subject avatar

subject

app.profile.show.info.registration_dateАлматы
0.0app.profile.show.count.rating
25app.profile.show.count.posts.other
173app.profile.show.count.comments.other
22app.profile.show.count.followers.other
18app.profile.show.count.following.other
    10
    10/21/2012, 8:14 AM
    Узун-Агачское сражение 1860 года (из книги А.Г.Лухтанова "Город Верный и Семиреченская область")
    УЗУН-АГАЧСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1860 ГОДА - битва русских с кокандцами, окончательно закрепившая позиции России в Заилийском крае. О подробностях сражения мы знаем из описания, сделанного офице­ром Верненского гарнизона П.Пичугиным, спустя 11 лет после событий по расспросам участников боя и изучения всех обстоятельств тех событий.

    Н.Н.Каразин. Трехдневный бой под Узун-Агачем. Сотня Бутакова выручает стрелков Сярковского.
     

    После постройки Верненского укрепления и уста­новления русской власти в Семиречье кокандцы не оставляли мысли вернуть утраченные позиции в Заилий­ском крае. 8 октября 1860 года пленные сарты показа­ли, что главнокомандующий кокандской армией чис­ленностью до 15 тысяч человек движется со стороны Ташкента в сторону Верного. Известия о том, что два отряда хана Канаата из Ташкента и хана Алимбека из Коканда общей численностью до 20 тысяч человек при двух орудиях накапливают свои силы на реке Чу, подтверждались и из других источников. Об этом знало коренное население, а казахские бии, видя несметные полчища кокандцев, были уверены в поражении рус­ских. Забыв о присяге, данной российскому императо­ру, большая часть из них переметнулась на сторону кокандцев, и, собрав ополчения, примкнуло к армии Канаат-Ша. Лишь некоторые султаны заняли выжида­тельную позицию, ожидая, чья возьмет.

     

    Учитывая малочисленность Верненского гарнизо­на, положение действительно было тревожным, и Колпаковский отчетливо это осознавал. Однако начальство в Омске и тем более в Петербурге было уверено, что после победного вояжа их комиссара А.Циммермана (см.) кокандцы никак не могут возобновить свои притя­зания на Заилийский край. Циммерман уже уехал в Омск, а приданные ему силы возвращались в Капал. Губернатор Гасфорт прямо написал Колпаковскому, что в предверии зимы кокандцы никак не могут предпринять боевых действий, опасаться нечего и не стоит понапрасну изнурять войска передвижениями и под­готовкой к боевым действиям.

    В этих условиях начальнику Алатавского округа приходилось надеяться только на себя и приданные ему немногочисленные силы. Он разгадал тактику главно­командующего кокандскими силами растянуть силы русских по укреплениям и населенным пунктам, пере­бить их поодиночке, а затем обрушиться на Верный. В таких условиях пассивная, оборонительная позиция могла принести только поражение. Колпаковский по­нимал, что инициативу боевых действий надо брать в свои руки, поэтому вопреки, и, не дожидаясь команды сверху, он решил дать упреждающий бой за пределами укрепления. Проблемой оставалась неизбежная необ­ходимость распылять свои и без того малочисленные силы, оставляя гарнизоны в Верном, Илийске, Каскелене, Узун-Агаче и Кастеке, ведь в любой момент какое-либо из этих укреплений могло быть атаковано врагом.
     

    Войска к 10 октября распределились следующим образом: в Кастеке 2 роты и одна сотня казаков под общим командованием майора Экеблада. В Узун-Ага­че казачья сотня есаула Усова в подчинении Экебладу и с задачей производить разведку продвижения против­ника. В Каскедене одна сотня есаула Бутакова с приданными ему 2 ракетными станками. В Илийском укреп­лении взвод пехоты. В самом Верном у Колпаковского было шесть с половиной рот пехоты, три сотни казаков и 9 пушек.

    Ракетный взвод Семиреченского казачьего войска (около 1891г.)

    Посланные разведчики донесли, что кокандцы дви­жутся в сторону Кастекского укрепления. В этих усло­виях 13 октября есаулу Усову было приказано перейти в Кастек, отряду Бутакова передвинуться в Узун-Агач и туда же была направлена рота линейного батальона, сотня казаков и конно-артиллерийский дивизион под начальством подполковника Шайтанова. 16 октября 2-ой роте 8-го линейного батальона под командоваеием подпоручика Сярковского было приказано встать у Саурукова кургана, находящегося между Кастеком и Узун-Агачем, находящимися в 27 верстах друг от друга, для поддержания между ними связи (курган представ­лял собой развалины глинобитного строения, когда-то принадлежащего некоему Сауруку).
     

    Генерал Д.А.Шайтанов

     

    Таким образом непосредственно перед боем 18 октября силы русских распределялись следующим об­разом: в Кастеке 4 роты, 4 сотни, 7 орудий, у Саурукова кургана рота с ракетным станком, в Узун-Агаче рота и сотня с двумя легкими орудиями, в Каскелене само­оборона из половины сотни списанных казаков, в Вер­ном 2 роты и самооборона из половины сотни казаков, в Илийском укреплении и Зилийском селении рота и сотня с двумя орудиями. Всего численность русских войск, разбросанных на протяжении более сотни верст, насчитывала 2009 человек.

     

    Наконец определилось движение основных рус­ских сил на Кастек, куда войска отправлялись скрытно по ночам, для чего были собраны по станицам 223 од­ноконных подводы. Особое значение придавалось ох­ране Илийского пикета, так как он служил для связи с Россией. Корпусному командиру Гасфорту Колпаков­ский направил сообщение, где в частности говорилось: «С крайним сожалением я должен доложить ваше­му превосходительству, что дулатовские киргизы ведут себя более чем двусмысленно, а часть чапраштинцев, с бием Суранчи открыто предалась на сто­рону неприятеля. Бии, которых я вызывал, не приеха­ли под предлогом, что они опасаются в настоящее тревожное время оставить свои аулы. Только сул­тан Аблес Аблиев, прапорщик Коджегул Байсеркин, Куат и с десяток простых киргизов находятся при мне». Более того, сам Колпаковский, отправивший­ся к месту боевых действий в сопровождении неболь­шого конвоя, в 10 верстах от Каскелена чуть не попал в засаду, устроенную одним из биев. Лишь сумерки и не­решительность нападавших помогли казакам отбиться.

    Интересно, что оба: Колпаковский и Канаат-Ша, оба уверенные в своей победе, жаждали встречи глав­ными силами в открытом бою.

     

    -   Выйдут ли русские на бой? - спросил кокандский главнокомандующий пленного русского Евграфа.

