Фоторепортаж с самого красочного праздника Индии
Праздник весны и красок Холи отмечается по всей Индии, но именно в штате Раджастан он проходит с особым размахом. Один из самых популярных туристических штатов, Раджастан богат не только своей архитектурой, историей и верблюдами. Праздники и фестивали здесь идут круглый год, а на Холи тысячи туристов стекаются именно сюда. В столицу штата Джайпур я не рискнул ехать. На Холи я еще не разу не был и перспектива оказаться в эпицентре этого безумия в трехмиллионном городе меня немного страшила. Поэтому я выбрал более спокойное и уже знакомое мне место, город Пушкар, где я уже был в ноябре на грандиозной ярмарке верблюдов, о которой вы можете прочитать в предыдущих постах моего блога.
Подготовка к Холи началась за неделю. На улицах стояли вот такие разукрашенные продавцы и продавали сухую краску, недешевую кстати, по индийским меркам. Один стограммовый пакетик стоил порядка 100 рупий, что в переводе на казахстанскую валюту будет порядка 225 тенге. Не смейтесь, на 100 рупий, например, можно наесться в индийской кафешке до отвала. Еще и на мороженое останется.
Праздник весны Холи отмечается в Индии с незапамятных времен и символизирует победу добра над злом. В этом году он выпал на 17 марта. Надев старую одежду, завернув фотокамеру в пакет и обмотав скотчем, рано утром я вышел на улицы Пушкара. Первыми, кого я увидел, были банды мальчишек, подстерегающие своих жертв. Через мгновение после того, как я сделал этот кадр, красная жидкость непонятного происхождения в бутылке, выльется прямо мне на лицо и частично на камеру. (Впоследствии я не раз возблагодарил себя за то, что завернул фотоаппарат в пакет, хотя видимость после этого приблизилась к нулю).
Сделав свое черное дело, мальчишка, гогоча, умчался. Остальные юные бандиты не щадили никого. Прелестные и неосмотрительные француженки, вышедшие за горячим кофе и свежими круассанами в ресторанчик неподалеку, попали под настоящий обстрел красками. Ни слезные мольбы на английском, ни страшные ругательства на французском не остановили бесстрашных пиратов. А вскоре уже весь город стоял на ушах.
Уже на подступах к главной площади, где и развернулись все основные события праздника, были видны разноцветные столпы краски.
Все прохожие нещадно забрасывались красками.
А юные борцы за веселье перешли к тяжелому оружию - водяным автоматам!
Перезаряжаем
Маленькие сорванцы поливали людей с крыш подкрашенной водой и сбрасывали вниз водяные бомбы.
Остальные не стали стоять в стороне и тоже активно подключились.
С первых минут с начала праздника улицы города заполнились разноцветным дымом.
Через 10-15 минут лицо, тело и одежда были покрыты красками. И если сухие краски еще можно было стряхнуть, то подкрашенная вода вообще не смывалась.
К 10 часам утра вся площадь была забита людьми.
Стоял такой густой разноцветный туман, что люди вокруг приобретали призрачные и неясные очертания, а окружающее действо походило скорее на фильм о постапокалипсисе.
Небесная канцелярия в тот день работала четко, посылая на землю осадки самых безумных расцветок.
А потом грянули барабаны и все вокруг пустились в неистовый пляс.
Мое знакомство с учениками Пушкарской средней школы произошло совершенно случайно. Оказалось, что гест хаус, где я остановился, находится по соседству со школой. Ежедневно проходя мимо ворот школы, я однажды заглянул к ним вовнутрь. Так состоялось мое знакомство с директором школы, которая, узнав, что я фотожурналист, предложила провести мастер-класс по фотографии для учащихся. Позднее проведя мастер-класс, я сфотографировал обычный день Пушкарской средней школы.
Во время моего визита в школе был день спорта. Иногда здесь проводят дни математики, астрономии, музыки или день йоги и танцев. Но особым почетом здесь, как и везде в Индии, пользуется математика.
