амчитка, принадлежавший Российской империи. Корабль их разбился о прибрежные скалы и вернуться назад они могли только с посторонней помощью. Однако, было это не так просто, как хотелось. Доказательством тому и является этот рисунок Дайкокуя Кодаю - купца, находившегося на злополучном корабле. Догадываетесь, кто на нем?
Бывают женщины, которые неприлично себя ведут и забеременевают, а также женщины, охотно помогающие таким людям, как солдаты, — они потихоньку зазывают их в тайные публичные дома. Люди на таких не женятся. Поэтому годы проходят, а они всю жизнь [ходят] с распущенными волосами и выглядят как дзэифука. К женщинам с таким обликом люди относятся с пренебрежением, и это очень стыдно…"
Господин Немо вполне оправдывает свое латинское имя. Он нас не стесняет, словно бы и вправду не существует!
Ж.Верн. Двадцать тысяч лье под водой.
Помнится, после последней переписи в Российской Федерации вышел целый ряд статей посвященный вопросу национального самоопределения. Были там и сибиряки, и казаки, и даже скифы, эльфы, хоббиты… Впрочем, еще раньше, в 2001 подобное произошло в Великобритании, где 390 000 (0,7%) жителей назвали себя сторонниками веры джедаизма, получилось, что джедаистов в этой стране больше, чем иудеев или буддистов. Все это могло бы сойти за дурачество, или шутку, однако, приходится признавать, что ответ на вопрос «кто я?» в культуре постмодерна перестает быть для субъекта однозначным. Если в традиционных обществах пол, национальность, религия, социальный статус, профессия были предопределены человеку с рождения, не меняясь в течение жизни, то сегодня субъект может себе их выбирать, а потому не ассоциирует свое «я» ни с чем из перечисленного. В сухом остатке субъект имеет себя как безымянную, пустую точку восприятия мира, оценка событий которого меняется сиюминутно. Мир начинает напоминать галлюцинацию, представляясь субъекту каждый раз по-новому, порой, радикально. А сам субъект, осознав возможность определять себя для других так, как ему будет угодно, т.е. осознав себя как все-что-угодно, вынужден признать, что он окончательно не является никем из списка этих определений. Другими словами, субъект сегодня самоопределяется как никто.
У тебя есть табак?
Фильм Д.Джармуша «Мертвец», помимо множества прочих достоинств, дает возможность разобраться в феномене Никто. Один из главных персонажей картины так себя и называет – Никто. Это индеец, которого не приняло собственное племя за то, что после долгого отсутствия, во время которого он успел побывать в Англии и получить кое-какое образование белых людей, он настаивал на правдивости рассказов о своем путешествии. Ему не поверили и, назвав лгуном (Эксебичи – тот, кто говорит много, не говоря ничего), прогнали прочь. После этого он стал предпочитать, чтобы его называли Никто.
Уильям Блэйк и Никто. Кадр из фильма Д.Джармуша «Мертвец»
Свою печальную историю Никто рассказывает бедному бухгалтеру Уильяму Блэйку из Кливленда, который от своего звучного имени не отказывается, однако, сама жизнь которого говорит, что он тоже никто в этом мире. Это типичный неудачник, который попадает на Дикий Запад, стараясь забыть бросившую его любимую, не умея стрелять и не имея ни грамма табака в кармане. К слову сказать, табака в картине нет практически ни у кого, хотя вопрос «У тебя есть табак?» красной нитью проходит через весь фильм.
Табак в фильме появляется дважды: в конторе богатого промышленника, капиталиста, который курит его сам, и у миссионера, представителя церкви, Тела Христова на земле, который приторговывает им в лавке «for good friends only».
Табак в фильме приобретает символическое значение, это символ власти, которая по фильму принадлежит капиталу и церкви. Остальные лишь скитаются в поисках табака, постоянно спрашивая, нет ли его у кого из простых встречных, но сами его никогда не имеют.
Кадры из фильма Д.Джармуша «Мертвец»
Капиталист наслаждается дымом табака - символа власти в фильме Д.Джармуша.