     

    -   Непременно выйдут! - ответил тот, и за нужный ответ Канаат-Ша подарил пленному халат. Свои две медные пушки Канаат-Ша оставил в обозе, решив, что они будут только мешать ему Опытному в войнах с соседями, человеку уже пожилому, ему еще не прихо­дилось иметь дела с русскими, и он не знал, в чем их сила и преимущества. Армией в обычном понимании войско Канаат-Ша можно было назвать только с натяжкой. В основном она состояла из конницы и кое-как обученных сарбазов - пехотинцев. К ним примкнул разный сброд из полубродяг, жаждущих обогатиться на поле боя. Общее число «войска» никто не знал, называя цифру от 16 тысяч до 40.

     

    Пешие сарбазы в летней форме (начало xx века)

    Объединенные силы Колпаковского сосредоточи­лись в Кастеке, в то время как полчища Алимбека насе­дали на отряд Соболева в Узун-Агаче. Два дня отряд Соболева, в котором было около 350 человек и два лег­ких орудия, отражал атаки десяти тысяч кокандцев. Ре­дут здесь был выстроен неудачно. Господствовавшая над ним высота давала большие преимущества владев­шим ею, чем не преминул воспользоваться неприятель. Фельдфебель Штинев с горсточкой содат бросился в атаку на высоту. На помощь атакуемым кинулась подмога; в коротком рукопашном бою солдаты, поддер­живаемые артиллерией Дудинского, отгонявшего наседавших кокандцев, овладели высотой. Многие были ранены пиками.

     

    Лишь в полдень 20 октября до Колпаковского дош­ли донесения о происходящем вблизи Узун-Агача; ран­ним утром 21 октября он отправился туда. Шли налег­ке, торопясь на выручку Соболева, боеприпасов был взят лишь один комплект. «Зная, что в войне с азиатцами не столь необходима численность войск, сколь­ко смелость и неожиданность, ...я решился высту­пить со следующим числом войск: 3 роты пехоты, 4 сотни казаков, 2 батарейных, 4 конно-легких орудия и 2 ракетных станка, всего 799 человек», писал он впоследствии в донесении Гасфорту.

    Сотник В.В.Обух

    Движение было затруднено сложным рельефом с оврагами и холмами. Через пять верст отряд вступил в соприкосновение с кокандцами и казахскими ополчен­цами; кокандцы атаковали, конные ополченцы гарцевали вокруг, больше являясь зрителями, нежели актив­ным противником. Рота Соболева была окружена и ата­кована кокандской конницей, на помощь ей бросился отряд Вроченского, поддерживаемый артиллерией Обу­ха. Ротный командир был ранен саблей в щеку. Но это еще не были главные силы кокандцев, те расположи­лись, заняв господствующую высоту. Чтобы использо­вать артиллерию в полную мошь, надо было ею овла­деть. «В атаку!» - приказал Колпаковский Шайтанову а сам тут же, склонившись к шее коня, схватился за бок. К командиру бросился Обух и конвойные казаки. «Пус­тяки! Василий Васильевич, только контузия, - отвечал Колпаковский. Тут же, снова вскочив на коня, он про­должал руководить боем.

    Поручик М.А.Вроченский

    Рота поручика Шанявского бросилась штурмовать гору. Натиск и рукопашная схватка были так решитель­ны, что кокандские сарбазы покатились вниз. Но еще надо было, преодолевая арыки и рытвины, по крутым откосам затащить на гору тяжелые пушки. И все это под беспрерывными атаками противника. Офицеры вместе с солдатами на руках затаскивали орудия, сотня Бутакова отражала атаки, прикрывая перестроения.

    Тут ходом боя со стороны кокандцев руководил сам Канаат-Ша. 9 часов длилось сражение, в течение которого предводитель кокандцев раз за разом бросал конницу на штурм русских позиций, и каждый раз она была встречена огнем русских орудий, стрелявших кар­течью и наносивших огромный урон среди атакующих. Как пишет Пичугин, выстрелы с близкого расстояния были ужасающими и буквально вырывали в рядах наступавших целые улицы. Они откатывались назад, ос­тавляя массу убитых.

     

    Особенно решительно, смело и решительно действовала сотня закаленного в боях еса­ула Бутакова, вступая в бой на самых ответственных участках и выручая попавших в окружение. Как всегда умело руководил Шайтанов, давно признанный опытным военачальником. После нескольких бесплодных попыток штурма кокандцы повернули вспять, и, оста­вив на поле боя до 400 убитых и 600 раненых, отступили в ближайший лог. Потери русских составили 2 убитых и около 30 раненых.

     

    Отряд Колпаковского версты две преследовал про­тивника, но затем сам повернул назад, в сторону Кастека. Этот маневр объяснялся двумя причинами: Колпа­ковский все еще тревожился за оставленный в Кастеке гарнизон Экеблада, кроме того надо было пополнить запас боеприпасов, который был полностью израсходован. Продолжи Канаат-Ша атаки, и русским пришлось бы худо. Но об этом кокандский военачальник не дога­дывался, решая в это время вопрос: продолжать ли во­енные действия или отступить. Верх взяло последнее. Канаат-Ша логично рассудил, что русских с их упор­ством и смертоносной артиллерией сломить не удаст­ся и приведет лишь к потере всей армии. Не делая бо­лее попыток продолжать дело, он повернул вспять, без остановок уйдя за реку Чу Войско его растекалось по домам.

     

    Все это время в Верном царила тревожная обста­новка. Охрана укрепления была возложена на больных и старых казаков. Нападения орд какандцев можно было ожидать с минуты на минуту. Беспокойство, похожее на панику, подогревали слухи о заговоре среди жите­лей Татарской слободы, тем более, что была подожжена степь вокруг станиц. Поговаривали, что жены рус­ских офицеров уже разделены между кокандскими военачальниками. Поэтому понятно, с какой радостью была встречена весть о победе.

