kk
2

Все мы из "Орды"

На казахстанский экран вышел российский фильм «Орда» режиссера Андрея Прошкина по сце­на­ри­ю Юрия Ара­бо­ва. На последнем Московском кинофестивале режиссер получил приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру, а актриса Роза Хайрулина – приз за лучшую женскую роль (ханши Тайдулы). Фильм яркий, сложный и неоднозначный. В России он получил скандальную известность. Некоторые кинематографисты считают его гениальным, другие - «тошнотворным», а некоторые деятели Православной церкви назвали «богомерзким и антирусским». В Татарстане, наоборот, сочли его антиордынским и возмущены трактовкой образа хана Джанибека.

Казахстан не в меньшей степени чем Россия является наследником Золотой Орды. Казахские ханы были такими же чингизидами, как и золотоордынские, в фильме играют казахские актеры (Толепберген Байсакалов и Даурен Абдыгапаров), поэтому фильм не должен оставить равнодушным и казахстанского зрителя.

Орда – как обитель зла

Сам фильм на первый взгляд выглядит как широкомасштабный костюмированный исторический блокбастер с огромным для России бюджетом в $12 миллионов. Большинство зрителей его таковым и воспринимают. Но при более внимательном взгляде становится заметна претензия на артхаус, на эзопов язык, на христианскую символику «непротивления зла насилием», в которой «зло само себя уничтожает». В роли обители Зла выступает некая Орда. При этом, ни время, ни место действия фильма прямо не обозначаются. Но не составляет никакого труда понять, что речь идет о предтече Российской империи - Золотой Орде, и что действие разворачивается в 1357 году в ее знаменитой блистательной столице Сарай-Берке, и параллельно в захудалом городишке под названием Москва. Персонажами фильма являются исторические личности: Митрополит всея Руси Алексий, князь Иван Красный, хан Золотой Орды Джанибек, его мать Тайдула и др.

«Мы все из Орды» - утверждает один из постеров фильма. Это действительно так. Но, если для тюркских народов это предмет гордости, то, видимо, для авторов фильма это предмет стыда. Вот и стараются они дезавуировать величие Золотой Орды, и даже вызвать к ней отвращение, что им с успехом удается.

Историческая справка

Тайдула (? — 1360) одна из жен хана Золотой Орды Узбека, мать его сыновей Тынибека и Джанибека. По словам Ибн-Баттуты предпочтение, которое оказывал ей Узбек было связано с физиологической особенностью «Султан любит ее за одну свойственную ей особенность, которая (состоит) в том, что каждую ночь он находит ее как бы девственницей». Когда в 1341 умер хан Узбек, власть оказалась в руках Тайдулы и ее младшего сына Джанибека. Джанибек был мусульманином и вопреки монгольским обычаям обложил православную церковь некоторыми налогами. Тайдула, наоборот, относилась к православной церкви более благосклонно. В 1357 году Тайдула неожиданно ослепла, и для ее излечения был вызван Московский митрополит Алексий, имевший прозвище - Святитель Алексий.

Орда в фильме изображается в мрачных, более того, в мерзких тонах. Великая богатая Золотая Орда представляет собой грязное, убогое и часто откровенно отталкивающее зрелище. А ее блистательная столица Сарай-Берке предстает мрачным Готэм-сити XIV века. Великие ханы Орды – к этому времени уже настоящие мусульмане, предстают безбожными дикарями и проходимцами без капли совести и величия, а их свита – темная шайка с разрисованными лицами и черными губами. Хан огромной империи сидит на обычном стуле в темном тесном полуподвале. В этом же полуподвале он принимает иностранных послов, а младший брат душит его тут же на глазах у послов. Великая ханша Тайдула живет на краю города в маленькой юрте, покрытой тусклым серым войлоком. Народ на улицах Сарай-Берке копошится в грязи, а дети дерутся за куски свежего навоза от ханских коней. Простые воины – ордынцы - толстые тупые исполнители, пьют арак и режут всех почем зря. Русским пленным они со смехом рубят головы прямо в кадре за просто так, чтобы зря не кормить.

Причем все злодеи в фильме имеют подчеркнуто монголоидный облик, а все жертвы - европеоиды. Например, хана Джанибека (убийцу) играет якутский актер, а его старшего брата Тынибека (жертву) – русский. Но и этого намека режиссеру кажется мало. Все жители Сарай Берке вместе с пленными собирают навоз, копошатся в навозе, вымазаны в навозе. Видимо должно возникнуть впечатление, что навоз – самый важный и нужный материал в Сарай-Берке. Много еще всякого мерзкого и противного творится в экранной Орде. Смо­т­реть на это тош­но­твор­но. Остается надеяться, что эпизоды с навозом - это режиссерская метафора последующего быстрого роста Руси из удобренной ордынской почвы. «Все мы из Орды».


Историческая справка

Город Сарай-Берке – столица Золотой Орды. Основан ханом Берке на левом берегу Ахтубы, напротив современного Волгограда в 1260 – е годы. По утверждениям очевидцев – один из величайших и красивейших городов того времени. Арабский путешественник Ибн Батута, посетивший Сарай в 1334 году писал: "Город Сарай-Берке [один] из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами». Въезд в город украшали статуи двух коней в натуральную величину, сделанные из золота. Наряду с множеством мечетей в городе была церковь и православное епископство. Большинство зданий были не из глины и навоза, а из обожженного красного кирпича и украшены разноцветными изразцами с росписью. Кирпич был настолько прочным и качественным, что даже через 100 и 200 лет после разрушения и опустения города здания разбирались, и кирпич вывозился баржами для строительства Царицына и Астраханского Кремля.