Спортивные занятия проводятся здесь же, на заднем дворе школы. Спортивная форма не предусмотрена, дети занимаются в своей обычной школьной форме.
Следует отметить, что у каждой школы есть определенный цвет формы. Порой, в одном индийском городке можно встретить учеников в совершенно разной по цвету одежде. Цвет этой школы - коричневый.
В беседе с директором, я узнал о том, что покупка формы в целом по Индии проходит по разному. В одних школах форму детям покупают их родители, в других, например этой, форму выдает учебное заведение. Все зависит от степени финансирования той или иной школы.
Одинаковая для всех форма - задумка Махатмы Ганди для того, чтобы все кастовые различия учащихся были стерты. Но по степени поношенности рюкзаков и обуви все равно можно судить о финансовом состоянии семьи ученика.
К 11 часам дня начинается ланч. Дети рассаживаются прямо во дворе. Еду они приносят с собой из дома. В основном это лепешки, рис с подливой и сладкий чай с молоком в термосах. Никакого мяса, яиц или рыбы я не увидел.
Воду школьники пьют из специальных очистительных приборов, которые стоят во дворе школы. Из под кранов пить запрещено.
Еще одно правило, но касаемое только старшеклассников - перед входом в класс снимать обувь. Вполне разумное правило для жаркого климата Пушкара, как мне кажется. Кстати в этой школе ученики сидят за партами. На юге Индии, в штате Андра Прадеш я видел школы, где ученики занимаются, сидя прямо на полу.
Во всем остальном - это вполне обычная школа, где на переменах также все дурачатся, бегают и смеются.
Что касается мастер класса, то я не стал забивать голову детям рассказами о технике съемки, а показал фотографии, сделанные в других частях Индии, снабдив их историями о том, кто изображен на снимках или в каких условиях они были сделаны. В Индии обязательны к изучению три языка - хинди, английский и язык своего родного штата. Так что мой рассказ на английском все прекрасно поняли.
В заключении хочу добавить, что по личным наблюдениям и общению с индийскими фотожурналистами, стать хорошим фотографом очень сложно, но возможно. Помимо оборудования, которое не каждый в состоянии приобрести, получать навык и практику лучше в крупном издательстве, например стажером в ежедневной "The times of India" в Мумбае, куда не так легко попасть. Однако, работать фотографом можно не только в финансовой столице Индии. В других городах всегда найдется работа для тех, кто решит в будущем стать фотографом. От души желаю этим школьникам удачи с выбором будущей профессии, так как делать это придется очень рано, в 15-16 лет,то есть сразу по окончании школы, где их ждет колледж, а затем, возможно и университет.
Рецепт, как сделать из небольшого индийского городка культовое место достаточно прост: нужно всего лишь добавить местного колорита, приплести историю хиппи паломников, снабдить все это вкусными фото историями, и вот перед нами могучая туристическая машина, работающая без сбоя не одно десятилетие.
Город Пушкар, что в индийском штате Раджастан, получил культовой статус среди индийцев намного раньше, чем сюда забрели первые хиппи из Европы. Крупный паломнический центр, Пушкар ежегодно собирает десятки тысяч паломников со всей Индии. Священное озеро в центре города, по преданиям, снимает с тебя все грехи и обнуляет карму. Достаточно лишь в него окунуться. Естественно, действует это исключительно на индийцев. Всем остальным придется искать другие способы. Согласитесь, несправедливо. Грешил всю жизнь, а потом раз, и вышел новым человеком, чистым и непорочным. Но речь сегодня пойдет не об этом.