     

    Так удачно для русских и так бесславно для кокан­дцев закончились те события беспокойного 1860 года. Конечно, проиграй русские сражение, на этом они бы не успокоились, и, прислав новый, более сильный отряд, все равно добились бы своего. Но это дорого бы им стоило. В 50-летний юбилей сражения В.Е.Недзвецкий (см) написал свое видение происходящих тогда событий (в основном повторив рассказ Пичугина). Интересны его воспоминания о рассказе Колпаковского, бывшего в то время Степным генерал-губернатором в Омске, и при­езжавшего на открытие первого памятника воинам, павшим в сражении. «Покойный по просьбе собрав­шихся на торжество рассказывал хорошо сохранив­шиеся в его памяти подробности боя и сам критико­вал почти все сделанные им тогда распоряжения. Он подчеркнул полную свою неосведомленность о движе­нии неприятеля, недостаточность производившихся разведок, крайнюю рискованность предпринятого налегке и без достаточного запасов патронов дви­жение от Кастека к Узун-Агачу и еще долее риско­ванного с голодным отрядом движения на следую­щее утро в долину Каракастека. ...Врассказе покой­ного не слышалось ни малейшего желания выставить себя героем или приписать себе честь победы, напро­тив, он старался выдвинуть на первый план заслуги Соболева, предусмотрительность Обуха, геройство и храбрость всех остальных своих сподвижников, из числа слушателей коих в толпе были Курковский, ге­оргиевские кавалеры Штинов, Аликин и другие».

    От себя же скажем, что главная ошибка Колпаковского заключалась в том, что он не обеспечил надлежащую разведку и по существу действовал вслепую. Зас­луга же его в том, что он взял всю ответственность на себя, вопреки мнению начальства (Гасфорд) увидел действительную угрозу и, выступив навстречу врагу, предотвратил разгром и захват еще слабых русских укрепленных пунктов. Исход же дела решила выучка и поразительная стойкость и мужество солдат и казаков, устоявших перед полчищами кокандцев. Можно сказать так: объединенные силы кокандцев, обладающие 20-ти кратным превосходством в живой силе, не смог­ли преодолеть сопротивление русских и отступились от намерений вернуть свои позиции в Заилийском крае.

    Монумент Узун-Агачской битве.

     

    Современный военный историк, полковник Ген­штаба А.Д.Шиманский так оценил значение Узун-Агачского боя. «По общему заключению, во всех наших вой­нах в Средней Азии до 1865 года ни разу интересы России не подвергались такому страшному риску, как перед боем при Узун-Агаче, когда вся будущность на­ших успехов и сохранение достигнутых результатов были поставлены на карту. Если бы Колпаковский не принял решительных мер и не взял бы почин наступле­ния в свои руки, трудно было бы сказать, чем кончи­лось бы нападение 20-ти тысячных масс кокандцев, особенно если принять во внимание, что малейший успех их мог привлечь на их сторону всех киргизов Заилийского края. Россия очутилась бы перед необ­ходимостью, потеряв все приобретения, начинать все заново». История русской армии. Москва. Эксмо. 2006.

     

    Узун-Агачская победа окончательно покончила с притязаниями кокандцев на Семиречье, в крае установилась русская власть, порядок и мир. Началось при­общение кочевого народа к цивилизации. «Славное дело!» - написал на донесении о собы­тиях император Александр II, поручив наградить отличившихся, а всех солдат без исключения одарить сереб­ряным рублем.

    Монумент Узун-Аначской битве

     

    Г. Колпаковскому было присвоено звание полков­ника, кроме того, он был награжден орденом Святого Георгия 4 степени. Штабс-капитан Обух был награж­ден золотой саблей, Аблесу Алиеву дана на шею золо­тая медаль, Каджегулу Байсеркину вручен орден Свто-го Владимира 4-ой степени. Награждения и повыше­ния получили все геройски проявившие себя в бою. Сам Колпаковский лишь пожурил султанов за измену. Их даже не лишили данных ранее званий русской ар­мии и наград.

    app.post.show.fully
    0
    8/14/2012, 11:32 PM
    Виртуальное послание президента народу

    Зашел тут ко мне товарищ и провел короткую, но интересную экскурсию по виртуальным Алматам в программе Google Earth.

    Там сейчас появилось несколько достопримечательностей в 3d: Новая площадь, Кок-тобе. Панорамы круговые сделали, например в Парке панфиловцев, возле Вознесенского Храма.
    Но самым интересным оказался виртуальный билборд на Старой площади, которую зачем-то переназвали в площадь "Астана".
    Обе стороны билборда оформлены цитатами президента, каждая из которых, не смотря на свою отдаленность во времени по-прежнему выглядят актуально, что еще раз подчеркивает дальновидность Нурсултана Абишевича.
    Это южная сторона билборда:
    А это северная:
    Такое вот виртуальное послание президента народу Казахстана.
    app.post.show.fully
    0
    8/9/2012, 7:52 AM
    Приключения японцев в России

    В 1782 году небольшое японское судно было заброшено штормом на незнакомый остров Амчитка, принадлежавший Российской империи. Корабль их разбился о прибрежные скалы и вернуться назад они могли только с посторонней помощью. Однако, было это не так просто, как хотелось. Доказательством тому и является этот рисунок  Дайкокуя Кодаю - купца, находившегося на злополучном корабле. Догадываетесь, кто на нем?