Миссионер, приторговывающий табаком
В этой связи интересно упомянуть «Улисса» Дж.Джойса. В своей попытке показать, как все события шестнадцатилетнего путешествия Одиссея, описанные Гомером, в символической форме переживаются современным человеком в течение одного дня, он не обходит стороной и блуждающие скалы, - расходящиеся и сталкивающиеся, крушащие все, что окажется между ними, - о которых Цирцея рассказывает Одиссею, и через которые в свое время сумели проплыть аргонавты. В качестве символов этих двух разрушительных скал Джойс берет образ священника (отец Конми) и вице-короля (граф Дадли), которые проезжают через город каждый своей дорогой,а промеж них, как между двух блуждающих скал, способных прихлопнуть любого из них в любой момент, мечутся по своим мелким делишкам простые горожане, среди которых и рекламный агент Блум – образ Одиссея. Есть у Джойса и эпизод, «повторяющий» другую историю из Одиссеи – историю с циклопами, в которой Одиссей тоже представляется как Никто, однако, к ней мы обратимся позже.
Пока же вернемся к табаку из фильма Джармуша. Табак никто из простых людей не имеет, но все ищут. Ищет его и Эксебичи, в отличие от Блэйка, который вообще не курит. Вот в этом отношении к власти и выделяются социологические типы Никто. Если Блэйк никто потому, что боится этого мира, бежит и прячется от него, то Эксебичи Никто потому, что он выше досягаемости своего социума. Он, как бы теперь сказали, обогнал свое время. И он хотел бы иметь табак, но ему его не дают, поскольку, как он сам говорит миссионеру-торговцу, «…ваше видение Христа есть злейший враг моего собственного видения».
По сути, Эксебичи – это советский диссидент из интеллигентов, сумевших побывать за границей, или, если угодно, блогер, выдающий очередную стратегию развития страны в интернет, а Блэйк – это современный Акакий Акакиевич, офисный планктон, которому ничего не надо, лишь бы его не трогали. При этом и один и другой - никто, но каждый в своем смысле. Первого социум, управляемый двумя центрами силы – мирским и духовным - не принимает, второго – не замечает. Первый называет себя никем, потому что знает, что он – кто-то, второй называет себя именем великого поэта, оставаясь простым бухгалтером, или, по сути, никем. Эксебичи нуждается в Блэйке, чтобы доказать своим сородичам, что великий поэт, про которого он рассказывал, реально существует, т.е. чтобы подтвердить свое видение фактами. Блэйку нужен Эксебичи, поскольку без него он просто не знает, куда идти.
Власть имущий Никто
- Что за беда приключилась с тобой, Полифем, что кричишь ты
Чрез амвросийную ночь и сладкого сна нас лишаешь?
Иль кто из смертных людей насильно угнал твое стадо?
Иль самого тебя кто-нибудь губит обманом иль силой?
- Им из пещеры в ответ закричал Полифем многомощный:
- Други, Никто! Не насилье меня убивает, а хитрость!
Гомер. Одиссея.
Отношение к власти мы выделили как основополагающий принцип анализа той пустоты, которую представляет собой социум. Одни Никто, потому что их отвергли, другие – потому что их не видят и не слышат. Одни никто, поскольку не мешают власти реализовывать себя, другие никто, потому что просто не могут (хоть и хотят) помешать власти. Однако, должна быть и третья позиция – власть имущие. Власть имущие не стремятся к власти,и не управляются ей. Власть имущие есть сама власть. И, по идее, они должны быть единственными «кто-то» в окружающей их пустоте. Однако, современная власть начинается со лжи, то есть, с заявления себя тем, чем она не является. Кроме некоторых монархий, власть объявляется принадлежащей народу, хотя всем очевидно, что это не так. Власть имущие на словах отказываются от власти, чтобы иметь возможность пользоваться ей.