Святитель Алексий не смог сразу вылечить Тайдулу… Но и в Москву, не желая позориться, не пошел. Время его пребывания в Орде – это якобы те круги ада, через которые он должен пройти, чтобы избавится от гордыни и достичь настоящей святости. Вот тогда чудо исцеления станет возможно. Действительно, в христианстве путь к святости лежит через страдания. Но страдания Алексия - это же пародия на страдания и страсти христовы, на мученичество апостолов. Там настоящая трагедия, предательство, физические мучения, смерть… А здесь - немного померз в степи, немного поголодал; промокнув под дождем, повалялся в грязи… Ах, да, он чуть не сгорел, да и то – случайно. Неужели этого достаточно для причисления к лику святых? К тому же остался жив, да еще и в награду получил «великую ценность» – лисью шубу! А за что? Ведь ожидаемого чуда исцеления на экране не происходит. Тайдула вновь обрела зрение не сразу, а через некоторое время. Может исцеление произошло благодаря переходу в ислам и вознесения молитв Аллаху молодым парнем - помощником Святителя Алексия? А может слепота Тайдулы была временным явлением типа «куриной слепоты» из-за авитаминоза, или ослепления выпавшим белым снегом? Тайдула отдохнула, съела яблоко и выздоровела, а Джанибек решил отблагодарить единственного оставшегося в живых лекаря – Алексия. Не трагедия святого борца за веру, а фарс. Мало авторам фильма насмешек над ордынской действительностью. Они и великого русского святого превратили в жалкого старика и неудачника.

Историческая справка

Реальный исторический митрополит Московский и всея Руси Алексий гораздо более масштабная и значимая для истории Руси фигура. Он был крупным политиком, дипломатом, советником нескольких князей, строителем храма в Кремле. В награду за исцеление Тайдулы он попросил не лисью шубу, а ярлык на великое княжение исключительно для московской княжеской династии. В результате, а также в результате последующей деятельности самого митрополита, Москва из захудалого заурядного княжества стала превращаться в материальный и духовный центр Руси. А митрополит Алексий стал воспитателем князя Дмитрия Донского и учителем Сергия Радонежского – других великих святых русской истории.

Уважение в фильме вызывают лишь два папских легата, которые прибыли из Рима в Орду как послы, но будучи ограблены по дороге, со смирением ожидают своей участи. Встретив Алексия, они отдают ему половину своей последней лепешки, спасая его от голода. Может быть режиссер Прошкин агент влияния Ватикана?

Запрограммированное отвращение

Фильм снят Андреем Прошкиным по заказу кино-телекомпании «Православная энциклопедия». Очевидно, что за ней стоят влиятельные православные круги. Сами авторы – режиссер и сценарист утверждают, что фильм вовсе не про Золотую Орду и взаимоотношения русских князей с ордынскими ханами, а фантазия на тему жития митрополита Алексия и его пути к святости; что рабочим названием фильма было «Святитель Алексий»; что это произведение искусства, а не иллюстрация исторических событий. Действительно, фильм претендует на символику и применение эзопова киноязыка в контексте «Мы все из Орды». Возможно, по аналогии с известной фразой «потри любого русского – найдешь татарина», авторы предлагают потереть русскую государственность, чтобы найти «азиатчину» и ордынские корни. Авторы очень хотят найти в Орде корни русской тирании и произвола властей. Но это такие глубокие пласты, до которых вряд ли докопается простой зритель, даже российский. А фильм растиражирован и продан в другие страны. Что поймут в премудростях русского диалекта эзопова киноязыка европейцы или американцы? Они просто примут мерзости эпизодов в Орде за чистую монету, и найдут оправдание своим европоцентристским наклонностям. А как быть с потомками Орды на российской территории, с татарами, башкирами, ногаями, кумыками и балкарами? Неужели им фильм может понравиться? Неужели православные круги могут надеяться на объединение народов России подобным образом?

Но как бы ни старались создатели фильма откреститься от исторической достоверности и утверждать о создании мифа в стиле «фэнтэзи», а не исторического полотна, реализм прет из всех щелей. Ведь все герои фильма – реальные исторические персонажи. Ордынцы даже разговаривают на кипчакском языке (на самом деле на балкарском). В Астраханской области на берегу Ахтубы был выстроен из глины настоящий городок – образ Сарай-Берке. Все это, а также реалистически выполненные декорации, настоящая одежда и оружие кочевников и прочий настоящий бытовой антураж эффективно работают на то, чтобы перенести зрителя в некий невероятный, но очень реалистический мир Орды. При этом, надо отдать должное режиссерскому мастерству Андрея Прошкина. Точности в деталях, подборе актеров, построении мизансцен и реалистичности большинства отдельно взятых эпизодов у него не отнять. Это–то и прискорбно. Из отдельных натуралистических эпизодов выстраивается «богомерзкая и тошнотворная» идеология. Вольно или невольно, создатели фильма внушают нам образ Орды, вызывающий отвращение, и образ Святителя Алексия, вызывающий жалость. Неискушенный зритель готов поверить, что так и было на самом деле, что Орда - сборище дикарей и варваров.

Эмоциональная сила воздействия фильма на неискушенного зрителя огромна. Вряд ли ее поколеблют разоблачительные рецензии и ругательные отзывы. Нужен адекватный ответ. Помните – «Мы все из Орды»? Духовным Управлениям Мусульман тюркских республик и автономий остается одно – финансировать фильм о самом блистательном периоде золотоордынской истории, о хане Узбеке, сделавшем мусульманство официальной религией Золотой Орды. А в режиссеры пригласить кого угодно, только не Андрея Прошкина.

Мурат Уали

Опубликовано в газете «Свобода Слова»