    Все верно, это "Медный всадник" - памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
    Дело в том, что дипломатических отношений у Японии с Россией не было. Вот и пришлось им походить по инстанциям: сначала в региональный центр - Охотск, затем в город покрупнее - Иркутск, ну а затем уже и в сам Санкт-Петербург. Разумеется, что для японцев, живших на островах, размах Российской Империи просто привел в шок. Собственно, не только это. Япония тогда жила в отдалении от бурлящей событиями Европы, придерживаясь политики закрытости. У них даже военного флота тогда не было. Поэтому на японцев буквально обрушился поток новой информации.
    Скитания по России заняли у них 11 лет. Из 17 путешественников выжили лишь четверо, а до Японии добрались живыми лишь двое. Один обрусел и остался в Иркутске.
    Интересно, что возвращались они на шхуне "Надежда" - один из кораблей, на котором человек и пароход Иван Федорович Крузенштерн как раз совершал первое русское кругосветное путешествие.
    Плыл там и камергер Николай Петрович Резанов, который возглавлял дипломатическую миссию кругосветки. Вот он, кстати.
    Вот ему-то японцев и навязали, мол, привези этих товарищей, да и подружись с соедями. Впрочем, получилось это не особо хорошо. Японцы и своих-то с трудом назад согласились взять, а уж дипломатию с иностранцами разводить им и вовсе не досуг было. Так и уплыл Николай Петрович ни с чем, и даже, говорят, открыто нагрубил высоким представителям императорского двора.
    Незадачливым же японцам соотечественники применили допрос с пристрастием, результатом чего и стала книжка с картинками "Удивительные сведения об окружающих Землю морях".
    Вот и вся история. осталось только привести некоторые выдержки из этой книженции.
    Вот, например, про обычаи
    "Яйца красят, варя их в скорлупе с деревом сухо. От других людей яйца получают в подарок со словами: кэрэсутосу осу кэрэсу, и сами отвечают: исутэнно кэрэсу, дарят яйца и друг с другом встречаются ртами. Однако этого никогда не делают те, кто к такому вероисповеданию не принадлежит. Моряки слышали, что единоверцы обязательно приносят в этом клятву."
    "Кэрэсуто дзэн означает тот день, когда воскресло к новой жизни главное божество, будда-основатель. Когда говорят на упомянутой дороге, — то, что произносят вначале, означает: поздравляю с праздником будды-основателя. Тот, кого приветствуют, как будто, отвечает: действительно, так оно и есть".
    Вот про мужчин:
    "Многие берут себе жён в 50-60 лет. При таком обычае, человек, у которого есть подобное намерение, зовется уменьшительным детским именем и, кажется, в семье особого беспокойства не вызывает. Те, кому благополучно исполнилось пятьдесят-шестьдесят [лет], подбирают [для себя] жену с разницей от пятнадцати-шестнадцати до семнадцати-восемнадцати, а также до двадцати лет.
    Хотя в той стране продолжительность жизни людей такая же, [как у нас], среди них мы встречали сколько угодно девяносто- и столетних. Людей старше семидесяти-восьмидесяти лет считают стариками (зовут сутара), а людей в возрасте пятидесяти-шестидесяти лет стариками не называют. Когда в этом возрасте мужчина впервые женится, [его] называют так, как уже говорилось. Жена у человека такого возраста обычно выглядит совсем как молодая.
    Чтобы человек, по его словам, в возрасте семидесяти-восьмидесяти лет шёл с согбенной поясницей, — такого не видели. Мужчина в пятьдесят-шестьдесят лет носит тяжести, а ещё, вооружившись большим топором, идёт в дальние горы рубить [лес]. И мы не слышали, чтобы тамошние люди, какую бы тяжёлую работу они ни выполняли, говорили, что у них болит поясница."
    А вот про женщин
    "Ни одна женщина не показывает груди. Обычно их прячут. Поэтому мы не замечали их даже у бедных женщин. Когда жили у японского толмача Токорокау (Туголуков), [мы] впервые увидели, как его жена кормила [грудью] первенца."
    "Женщины выше среднего сословия, безразлично, старые или молодые, потерявшие мужей, то есть [в том положении], когда женщина остается без мужа, повторно в брак не вступают. Становятся монахинями (волосы не сбривают) и идут в монастырь (называется маносутэраи). Если [у женщины] есть сын, пусть даже маленький и слабый, она останется вдовой и будет воспитывать ребёнка для продолжения рода. Вообще девушки до замужества [ходят] с распущенными волосами. В пятьдесят, шестьдесят лет — всё равно. Всех девушек называют дзэифука. Все — с распущенными волосами. По этому признаку люди даже старуху называют дзэифука.


    Бывают женщины, которые неприлично себя ведут и забеременевают, а также женщины, охотно помогающие таким людям, как солдаты, — они потихоньку зазывают их в тайные публичные дома. Люди на таких не женятся. Поэтому годы проходят, а они всю жизнь [ходят] с распущенными волосами и выглядят как дзэифука. К женщинам с таким обликом люди относятся с пренебрежением, и это очень стыдно…"

    Как-то раз Кодаю пригласили в придворный театр. Вот его впечатления.
    "Здесь во дворце нам показывали спектакль. Помещение театра, должно быть, равно десяти кэн. Его с четырёх сторон закрыли, устроили полную темноту, но зажгли множество восковых свечей, и стало светло, как белым днём.
    В тот день [в театре] были только императорская семья, члены свиты и дрейфовщики — других зрителей не было. Зрительское место императора находится прямо перед сценой. При виде того, что царствующие особы изволят входить, на сцене зазвучали флейты и барабаны. Государь и входил в такт их звукам. И вот перед сценой выстроился оркестр, зазвучали флейты, барабаны, кото, скрипки и другие [инструменты]. Похоже, что кёгэны (небольшие комические пьесы) исполняются в разных странах. С каждым действием исполнение менялось, продолжений видно не было. Когда показывали [представления] о своей стране, делали это в местном стиле.
    Бывают люди в варандзи (японские соломенные сандалии. Имелись в виду лапти.) . Видно, что в старину там местные жители носили варандзи. (Кодаю говорит, что они делают их из травы.) И еще: когда изображают страну с чёрными людьми — постройки, а также мужчин и женщин — всё красят в черный цвет, а наряды и прочее [выглядят] соответственно обычаям той страны. Что касается артистов, то мужчины [играют] мужчин, а женщины женщин. Среди мужчин нет так называемых ояма. В короткое время меняется облик и старого, и молодого, и [они] выходят на сцену. Хотя язык совершенно непонятен, но обстановка в целом и настроение точно такие, как в нашем театре. В танцевальных кёгэнах танцевали пятнадцать мужчин и женщин, разделившись на две группы. Из них отдельно поднялись на высокую скалу три женщины. Эта скала медленно съёжилась и упала вниз, а женщины слетели и продолжали танцевать. Множество танцоров подпрыгивали в высоту пять-шесть сяку и танцевали, вертясь на одной ноге. В это время зрители хлопали в ладоши и хвалили их. Когда государь, расчувствовавшись, ударил в ладоши, все остальные зрители тоже вслед за ним ударили в ладоши.
    А вот и император Александр I и супруга их Елизавета Алексеевна.
    P.S. Кстати сказать, в 1992 году на экраны вышел фильм совместного советско-японского производства, посвященного этой истории. В основу его легла книга японского писателя Ясуси Иноуэ "Сны о России". Фильм вышел под тем же названием. Собственно, с его-то просмотра я и заинтересовался темой. Рекомендую.
    P.P.S. При написании поста пользовался разными источниками, однако, вот эту барышню выделяю особо, потому что она молодец, и блог у нее интересный.
    app.post.show.fully
    4
    7/24/2012, 6:48 AM
    Социология пустотности. Типология безличности.

    Господин Немо вполне оправдывает свое латинское имя. Он нас не стесняет, словно бы и вправду не существует!

    Ж.Верн. Двадцать тысяч лье под водой.