Ни для кого не секрет, что Индия пользуется особой любовью у туристов, падких на все, простите, эзотерическое и экзотическое. Особым костяком выделяются, конечно, тетушки из России и Казахстана, иногда Белоруссии, местами из Германии и совсем чуть-чуть из Украины. Мне всегда была непонятна эта болезненная тяга ко всему восточному - тысяча и одной ночи, волшебной лампе, сокровищницам и разумеется, богатым махараджам, желательно помоложе. Может, секрет кроется в дешевых тур.путевках в Турцию для наших и "ихних"граждан или восточных танцах для похудения? Доподлинно неизвестно, но возвращаясь к нашим верблюдам, штат Раджастан, безусловно, самое популярное среди туристов место в Индии.
Только вчитайтесь в эти названия - Джайпур, Джейсалмер, Удайпур, Аджмер. Воображение сразу начинает вырисовывать картины с роскошными дворцами махараджей, караванами верблюдов в пустыне, прекрасными наложницами и пещерами с несметными сокровищами. По сути, вы будете правы. Вот только роскошные дворцы уже давно превратились в музеи, караваны распустили, а махараджы, может и имеют еще наложниц, только вместо дворцов предпочитают иметь бизнес в виде отелей.
Приезжая в Раджастан, чувствуешь, будто сама история писалась для туристических буклетов. Настолько все кинематографично. Идеально выстроенные декорации, где-то специально состаренные, где-то порванные для виду (Индия все-таки!). А костюмеры! Вглядитесь только в их работу! Нигде, кроме Раджастана, вы не увидите таких головных уборов на мужчинах и массивных украшениях на женщинах. Все настолько идеально, что порой кажется, ну точно, попал в индийское кино! Со всеми вытекающими. Вот только в Пушкаре свой сценарий и в виде главного героя выступает вовсе не брутальный болливудский мачо, а огромная туристическая машина под названием "Пушкар Мела".
Раз в году в эти десять дней все винтики и пружинки начинают свою слаженную работу. Всех коров, рикш, попрошаек, бродяг и собак неизвестно куда прячут. На подступах к Пушкару еще можно встретить такие милые сердцу индийские лачуги с чумазыми ребятишками и улыбчивыми стариками, но за первым кордоном количество картонных домиков резко сокращается, а за вторым и вовсе исчезает. Все, мы попадаем в зону отчуждения, вернее в зону притяжения. Как сорока летит на сверкающие побрякушки, туристы со всей Индии и мира спешат вкусить восточной сказки на "Пушкар меле" или ярмарке верблюдов.
И "Пушкар Мела-2013", проходящая в первой половине ноября, не обманула их ожиданий. Тысячи верблюдов с колоритными пастухами в разноцветных чалмах (сами раджастанцы называют их сафы) расположились близ Пушкара. Тут же, как по мановению волшебной палочки, за ночь выросли торговые лавки и аттракционы. Невесть откуда появились фотографы с гигантскими объективами наперевес, тетушки, разумеется, и внимание, хиппи. Да, да, и на их улицах наступил праздник. Правда, от Вудстокской юности мало что осталось и сегодня уже совсем не юные хиппи скорее предпочтут спокойное покуривание косяка на крылечке какого-нибудь европейского ресторанчика в старом добром Пушкаре. Хотя за эти полвека Пушкар из маленькой деревеньки в пустыне, служившей перевалочным пунктом в Гоа для первых европейских хиппи, превратился в сами знаете что. Смена поколений произошла и сегодня на индийском Вудстоке правит бал холеная европейская молодежь, безразлично взирая на все происходящее вокруг и бездумно скупая ненужные сувениры и одежду.
На самой ярмарке добродушные пастухи с улыбкой на лице дадут себя сфотографировать за пятьдесят рупий, а с особо интересующимися даже раскурят чилам (индийская глиняная трубка для курения марихуаны) уже за другую сумму. Возница с радостью прокатит вас и вашу не менее упитанную спутницу жизни на абсолютно невозмутимом верблюде, а уличный музыкант за червонец сыграет вам такую душещипательную мелодию на народном раджастанском инструменте, после которой вам захочется дать ему еще червонец. Как происходит настоящая торговля за всей этой туристической мишурой, я так и не увидел. А так хотелось! Это вам не за плакат с Кришной торговаться! Тут суммы порой доходят до несколько десятков тысяч долларов. Вот он, настоящий восточный базар, оставшийся где-то за блестящей ширмой. А может и не было никакого базара?! Я так и не понял.