Власть имущие вынуждены удерживать власть хитростью, поскольку опасаются утерять власть. Подобно Одисею, попавшему в лапы циклопа Полифема, власть имущие скрывают свое истинное лицо, свои истинные намерения, стрмясь к полной дезинформации народа, дабы успеть среагировать в случае бунта. В мифе Гомера Одисей сначала взывает к воле Зевса, прося циклопа отнестись к морякам как к гостям. Однако циклоп, говорит так, как иногда толпа говорит своему суверену:
Свирепо взглянувши, циклоп мне ответил:
- Глуп же ты, странник, иль очень пришел к нам сюда издалека,
Если меня убеждаешь богов почитать и бояться.
Нет нам дела, циклопам, до Зевса-эгидодержавца
И до блаженных богов: мы сами намного их лучше!
Не пощажу ни тебя я из страха Кронидова гнева,
Ни остальных, если собственный дух мне того не прикажет.
Страх быть уничтоженными неразумной, природной силой, выплескивающей иногда свой гнев на власть имущих, заставляет их обманывать народ, объявляя себя никем в сравнении с волей народа, они стремятся усыпить народную волю, ослепить ее единственный глаз, чтобы обездвижить, сделать безвредным. Власть имущие отказываются называть себя своим именем, например, когда объявляют борьбу коррупции. Будучи ворами, они объявляют воровство вне закона, показывая тем самым, что воры не они. Имея власть они говорят, что безвластны, распределяя ресурсы, они говорят о законе и воле народа, воруя, они объявляют воровство вне закона. Являясь всем, они говорят, что они Никто, подставляя под удар толпы тех, кто менее им дорог, стараясь продлить свое пребывание у власти.
Джон Флаксман - Одиссей поит циклопа Полифема вином
Трижды ему подносил я, и трижды, дурак, выпивал он.
После того как вино затуманило ум у циклопа,
С мягкой и вкрадчивой речью такой я к нему обратился:
- Хочешь, циклоп, ты узнать мое знаменитое имя?
Я назову его. Ты же обещанный дай мне подарок.
Я называюсь Никто. Мне такое название дали
Мать и отец; и товарищи все меня так величают.
- Так говорил я. Свирепо взглянувши, циклоп мне ответил:
- Самым последним из всех я съем Никого. Перед этим
Будут товарищи все его съедены. Вот мой подарок!
Итак, власть имущие представляют собой третий социальный тип Никто – Никто, который представляется им из страха действительно стать никем. И если обман удается, то, удалившись на безопасное расстояние, можно в нем и признаться, как это сделал Одиссей, который выкрикивает свое настоящее имя с отплывающего корабля, уворачиваясь от валунов, метаемых в него ослепленным циклопом, или как некоторые «разоблаченные» политики, которые уехав в Швейцарию, становятся непримиримыми борцами с режимом.
А.Бёклин.Одиссей и Полифем.
В период постмодерна, и в условиях этой «заполненной пустоты» социума, которая характеризует наше общество, человек остается полностью дезориентированным. Он не имеет на что опереться, не знает, кто он, кто управляет им, и каковы цели этого управления. Единственная «чтойность», которую можно обнаружить в таких условиях – это как раз тот самый звериный инстинкт, который объединяет индивидуумов в толпы.Однако, как персонифицирует себя эта сила?
Блум (А.Горячев) и Гражданин (В.Фирсов) Спектакль мастерской П.Фоменко.
Джойсовская интерпретация мифа об Одиссее и циклопах вносит некоторую определенность в этот вопрос. Если в образе Одиссея Джойс вводит ирландского еврея Блума, то в роли циклопов в «Улиссе» выступают ирландские националисты, речь которых напоминает сегодняшние рассуждения отечественных наци.
«- Но ведь разве, — ввязывается Блум, — дисциплина не везде одинакова? Я хочу сказать, разве у вас не было бы то же самое, если бы вы против силы выставили свою силу?
Ну что я вам говорил? Не пить мне этого портера, если он и до последнего издыхания не будет вам доказывать, что черное это белое.