    Помнится, после последней переписи в Российской Федерации вышел целый ряд статей посвященный вопросу национального самоопределения. Были там и сибиряки, и казаки, и даже скифы, эльфы, хоббиты… Впрочем, еще раньше, в 2001 подобное произошло в Великобритании, где 390 000 (0,7%) жителей назвали себя сторонниками веры джедаизма, получилось, что джедаистов в этой стране больше, чем иудеев или буддистов. Все это могло бы сойти за дурачество, или шутку, однако, приходится признавать, что ответ на вопрос «кто я?» в культуре постмодерна перестает быть для субъекта однозначным. Если в традиционных обществах пол, национальность, религия, социальный статус, профессия были предопределены человеку с рождения, не меняясь в течение жизни, то сегодня субъект может себе их выбирать, а потому не ассоциирует свое «я» ни с чем из перечисленного. В сухом остатке субъект имеет себя как безымянную, пустую точку восприятия мира, оценка событий которого меняется сиюминутно. Мир начинает напоминать галлюцинацию, представляясь субъекту каждый раз по-новому, порой, радикально. А сам субъект, осознав возможность определять себя для других так, как ему будет угодно, т.е. осознав себя как все-что-угодно, вынужден признать, что он окончательно не является никем из списка этих определений. Другими словами, субъект сегодня самоопределяется как никто.

    У тебя есть табак?

    Фильм Д.Джармуша «Мертвец», помимо множества прочих достоинств, дает возможность разобраться в феномене Никто. Один из главных персонажей картины так себя и называет – Никто. Это индеец, которого не приняло собственное племя за то, что после долгого отсутствия, во время которого он успел побывать в Англии и получить кое-какое образование белых людей, он настаивал на правдивости рассказов о своем путешествии. Ему не поверили и, назвав лгуном (Эксебичи – тот, кто говорит много, не говоря ничего), прогнали прочь. После этого он стал предпочитать, чтобы его называли Никто.

    Уильям Блэйк и Никто. Кадр из фильма Д.Джармуша «Мертвец»

    Свою печальную историю Никто рассказывает бедному бухгалтеру Уильяму Блэйку из Кливленда, который от своего звучного имени не отказывается, однако, сама жизнь которого говорит, что он тоже никто в этом мире. Это типичный неудачник, который попадает на Дикий Запад, стараясь забыть бросившую его любимую, не умея стрелять и не имея ни грамма табака в кармане. К слову сказать, табака в картине нет практически ни у кого, хотя вопрос «У тебя есть табак?» красной нитью проходит через весь фильм.

    Табак в фильме появляется дважды: в конторе богатого промышленника, капиталиста, который курит его сам, и у миссионера, представителя церкви, Тела Христова на земле, который приторговывает им в лавке «for good friends only».

    Табак в фильме приобретает символическое значение, это символ власти, которая по фильму принадлежит капиталу и церкви. Остальные лишь скитаются в поисках табака, постоянно спрашивая, нет ли его у кого из простых встречных, но сами его никогда не имеют.

    Кадры из фильма Д.Джармуша «Мертвец»

    Капиталист наслаждается дымом табака - символа власти в фильме Д.Джармуша.

    Миссионер, приторговывающий табаком

    В этой связи интересно упомянуть «Улисса» Дж.Джойса. В своей попытке показать, как все события шестнадцатилетнего путешествия Одиссея, описанные Гомером, в символической форме переживаются современным человеком в течение одного дня, он не обходит стороной и блуждающие скалы, - расходящиеся и сталкивающиеся, крушащие все, что окажется между ними, - о которых Цирцея рассказывает Одиссею, и через которые в свое время сумели проплыть аргонавты. В качестве символов этих двух разрушительных скал Джойс берет образ священника (отец Конми) и вице-короля (граф Дадли), которые проезжают через город каждый своей дорогой,а промеж них, как между двух блуждающих скал, способных прихлопнуть любого из них в любой момент, мечутся по своим мелким делишкам простые горожане, среди которых и рекламный агент Блум – образ Одиссея. Есть у Джойса и эпизод, «повторяющий» другую историю из Одиссеи – историю с циклопами, в которой Одиссей тоже представляется как Никто, однако, к ней мы обратимся позже.

    Пока же вернемся к табаку из фильма Джармуша. Табак никто из простых людей не имеет, но все ищут. Ищет его и Эксебичи, в отличие от Блэйка, который вообще не курит. Вот в этом отношении к власти и выделяются социологические типы Никто. Если Блэйк никто потому, что боится этого мира, бежит и прячется от него, то Эксебичи Никто потому, что он выше досягаемости своего социума. Он, как бы теперь сказали, обогнал свое время. И он хотел бы иметь табак, но ему его не дают, поскольку, как он сам говорит миссионеру-торговцу, «…ваше видение Христа есть злейший враг моего собственного видения».

    По сути, Эксебичи – это советский диссидент из интеллигентов, сумевших побывать за границей, или, если угодно, блогер, выдающий очередную стратегию развития страны в интернет, а Блэйк – это современный Акакий Акакиевич, офисный планктон, которому ничего не надо, лишь бы его не трогали. При этом и один и другой - никто, но каждый в своем смысле. Первого социум, управляемый двумя центрами силы – мирским и духовным - не принимает, второго – не замечает. Первый называет себя никем, потому что знает, что он – кто-то, второй называет себя именем великого поэта, оставаясь простым бухгалтером, или, по сути, никем. Эксебичи нуждается в Блэйке, чтобы доказать своим сородичам, что великий поэт, про которого он рассказывал, реально существует, т.е. чтобы подтвердить свое видение фактами. Блэйку нужен Эксебичи, поскольку без него он просто не знает, куда идти.

    Власть имущий Никто

    - Что за беда приключилась с тобой, Полифем, что кричишь ты

    Чрез амвросийную ночь и сладкого сна нас лишаешь?

    Иль кто из смертных людей насильно угнал твое стадо?

    Иль самого тебя кто-нибудь губит обманом иль силой?

    - Им из пещеры в ответ закричал Полифем многомощный:

    - Други, Никто! Не насилье меня убивает, а хитрость!

    Гомер. Одиссея.

    Отношение к власти мы выделили как основополагающий принцип анализа той пустоты, которую представляет собой социум. Одни Никто, потому что их отвергли, другие – потому что их не видят и не слышат. Одни никто, поскольку не мешают власти реализовывать себя, другие никто, потому что просто не могут (хоть и хотят) помешать власти. Однако, должна быть и третья позиция – власть имущие. Власть имущие не стремятся к власти,и не управляются ей. Власть имущие есть сама власть. И, по идее, они должны быть единственными «кто-то» в окружающей их пустоте. Однако, современная власть начинается со лжи, то есть, с заявления себя тем, чем она не является. Кроме некоторых монархий, власть объявляется принадлежащей народу, хотя всем очевидно, что это не так. Власть имущие на словах отказываются от власти, чтобы иметь возможность пользоваться ей.

