kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
1

Второе возвращение в родные края моих предков или о Туркестане и о Тургае!


Сейчас у большинства многих оказываются, предки были сплошь батырами, биями, баи и т.д., в общем одни знатные. Мои предки были обычными декханами, о которых писал И.Алтынсарин в своем рассказе «Кипчак Сейткул»: «В то время, когда в обычае была барымта, кипчак Сейткул жил с тридцатью сборными лачугами бедняков. Он задумался над тем, как бы сделать их богатыми, чтобы они могли жить как люди. Заниматься торговлей не было средств, если же промышлять барымтой и угоном чужого скота, то в один прекрасный день враги тоже могут отобрать награбленное, ибо, как говорят старые люди, "голова барымтача должна, в конце концов, остаться на дороге.
Все это обдумав и взвесив, Сейткул решил прежде всего найти удобное место для стоянки. Объездив много мест, он, наконец, задумал поселиться в Тургайской степи, в долине реки Кабырги. Он решил, что отсюда далеко расположены Ургенч и Коканд, и к тому же это место находится в стороне от башкир и калмыков; и если случится беда, то они близко будут находиться к кипчакскому роду. Поэтому это место понравилось Сейткулу.
Поразмыслив одну зиму на старом месте, он в теплое летнее время перевез всех своих плохо одетых бедняков к речке Кабырге.

По прибытии к берегам Кабырги Сейткул взял в руки кетмень и роздал кетмени тридцати беднякам. Они принялись ровнять и подготавливать землю для посевов. По примеру того, что они видели в Туркестане, вывели воду из речки в арыки и стали поливать посевы.
Когда поспел хлеб, они сжали и собрали урожай.
После того, как окончательно устроились на новом месте, Сейткул из года в год стал все увеличивать посевы. Возле арыка поставили чигири и стали гнать чигирями воду на посевы (в то время сеяли только пшеницу, ячмень и просо). Продолжая обменивать на скот излишки хлеба, они стали богатыми.

Видя все это, кочевавшая беднота из разных родов стала прибывать к Сейткулу, и через каких-нибудь пять-шесть лет аул Сейткула уже доходил до четырехсот хозяйств.
В конце концов хозяйства как самого Сейткула, так и собравшихся вокруг него, имели много скота, а Сейткул стал уважаемым в народе человеком. Далее он задумался над тем, как бы сберечь добытое трудом и потом богатство народа от зарившихся на него врагов - воров, степных волков. С этой целью Сейткул собрал народ и, посоветовавшись с ним, построил в удобном месте, на берегу реки, высокую стену из дерна, а к скоту приставил пастухов и вооруженную стражу.
Кочевники, зарившиеся на их скот, узнав, что они представляют собой род, объединившийся и послушный одному человеку, не смели нападать на них.
Успокоившись и обезопасив народ с этой стороны, Сейткул посоветовал гнать скот для продажи в Бухару и Коканд и привозить оттуда добротные товары для казахов. Ежегодно ко времени сбора урожая в том огороженном месте он устраивал базар, нечто вроде ярмарки, и кочевое население к этому времени привыкло привозить шерсть, кожевенное сырье, а хлеборобы вывозили для обмена свой хлеб и товары. Таким образом, с одной стороны, от торговли, а с другой - от земледелия, аул Сейткула стал богатым.».
Позже человек по имени «Тоқым тыққан Қыстаубай» напал на их аул и разорил. Погибло много людей, в том числе мой далекий предок Атахан, также убили предводителя земледельцев - Кипчак Сейткула, когда он читал намаз.

А мои предок Ибрай (отец Аянбая, а Амирхамза сын Аянбая) во время нашествия врага работал в поле, он был құлақшы. Потеряв своих родственников мальчик (тогда ему было приблизительно 12-13 лет) и увидев все это своими глазами он спрятался среди камышей и ночью бежал, пока не увидел свет чужого аула. Так он оказался в другом ауле (аргынского рода Ожан), который находится примерно в 30-35 км. от его аула.
Его приютили и он попросился пасти скот местного бая. Относились к нему хорошо. С другой стороны куда податься круглой сироте?
Прошло время и он возмужал, вчерашний мальчик стал красивым, статным, умным мужчиной и в него влюбилась дочка бая.
Но, молодому человеку, у которого не было родственников и не имеющего никаких финансов, откуда взять калым, также вряд ли согласиться бай на его выбор. Но, молодые полюбили друг друга и решились на отчаянный шаг. До того момента он собирал информацию о своих дальних родственниках, оставшихся где-то на территории нынешней Кызылординской области. Украв двух лучших скакунов у будщего своего теста они поскакали в сторону Сырдарьи, когда-то предки Ибрая перекочевали в Сарыарку.
Он стал декханином, жил обычной жизнью казахского земледельца. Позже родились у них дети. Но, Тургайская степь – родная степь не давала им покоя и они решились вернуться обратно. К тому времени баю оставалось ничего, кроме как согласится с их выбором.
У моего деда родились трое сыновей – Аянбай, Коянбай, Айнабай.
Так мои предки второй раз вернулись в свою родную Тургайскую степь.
И зажили они счастливой жизнью!