- Мы выставим силу против силы, — говорит Гражданин. — У нас есть великая Ирландия за океаном. Их выгнали из родного дома и родной страны в черном сорок седьмом году. Их глинобитные лачуги и придорожные хижины сровняли с землей, а в «Таймсе» радостно возвещали трусливым саксам, что скоро в Ирландии останется не больше ирландцев, чем краснокожих в Америке.
Паша турецкий, и тот прислал нам какие-то пиастры. Но саксы нарочно старались задушить голодом нацию, и хоть земля уродила вдосталь, британские гиены подчистую скупали все и продавали в Рио-де-Жанейро.
Крестьян наших они гнали толпами! Двадцать тысяч из них распростились с жизнью на борту плавучих гробов. Но те, что достигли земли свободных, не позабыли земли рабства. Они еще вернутся и отомстят, это вам не мокрые курицы, сыны Гранунл, заступники Кетлин-ни-Хулихан.
- Совершенно справедливо, — снова Блум за свое, — но я-то имел в виду...
- Да мы уж давно этого ждем, Гражданин, — Нед вставляет. — Еще с тех пор, как бедная старушка нам говорила, что французы у наших берегов, с тех пор, как они высаживались в Киллале.
- Верно, — говорит Джон Уайз. — Мы сражались за Стюартов, а они предали нас, с головой выдали вильямитам. А вспомните Лимерик и нарушение договора на камне. Наши лучшие люди проливали кровь за Францию и Испанию, дикие гуси. Одна битва при Фонтенуа чего стоит! А Сарсфилд, а О'Доннелл, герцог Тетуанский в Испании, а Улисс Браун из Камуса, фельдмаршал в войсках Марии Терезии. Но что мы хоть когда-нибудь получили за это?»
Действительно, нацизм, для которого легитимной является только власть единокровцев, есть та самая форма проявления природного инстинкта толпы, который прорывается сегодня сквозь пустоту социума. Это единственная сила, которая не прячет себя за именем Никто, которая, напротив, говорит: «я – единственное, что есть!» И это так, поскольку что-то возразить в ответ святая троица Никто ничего (ну или почти ничего) не способна. По крайней мере, пока.
Вообще я изначально планировал блог как радио. Но программы я знаю так себе и со звуком раньше не работал. Поэтому на освоение этой науки убил какое-то время. Как бы то ни было, первый выпуск Субъективного радио готов. Надеюсь, на выходных не все будут в оффлайне, и кто-то найдет время послушать все это безобразие. Тем более, что погода в Алматы какая-то непонятная.
P.S. Микрофона толкового у меня пока нет, поэтому на качество сделайте скидку.
UPD. Russian Podcast глючит. Выложил файл на kiwi.kz
1. Постановка проблемы. Опасность вождения велосипедов в Алматы.
А это значит, что перманентно аварийная ситуация в процессе велопрогулки по городу будет сохраняться и даже усиливаться, поскольку машин тоже с каждым годом все прибывает, а права, сами знаете, продаются и покупаются. И если для автомобилиста столкновение в городе редко преставляет опасность для жизни, то для велосипедиста любая авария грозит летальным исходом. Что же делать? Как мы, участники дорожного движения можем уберечь друг друга от столкновения и, не дай Бог, жертв?
b. Двойной сигнал автомобиля – «Осторожно, собираюсь преградить тебе путь!» - Этот сигнал подается после сигнала «Внимание!», т.е. велосипедист уже в курсе, что позади едет какой-то нервный тип. После двойного сигнала велосипедист понимает, что его хотят подрезать и снижает скорость и пропускает торопыгу.
c. Ответный жест. Однако, велосипедист может и сам торопиться. И вообще, по ПДД автомобиль должен пропустить велосипедиста, поэтому необходим и обратный легко читаемый сигнал от велосипедиста водителю. Например, такой:
Поднятый средний палец – «Водитель, соблюдайте правила дорожного движения!» - Знак означает, что велосипедист попался принципиальный, либо тоже из торопливых, и снижать скорость не намерен. По этому сигналу уже водитель должен снизить скорость и пропустить велосипедиста.