    Власть имущие вынуждены удерживать власть хитростью, поскольку опасаются утерять власть. Подобно Одисею, попавшему в лапы циклопа Полифема, власть имущие скрывают свое истинное лицо, свои истинные намерения, стрмясь к полной дезинформации народа, дабы успеть среагировать в случае бунта. В мифе Гомера Одисей сначала взывает к воле Зевса, прося циклопа отнестись к морякам как к гостям. Однако циклоп, говорит так, как иногда толпа говорит своему суверену:

    Свирепо взглянувши, циклоп мне ответил:

    - Глуп же ты, странник, иль очень пришел к нам сюда издалека,

    Если меня убеждаешь богов почитать и бояться.

    Нет нам дела, циклопам, до Зевса-эгидодержавца

    И до блаженных богов: мы сами намного их лучше!

    Не пощажу ни тебя я из страха Кронидова гнева,

    Ни остальных, если собственный дух мне того не прикажет.

    Страх быть уничтоженными неразумной, природной силой, выплескивающей иногда свой гнев на власть имущих, заставляет их обманывать народ, объявляя себя никем в сравнении с волей народа, они стремятся усыпить народную волю, ослепить ее единственный глаз, чтобы обездвижить, сделать безвредным. Власть имущие отказываются называть себя своим именем, например, когда объявляют борьбу коррупции. Будучи ворами, они объявляют воровство вне закона, показывая тем самым, что воры не они. Имея власть они говорят, что безвластны, распределяя ресурсы, они говорят о законе и воле народа, воруя, они объявляют воровство вне закона. Являясь всем, они говорят, что они Никто, подставляя под удар толпы тех, кто менее им дорог, стараясь продлить свое пребывание у власти.

    Джон Флаксман - Одиссей поит циклопа Полифема вином

    Трижды ему подносил я, и трижды, дурак, выпивал он.

    После того как вино затуманило ум у циклопа,

    С мягкой и вкрадчивой речью такой я к нему обратился:

    - Хочешь, циклоп, ты узнать мое знаменитое имя?

    Я назову его. Ты же обещанный дай мне подарок.

    Я называюсь Никто. Мне такое название дали

    Мать и отец; и товарищи все меня так величают.

    - Так говорил я. Свирепо взглянувши, циклоп мне ответил:

    - Самым последним из всех я съем Никого. Перед этим

    Будут товарищи все его съедены. Вот мой подарок!

    Итак, власть имущие представляют собой третий социальный тип Никто – Никто, который представляется им из страха действительно стать никем. И если обман удается, то, удалившись на безопасное расстояние, можно в нем и признаться, как это сделал Одиссей, который выкрикивает свое настоящее имя с отплывающего корабля, уворачиваясь от валунов, метаемых в него ослепленным циклопом, или как некоторые «разоблаченные» политики, которые уехав в Швейцарию, становятся непримиримыми борцами с режимом.

    А.Бёклин.Одиссей и Полифем.

    В период постмодерна, и в условиях этой «заполненной пустоты» социума, которая характеризует наше общество, человек остается полностью дезориентированным. Он не имеет на что опереться, не знает, кто он, кто управляет им, и каковы цели этого управления. Единственная «чтойность», которую можно обнаружить в таких условиях – это как раз тот самый звериный инстинкт, который объединяет индивидуумов в толпы.Однако, как персонифицирует себя эта сила?

    Блум (А.Горячев) и Гражданин (В.Фирсов) Спектакль мастерской П.Фоменко.

    Джойсовская интерпретация мифа об Одиссее и циклопах вносит некоторую определенность в этот вопрос. Если в образе Одиссея Джойс вводит ирландского еврея Блума, то в роли циклопов в «Улиссе» выступают ирландские националисты, речь которых напоминает сегодняшние рассуждения отечественных наци.

    «- Но ведь разве, — ввязывается Блум, — дисциплина не везде одинакова? Я хочу сказать, разве у вас не было бы то же самое, если бы вы против силы выставили свою силу?

    Ну что я вам говорил? Не пить мне этого портера, если он и до последнего издыхания не будет вам доказывать, что черное это белое.

    - Мы выставим силу против силы, — говорит Гражданин. — У нас есть великая Ирландия за океаном. Их выгнали из родного дома и родной страны в черном сорок седьмом году. Их глинобитные лачуги и придорожные хижины сровняли с землей, а в «Таймсе» радостно возвещали трусливым саксам, что скоро в Ирландии останется не больше ирландцев, чем краснокожих в Америке.

    Паша турецкий, и тот прислал нам какие-то пиастры. Но саксы нарочно старались задушить голодом нацию, и хоть земля уродила вдосталь, британские гиены подчистую скупали все и продавали в Рио-де-Жанейро.

    Крестьян наших они гнали толпами! Двадцать тысяч из них распростились с жизнью на борту плавучих гробов. Но те, что достигли земли свободных, не позабыли земли рабства. Они еще вернутся и отомстят, это вам не мокрые курицы, сыны Гранунл, заступники Кетлин-ни-Хулихан.

    - Совершенно справедливо, — снова Блум за свое, — но я-то имел в виду...

    - Да мы уж давно этого ждем, Гражданин, — Нед вставляет. — Еще с тех пор, как бедная старушка нам говорила, что французы у наших берегов, с тех пор, как они высаживались в Киллале.

    - Верно, — говорит Джон Уайз. — Мы сражались за Стюартов, а они предали нас, с головой выдали вильямитам. А вспомните Лимерик и нарушение договора на камне. Наши лучшие люди проливали кровь за Францию и Испанию, дикие гуси. Одна битва при Фонтенуа чего стоит! А Сарсфилд, а О'Доннелл, герцог Тетуанский в Испании, а Улисс Браун из Камуса, фельдмаршал в войсках Марии Терезии. Но что мы хоть когда-нибудь получили за это?»

    Действительно, нацизм, для которого легитимной является только власть единокровцев, есть та самая форма проявления природного инстинкта толпы, который прорывается сегодня сквозь пустоту социума. Это единственная сила, которая не прячет себя за именем Никто, которая, напротив, говорит: «я – единственное, что есть!» И это так, поскольку что-то возразить в ответ святая троица Никто ничего (ну или почти ничего) не способна. По крайней мере, пока.

    app.post.show.fully
    0
    5/18/2012, 3:58 PM
    Субъективное радио. 1 выпуск.