Следить за моим путешествием по Индии можно на http://instagram.com/kushamanov
Для того, чтобы приготовить борщ в Индии, нам понадобится:
1. Уехать куда-нибудь в теплую страну, где есть большой выбор овощей. Например, на юг Индии.
2. Поселиться в джунглях, чтобы иметь возможность готовить на огне.
3. Выбрать джунгли в непосредственной близости от океана для созерцания закатов во время готовки.
Путешествуя по Индии уже третий месяц возникает естественное желание попробовать привычной еды. Сегодня мы решили приготовить борщ. Выполнив вышеперечисленные три пункта, идем покупать овощи на местный базар.
Без труда находим все, что нужно. Цены в южной Индии в разы ниже, чем в Казахстане. Например, килограмм помидоров стоит на казахстанскую валюту около 40 тенге. Оговорюсь сразу, что готовим мы на толпу из десяти человек. Для борща нам нужно:
- 3-4 луковицы
- 1 капуста
- 2-3 морковки
- 7-8 маленьких секлы
- 3-4 картошки
- 5-6 помидоров
- 1 перец
- 7-8 зубчиков чеснока
1 острый перец
Несколько листиков лаврушки
Черный перец и соль по вкусу. Еще можно положить столовую ложку сахара для того, чтобы сбить остроту.
Для обжарки чистим
и нарезаем лук, морковь и перец.
Не забываем про помидоры.
Параллельно ставим на огонь родниковую 4 литра родниковой воды. К слову, в Индии почти везде используют металлическую посуду. Очень практично, на мой взгляд.
После того, как вода закипит, кладем очищенную свеклу и картошку.
Начинаем обжарку с лука и моркови
Добавляем перца
Помидоры и оставшуюся свеклу кладем в последнюю очередь. Обжариваем до того момента, пока лук не станет золотистым. После кладем обжарку и одну шинкованную капусту в кастрюлю и оставляем вариться на огне 20 минут. За 10 минут до снятия с огня кладем пару лавровых листов.
Теперь у нас есть время окунуться в теплые воды Аравийского моря.
Снимаем борщ с огня и даем настояться 30 минут. Добавляем по вкусу зелень и чеснок.
Сваренный в походных условиях вегетарианский борщ готов.
Приятного аппетита!
P.S. При подготовке материала ни одна священная корова не пострадала.
Больше фотографий из Индии в моем инстаграм http://instagram.com/kushamanov
Через мост Рамджула, соединяющий туристическую и не туристическую стороны индийского города Ришикеш, ежедневно проходят сотни людей. Торговцы, работяги, верующие, туристы из других штатов Индии - кого только не встретишь на мосту.
Продолжение следует
Или история о французе, построившем себе юрту во Франции.
Couchsurfing.org очень полезная социальная сеть, позволяющая путешествовать за сравнительно небольшие деньги и что самое главное, заводить друзей по всему миру. Находясь в Казахстане, я всегда с удовольствием принимаю путешественников в своем доме. На прошлой неделе ко мне заехали ребята французы. Путешествуя уже около года, они возвращались автостопом в родную Францию из Тайланда.
Адель живет в Париже, изучает философию в университете и обладает таким чарующим хриплым голосом, что ее речи на французском можно слушать бесконечно.
Янн живет на юге Франции в 200 километрах от Лиона. И вот здесь начинается самое интересное. Несколько лет назад Янн сам построил себе жилище, причем не просто дом, а самую настоящую юрту!