Не сотвори себе кумира - гласит вторая из десяти заповедей Моисея. Однако, где Моисей и где рок-н-ролл? Актеры и музыканты давно и прочно заняли Олимп общественного сознания. Правда, время берет свое и кумиры стареют и уступают место новым, которых уже новое поколение превозносит до небес, забыв вторую заповедь Моисея.
Так же, как эти фотографии кумиров прошлого, найденные мной на Машиностроительном заводе им. С.М.Кирова, современные Биберы, Паттиносоны, Бритни, Пэрис, через двадцать лет постареют и покроются пылью. А наши дети будут рассматривать их с интересом, непониманием или усмешкой. Как и вы теперь рассматриваете эти старые снимки.
На прошлой неделе я, волею судеб, оказался на территории машиностроительного завода им. М.С.Кирова, в свое время – одного из самых значимых военно-промышленного комплекса СССР.
В советское время завод выпускал торпеды, говорят, что и теперь что-то производят для РФ, однако, большая часть цехов в этом не задействована. Что-то сдают в аренду, а что-то просто стоит заброшенным.
Территория завода огромна. Стоит много техники, которая, возможно, и действует, но явно давно не эксплуатировалась .
Проходя мимо одного из заброшенных цехов, я поддался тому любопытству, которое просыпается у любого, кто был ребенком, при виде развалин, кактакомб или незапертого чердачного люка. Фотоаппарат был неважнецким, да и фотограф я никакой, потому не судите строго.
Шлифовальный станок. Конструкция простая, поэтому наверняка вполне себе работающий. Только электричество подключить.
Даже следы пасты на круге остались.
Похоже, здание покидали не сразу, потому что продукты явно не с 80-х. Тогда и пакетов таких не было. Целлофановые пакеты в то время стирались и использовались многократно.
В комнатах столько всего понакидано, что понять, что тут производили практически невозможно. Скорее всего, цех какое-то время сдавался в аренду производителям гражданских товаров.
Но какие-то рудименты все же напоминают и о военпроме.
Это патент сотруднику на рационализаторское предложение. датировано 1987 годом.
А это памятка со стикером "LASER. Избегайте попадания прямого и отраженного излучения в глаза"
Что-то похожее на тахошайбу у современных дальнобойщиков.
Поднимаясь по лестнице на второй этаж услышал недовольный лай. Оказывается там была лежка достаточно большой собачьей стаи.
Разбросано всего было много. Но не ветоши. Старый цех соблюдает свои традиции.
Второй этаж.
Вид из окна в сторону проспекта Сейфуллина.
Третий этаж. Крыша, видно, уже подтекает.
Золушки разошлись по домам. Туфельки остались. Женщины также работали на заводе.
На третьем этаже был, по-видимому. какой-то архив. Полно разбросанных бумаг и огромные стеллажи в смежных цеху комнатах.
Самым интересным мне показались многочисленные вырезки из журналов того времени. Им я решил посвятить отдельный пост, потому что их достаточно много, и есть в них что-то завораживающее.
Ту би континуед.
Проблемы нашего захолустья знакомы и более цивилизованным соседям по нашей глобальной деревне, что не может не радовать. Вообще, последнее время замечаю… даже не замечаю, а ощущаю, что социальные проблемы стали общими для всего мира.
На КДПВ карта протестов в Европе против Международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией ACTA, которые сегодня, прямо в эту самую минуту, набирают силу в Европе.
Если верить Википедии, то ACTA — это полный пизнес. Как бы вы отреагировали, если бы в аэропорту вам предложили засветить, что у вас там есть такого на лаптопе? И пароль ввести и немедленно, если вы конечно хотите лететь. Провайдеры в случае скачивания вами очередной пиратской копии могут без предъявления ордера сливать инфу по первому требованию фликов. Нормально, нет?