    Вообще я изначально планировал блог как радио. Но программы я знаю так себе и со звуком раньше не работал. Поэтому на освоение этой науки убил какое-то время. Как бы то ни было, первый выпуск Субъективного радио готов. Надеюсь, на выходных не все будут в оффлайне, и кто-то найдет время послушать все это безобразие. Тем более, что погода в Алматы какая-то непонятная.

     

     

    P.S. Микрофона толкового у меня пока нет, поэтому на качество сделайте скидку.

    UPD. Russian Podcast глючит. Выложил файл на kiwi.kz

    app.post.show.fully
    2
    5/2/2012, 9:33 AM
    Велосипеды и автомобили – язык общения

    1. Постановка проблемы. Опасность вождения велосипедов в Алматы.

    Сколько бы велопробегов аким не проводил, факт остается фактом: дороги Алматы для велосипедистов не предназначены. Впрочем, местами, они не предназначены и для автомобилей, однако, ездят же. Вот и на велосипедах тоже будут ездить, и, - я надеюсь, - с каждым годом все больше и больше людей.

    А это значит, что перманентно аварийная ситуация в процессе велопрогулки по городу будет сохраняться и даже усиливаться, поскольку машин тоже с каждым годом все прибывает, а права, сами знаете, продаются и покупаются. И если для автомобилиста столкновение в городе редко преставляет опасность для жизни, то для велосипедиста любая авария грозит летальным исходом. Что же делать? Как мы, участники дорожного движения можем уберечь друг друга от столкновения и, не дай Бог, жертв?

    2. Анализ проблемы. Часто встречающиеся аварийные ситуации.

    Будучи и автомобилистом и велосипедистом одновременно, я вижу проблему с обеих сторон. И могу с уверенностью говорить о двух самых аварийных ситуациях:
    a.Попытка автомобилиста в пробках обойти затор справа, либо просто прижаться к обочине. - Как правило, такой маневр делается без предварительного взгляда в правое зеркало, поскольку автомобиль и так стоит на первой полосе и водитель подсознательно уверен, что помехи справа никто создать не может. Велосипедист, который легко проезжает в самых узких коридорах, в расчет не берется. И если он там все же есть, то случается неприятная ситуация.
    b.Обгон велосипедиста и поворот перед ним на перекрестке направо – вообще, конечно, это нарушение, по правилам нужно пропустить велосипедиста, и после этого совершать маневр, но люди у нас все время куда-то спешат, а права, как упоминалось выше, покупаются.
    3. Вариант решения проблемы. Язык сигналов и жестов.
    Если первую ситуацию можно решить только пропагандой и штрафами, то вторую можно решить малой кровью, не особо напрягая ни автомобилиста, ни велосипедиста, ни инспектора дорожной полиции.
    ПРОСТОЙ ОБМЕН СИГНАЛАМИ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗОЙТИСЬ КРАЯМИ БЕЗ ВЗАИМНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ И ПРИ СОХРАНЕНИИ УВАЖЕНИЯ.
    То есть, если при таком маневре автомобилист даст знать велосипедисту заранее, что собирается его обогнать и принять вправо, то аварийность сводится к нулю.  Однако, как подать сигнал, если велосипедист видит машину только непосредственно перед маневром? Только звуковым сигналом. То есть, принцип может быть таким:
    a. Один сигнал автомобиля – «Внимание!» - сигналят у нас постоянно и по разным поводам. По отношению к велосипедам сигнал чаще всего означает только предупреждение: «Я еду, осторожно, не бери резко влево». По сути это просто обозначение себя. По этому сигналу, как правило, велосипедист продолжает ехать  в своем темпе без резких поворотов, либо слегка принимает вправо.

    b. Двойной сигнал автомобиля – «Осторожно, собираюсь преградить тебе путь!» - Этот сигнал подается после сигнала «Внимание!», т.е. велосипедист уже в курсе, что позади едет какой-то нервный тип. После двойного сигнала велосипедист понимает, что его хотят подрезать и снижает скорость и пропускает торопыгу.

    c. Ответный жест. Однако, велосипедист может и сам торопиться. И вообще, по ПДД автомобиль должен пропустить велосипедиста, поэтому необходим и обратный легко читаемый сигнал от велосипедиста водителю. Например, такой:


    Поднятый средний палец – «Водитель, соблюдайте правила дорожного движения!» - Знак означает, что велосипедист попался принципиальный, либо тоже из торопливых, и снижать скорость не намерен. По этому сигналу уже водитель  должен снизить скорость и пропустить велосипедиста.

    4. Резюме.
    Как видите, сигналы просты и интуитивно понятны. Уверен, что внедрение их в обиход позволит сократить количество аварийных ситуаций, и, что самое важное, начать диалог между автомобилистами и велосипедистами. Удачи на дорогах, товарищи!
    app.post.show.fully
    5
    3/7/2012, 6:41 AM
    Мертвый завод. Часть 2. Лики прошлого.

    Не сотвори себе кумира - гласит вторая из десяти заповедей Моисея. Однако, где Моисей и где рок-н-ролл? Актеры и музыканты давно и прочно заняли Олимп общественного сознания. Правда, время берет свое и кумиры стареют и уступают место новым, которых уже новое поколение превозносит до небес, забыв вторую заповедь Моисея.

    Так же, как эти фотографии кумиров прошлого, найденные мной на Машиностроительном заводе им. С.М.Кирова, современные Биберы, Паттиносоны, Бритни, Пэрис, через двадцать лет постареют и покроются пылью. А наши дети будут рассматривать их с интересом, непониманием или усмешкой. Как и вы теперь рассматриваете эти старые снимки.

    app.post.show.fully
    3
    3/7/2012, 6:36 AM
    Мертвый завод. Часть 1.

    На прошлой неделе я, волею судеб, оказался на территории машиностроительного завода им. М.С.Кирова, в свое время – одного из самых значимых военно-промышленного комплекса СССР.


    В советское время завод выпускал торпеды, говорят, что и теперь что-то производят для РФ, однако, большая часть цехов в этом не задействована. Что-то сдают в аренду, а что-то просто стоит заброшенным.

    Территория завода огромна. Стоит много техники, которая, возможно, и действует, но явно давно не эксплуатировалась .


    Проходя мимо одного из заброшенных цехов, я поддался тому любопытству, которое просыпается у любого, кто был ребенком, при виде развалин, кактакомб или незапертого чердачного люка. Фотоаппарат был неважнецким, да и фотограф я никакой, потому не судите строго.

     


     

    Шлифовальный станок. Конструкция простая, поэтому наверняка вполне себе работающий. Только электричество подключить.



    Даже следы пасты на круге остались.