Причем по словам Янна, во Франции знают о юртах и сейчас все больше людей заинтересованы в постройке такого жилища. Выбор жить вдали от цивилизации к парню пришел не случайно. Последние двадцать лет во Франции царит жилищный кризис и цены на жилье неуклонно растут вверх. В итоге ценовая планка подскочила почти на тысячу процентов и для того, чтобы купить себе дом, нужно брать кредит в банке на тридцать лет. Многие французы не хотят работать всю жизнь, что бы погасить кредит, а предпочитают наслаждаться жизнью и посвящать себя творчеству. Янн также не хотел брать кредит и обдумывал другие варианты покупки недвижимости. В какой-то момент у него появилась возможность купить небольшой участок земли у подножия Альп. Потребовалось немало времени для оформления всех документов, так как в законодательстве Франции много пунктов, усложняющих процедуру покупки земли для строительства своего дома. Когда все формальности были улажены Янн начал строительство юрты. На это потребовалось немало времени, так как до этого Янн не был в Казахстане и не мог воочию видеть настоящую юрту.
Так как зимы в Альпах холодные пришлось устанавливать внутри печь, а внутреннюю обивку делать водонепроницаемой.
Туалет у Янна самый что ни на есть деревенский.
Юрту парень протапливает дровами и вообще старается как можно меньше пользоваться благами цивилизации.
Почему он решил построить именно юрту вместо классического домика в Альпах?
Альпах? Во-первых, юрта ассоциируется у Янна со свободой и единением с природой. Также ему нравится, что в юрте всего одна комната и она круглая.
Всем его друзьям очень нравится проводить время в его юрте. Многие даже заинтересовались построить себе такую же.
Дом интернат начал свою работу еще в Советском Союзе. С 1973 года и до наших дней дом никогда не прекращал свою функцию - принимать в свои стены одиноких пожилых людей, поступающих через отделы социальной защиты города и области.
За все время существования не изменилось и расписание. В 7.30 старики и старушки нестройными рядами тянутся в столовую на первом этаже.
После завтрака медицинские процедуры, а затем постояльцы разбредаются кто куда - смотреть телевизор, играть в карты, заниматься бытовыми делами.
Время здесь как будто остановилось. В пустых коридорах тихо, только иногда слышатся звуки шаркающих ног. А потом снова тишина.
Жители дома закрываются в своих комнатах - пьют чай, смотрят сериалы.
Зоя Лысенко робко приглашает в свою комнату, достает из холодильника халву и колбасу, тихо шуршит пакетами с печеньем. О своем прошлом женщина вспоминать не хочет - слишком тяжело. Только говорит, что потеряла единственного сына, а потом и лишилась квартиры. За пять лет, проведенных здесь, Зоя Петровна почти свыклась с утратой. "Здесь я не чувствую себя одинокой, только иногда, когда никто не видит, поплачу немного и все проходит."
Людмила Мартынюк в дом престарелых ушла сама, по собственному желанию. Просто не хотела быть обузой для сына, который живет в России.
В комнате на стене висит фотография, сделанная 35 лет назад, а отрывной календарик на окне отсчитывает время, проведенное здесь. За те 14 лет, что Людмила Евгеньевна живет в Доме престарелых, изменилось многое. Многих соседей по комнатах уже нет в живых. Только одно остается неизменным. Несмотря на возраст, а Людмиле Мартынюк уже 75, женщина стойко продолжает выполнять обязанности старосты крыла. На прощание Людмила Евгеньевна просит принести ее фотографию. "Отправлю сыну. Чтобы не переживал за меня."
Тишину в коридорах нарушают лишь голоса из телевизоров. Началось время показов турецких сериалов. Все жадно припали к экранам - следить за чужой жизнью, такой красивой, пусть и не настоящей.
Кстати, почти в каждой комнате есть телевизоры - единственная ниточка, соединяющая этих людей с внешним миром.
Сериальная любовь, показываемая по телевизору, иногда выходит за пределы экранов. Нина Мухамодиева и Амангос Имашев вместе уже четыре года. Познакомились здесь и с тех пор живут вместе.