Ну вот, народ просвещенной Европы и не выдержал. Выходят на улицу, машут плакатами. Аль-Джазира по этому поводу посвятил материал, в котором демонстрирует твиты самих протестующих с поля битвы. Вот, например, такой:
Однако, одними протестами действовать, имхо, без толку. Решать вопрос как-то надо. Альтернативу предлагать, тем более, что альтернатива такая есть и уже давно. Называется она копилефт и выглядит вот таким образом.
Суть движения копилефта, как не трудно догадаться, состоит в том, что распространение, копирвание и модификация аудио-, видео-, или программного контента должно быть свободным. Однако, речь идет не только о декларации того, как оно должно быть. В рамках движения создана, например, некоммерческая организация Creative Commons, которые создают лицензии и типовые договора, направленные на свободное распростронение контента.
Кстати сказать, в Казахстане тоже есть отделение организации, но, судя по тому, что в теперешнем сраче они никак не участвуют, а также по их сайту, существуют они чисто номинально. Ну, как номинально, делают что-то, например, казахскую Википедию wikibilim. Но все это как-то не очень соотносится с реальными нуждами народа и ожиданиями от такой организации. В общем, оно и понятно, поскольку руководит отделением Рауан Кенжехайулы, который на Хабаре в свое время редактором «Жеты куна» работал, а потом в пресс-службе казахстанского посольства в России. В общем, засланный казачок, чего скажут, то и делает, что в общем-то не очень правильно как минимум.
Ну, да бог ему судья, я за копилефт еще пару слов хотел. Основателями концепции копилефта, принято считать хиппового программера по имени Ричард Метью Столлман (человек и стол, значит) и очкастого адвокатишкуЛоуренса Лессинга. Замечательные мужики, которые ситают, что запрет копирования есть препятствие на пути перехода культуры в цифровую эпоху. Вот, например, Лессинг, стоит, как живой, и вещает на мир русским языком. Стоит послушать, кстати, если хотите разобраться в вопросе глубже.
Надо сказать, слушают его не только блогеры, но и серьезные люди. Есть ведь проект kroogi.com на котором российские авторы: БГ, Гришковец и др., — размещают свои материалы для бесплатного скачивания. Каждый может заплатить, если хочет, сколько хочет, либо вообще ничего не платить.
В общем, я к тому, что не все так плохо. Нас много и с нами правда. И есть авторы, которые легко относятся к своему детищу, как, например, БГ, и готовы делиться бесплатно. А потому победа будет за нами.
Желаю вам всяческих копилефтов.
Страсти вокруг Жанаозена поулеглись, но осадочек остался. Каждый в своем уголке думает теперь какую-нибудь гадость про (а) понаехавших оралманов, (б) зарубежную оппозицию, (в) неизвестных западных разжигателей, (г) безразличные к народу власти или (д) озверевших полицейских.
Лично меня волнуют зверства полиции. Если вкратце, то я вижу в их действиях слабость, неподготовленность. А поскольку время сейчас неспокойное, и любые гарантии в невозможности повторения таких событий пока меня лично не убеждают, то мне слегка не по себе от того, что полиция снова будет стрелять в народ.
"Но это же были провокаторы", - скажут убежденные в своей версии жанаозенских событий (коих, по моим наблюдениям, немало), - "С ними так и надо поступать! И не следует путать их с народом."
Может быть. Лично я сомневаюсь, что это так, однако, ни в чем не уверен на 100%. Однако, чрезмерность применения силы полицией, меня, повторюсь, беспокоит. Например, вот такое видео нашел я в интернете.
Вот так. "Заложники освобождены. Террористы захвачены." Что там с заложниками реально произошло, видите сами. Я сначала решил, что это просто какой-то прикол или фейк. Но, нет, вот видео учений с трех точек.
Раз:
Два:
Три:
И вот смотрю я на все это, и думаю: вроде полиция содержится на налоги простых граждан. Почему же тогда на эти деньги спецназ отрабатывает способ быстрого уничтожения тех же самых граждан, захваченных террористами? То есть, это вообще политика силовиков такая в отношении простого люда?
То есть, то, что произошло в Жанаозене - это, с их точки зрения, нормально?