    Похоже, здание покидали не сразу, потому что продукты явно не с 80-х. Тогда и пакетов таких не было. Целлофановые пакеты в то время стирались и использовались многократно.





    В комнатах столько всего понакидано, что понять, что тут производили практически невозможно. Скорее всего, цех какое-то время сдавался в аренду производителям гражданских товаров.







    Но какие-то рудименты все же напоминают и о военпроме.




    Это патент сотруднику на рационализаторское предложение. датировано 1987 годом.

    А это памятка со стикером "LASER. Избегайте попадания прямого и отраженного излучения в глаза"



    Что-то похожее на тахошайбу у современных дальнобойщиков.

    Поднимаясь по лестнице на второй этаж услышал недовольный лай. Оказывается там была лежка достаточно большой собачьей стаи.




    Разбросано всего было много. Но не ветоши. Старый цех соблюдает свои традиции.


    Второй этаж.





    Вид из окна в сторону проспекта Сейфуллина.


    Третий этаж. Крыша, видно, уже подтекает.







    Золушки разошлись по домам. Туфельки остались. Женщины также работали на заводе.



    На третьем этаже был, по-видимому. какой-то архив. Полно разбросанных  бумаг и огромные стеллажи в смежных цеху комнатах.


    Самым интересным мне показались многочисленные вырезки из журналов того времени. Им я решил посвятить отдельный пост, потому что их достаточно много, и есть в них что-то завораживающее.



    Ту би континуед.



    app.post.show.fully
    1
    2/14/2012, 11:43 AM
    We are not alone...

    Проблемы нашего захолустья знакомы и более цивилизованным соседям по нашей глобальной деревне, что не может не радовать. Вообще, последнее время замечаю… даже не замечаю, а ощущаю, что социальные проблемы стали общими для всего мира.

    На КДПВ карта протестов в Европе против Международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией ACTA, которые сегодня, прямо в эту самую минуту, набирают силу в Европе.

    Если верить Википедии, то ACTA — это полный пизнес. Как бы вы отреагировали, если бы  в аэропорту вам предложили засветить, что у вас там есть такого на лаптопе? И пароль ввести и немедленно, если вы конечно хотите лететь. Провайдеры в случае скачивания вами очередной пиратской копии могут без предъявления ордера сливать инфу по первому требованию фликов. Нормально, нет?

    Ну вот, народ просвещенной Европы и не выдержал. Выходят на улицу, машут плакатами. Аль-Джазира по этому поводу посвятил материал, в котором демонстрирует твиты самих протестующих с поля битвы. Вот, например, такой:

    Однако, одними протестами действовать, имхо, без толку. Решать вопрос как-то надо. Альтернативу предлагать, тем более, что альтернатива такая есть и уже давно. Называется она копилефт и выглядит вот таким образом.

    Суть движения копилефта, как не трудно догадаться, состоит в том, что распространение, копирвание и модификация аудио-, видео-, или программного контента должно быть свободным. Однако, речь идет не только о декларации того, как оно должно быть. В рамках движения создана, например, некоммерческая организация Creative Commons, которые создают лицензии и типовые договора, направленные на свободное распростронение контента.

    Кстати сказать, в Казахстане тоже есть отделение организации, но, судя по тому, что в теперешнем сраче они никак не участвуют,  а также по их сайту, существуют они чисто номинально. Ну, как номинально, делают что-то, например, казахскую Википедию wikibilim. Но все это как-то не очень соотносится с реальными нуждами народа и ожиданиями от такой организации. В общем, оно и понятно, поскольку руководит отделением Рауан Кенжехайулы, который на Хабаре в свое время редактором «Жеты куна» работал, а потом в пресс-службе казахстанского посольства в России. В общем, засланный казачок, чего скажут, то и делает, что в общем-то не очень правильно как минимум.

    Ну, да бог ему судья, я за копилефт еще пару слов хотел. Основателями концепции копилефта,  принято считать хиппового программера по имени Ричард Метью Столлман (человек и стол, значит) и очкастого адвокатишкуЛоуренса Лессинга. Замечательные мужики, которые ситают, что запрет копирования есть препятствие на пути перехода культуры в цифровую эпоху. Вот, например, Лессинг, стоит, как живой, и вещает на мир русским языком. Стоит послушать, кстати, если хотите разобраться в вопросе глубже.

    Надо сказать, слушают его не только блогеры, но и серьезные люди. Есть ведь проект kroogi.com на котором российские авторы: БГ, Гришковец и др., — размещают свои материалы для бесплатного скачивания. Каждый может заплатить, если хочет, сколько хочет, либо вообще ничего не платить.

    В общем, я к тому, что не все так плохо. Нас много и с нами правда.  И есть авторы, которые легко относятся к своему детищу, как, например, БГ, и готовы делиться бесплатно. А потому победа будет за нами.

    Желаю вам всяческих копилефтов.


    app.post.show.fully
    0
    12/25/2011, 10:01 PM
    Силовикам нет дела до простого народа?

    Страсти вокруг Жанаозена поулеглись, но осадочек остался. Каждый в своем уголке думает теперь какую-нибудь гадость про (а) понаехавших оралманов, (б) зарубежную оппозицию, (в) неизвестных западных разжигателей, (г) безразличные к народу власти или (д) озверевших полицейских.

    Лично меня волнуют зверства полиции. Если вкратце, то я вижу в их действиях слабость, неподготовленность. А поскольку время сейчас неспокойное, и любые гарантии в невозможности повторения таких событий пока меня лично не убеждают, то мне слегка не по себе от того, что полиция снова будет стрелять в народ.

    "Но это же были провокаторы", - скажут убежденные в своей версии жанаозенских событий (коих, по моим наблюдениям, немало), - "С ними так и надо поступать! И не следует путать их с народом."

    Может быть. Лично я сомневаюсь, что это так, однако, ни в чем не уверен на 100%. Однако, чрезмерность применения силы полицией, меня, повторюсь, беспокоит. Например, вот такое видео нашел я в интернете.

    Вот так. "Заложники освобождены. Террористы захвачены." Что там с заложниками реально произошло, видите сами. Я сначала решил, что это просто какой-то прикол или фейк. Но, нет, вот видео учений с трех точек.

    Раз:

    Два:

    Три:

    И вот смотрю я на все это, и думаю: вроде полиция содержится на налоги простых граждан. Почему же тогда на эти деньги спецназ отрабатывает способ быстрого уничтожения тех же самых граждан, захваченных террористами? То есть, это вообще политика силовиков такая в отношении простого люда?

    То есть, то, что произошло в Жанаозене - это, с их точки зрения, нормально?

    app.post.show.fully