Все тяготы семейной жизни делят поровну и на судьбу не жалуются. Говорят, именно в Доме престарелых обрели вторую жизнь.
Базар Урынгалиевой тоже скучать не приходится. Весь день в комнате Базар Кошановны работает швейная машинка - апа шьет на продажу корпе и подушки.
К постоянному труду пожилой швее не привыкать - Базар апа всю жизнь проработала на стройке. Семьей и детьми не обзавелась по собственному желанию. Каждую пенсию тратит на ткань и нитки и начинает шить. И так уже два года.
С Тамарой Николаевной Алтуховой мое знакомство произошло случайно. Моя знакомая (оказавшейся ее внучкой) попросила сфотографировать ее с бабушкой. Когда в комнату вошла хорошо одетая, элегантная дама, я не мог и предположить, что ей уже за семьдесят. За чашкой чая Тамара Николаевна рассказала о том, чем руководствуется при выборе одежды и продемонстрировала часть своего гардероба.
Небольшая квартирка пенсионерки пропитана дорогим парфюмом, на полках и антресолях стеклянные пузырьки соседствуют с ювелирными украшениями. Свою богатую коллекцию одежды женщина собирала долгие годы. Каждая вещь здесь имеет свою историю.
"Этот халат, в котором я так люблю пить чай, сшит из китайского шелка на заказ и привезен из Китая 15 лет назад."
"Многие вещи напоминают мне о приятных моментах из прошлого. Этот костюм был подарен моей близкой подругой. Его я уже давно не ношу, но храню в память о подруге."
"Особое место в моем гардеробе занимают аксессуары. Особая гордость - коллекция шелковых платков Hermes. Шелк требует особого ухода и надлежащего хранения, поэтому большую часть времени платки находятся в коробке и достаются только тогда, когда образу нужно добавить шарма. Конечно, в моем возрасте думать о флирте уже поздновато, но на прогулку в парк или поход в магазин такие платки идеально подходят. Вы бы видели, как осуждающе смотрят на меня старушки из соседнего подъезда!(смеется)"
"Платки Hermes в советское время было достать чрезвычайно сложно. Приходилось просить знакомых привезти из-за границы. Я никогда не считала это расточительством. Такие вещи можно носить не один десяток лет. Сейчас, например, их носит моя внучка."
Индусы - веселый народ. Об этом свидетельствуют дома в бедных районах, раскрашенные их владельцами в яркие цвета. Несмотря на низкий уровень жизни в этих местах, красочные домики смотрятся весьма оптимистично. Я сфотографировал жильцов на фоне их ярких жилищ.
Все фотографии сделаны мной на мобильный телефон.
Путешествуя по Индии я часто обращал внимание на двери и замки. Со временем я начал их фотографировать и сейчас представляю подборку наиболее интересных.
1.Гостиница, Нью Дели
2. Частный дом, Путтапарти
3. Телефонная будка, Бангалор
4. Кладовая в парке, Ашрам, Путтапарти
5. Мастерская, Ченнаи
6. Храмовый комплекс Шивы, Гокарна
7. Частный дом, Кончипурам
8. Инкассаторская машина, Нью Дели
9. Интернет кафе, Хампи
10. Частный дом, Гокарна
11. Дом, выставленный на продажу. Бангалор
12. Подвал, Кончипурам
13. Кладовая, Гокарна
14. Офисное помещение, Путтапарти
15. Дом в мусульманском квартале, Хайдерабад
16. Госпиталь, Нью Дели
17. Продуктовый магазин, Дхармаварам
18. Индийское общежитие, Ашрам, Путтапарти
19. Дом в бедном квартале, Нью Дели
20. Квартира, Путтапарти
21. Продовольственная лавка, Дхармаварам
22. Храм Ганеши, Путтапарти
23. Библиотека, Дхармаварам
24. Парк, Путтапарти
25. Магазин одежды, Хайдерабад
Все фото сделаны мной на мобильный телефон