Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:48, 07 февраля 2017

Волшебные легенды Борового

Не могу спокойно слушать, когда экскурсовод, турист или даже учитель географии называет Боровое «казахстанской Швейцарией». Наша природа: животные, флора, ландшафты – никогда не шла в сравнение с природой европейской, в том числе швейцарской. Давно уже пора отойти от вредной привычки равняться на Запад там, где это не нужно и не имеет смысла. Акмолинскую жемчужину Боровое и Швейцарские Альпы объединяет лишь их суть – горы. Так пусть лучше швейцарцы называют свои изъезженные туристами горные склоны «швейцарским Казахстаном». А почему нет? Я отнюдь не против швейцарцев, но категорически против ярлыков типа «казахстанская Швейцария», которым, кстати, и Баянаул иногда обозначают.Боровое

Окжетпес и Жумбактас

Давным-давно всякое диковинное явление природы у людей объяснялось мифами и легендами. И у каждого народа – своими. По дороге от озера Щучье к селу Боровое мой знакомый педагог-организатор республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» Арман Омаров рассказал несколько легенд, связанных с горными вершинами этих мест. В восемнадцатом веке здесь кочевали казахи среднего жуза, которым управлял хан Абылай. Мы остановились у памятника правителю, который был установлен летом 2004 года чуть в стороне от дороги. Здесь находилась ставка хана. В таком окружённом горными кряжами и лесными массивами районе тактически очень удобно было держать оборону в частых боях за эту обетованную землю.

– Когда Абылай хан, совершив набег на калмыков, вернулся с битвы, и его войска начали делить завоёванное, среди трофеев была обнаружена неописуемой красоты семнадцатилетняя девушка-калмычка. Каждый из воинов хотел взять её себе в жёны. Хан позволил красавице самой выбрать жениха. Но у неё на родине остался любимый человек, поэтому красавица не желала выходить замуж ни за одного из них. На вершине скалы она закрепила платок и сказала: «Чья стрела попадёт в него, за того я и выйду замуж». Но никто так и не попал: ни одна стрела просто не смогла достичь высоты, на которой была красавица. В отчаянии девушка бросилась со скалы. С тех пор скала, где, согласно этой легенде, стояла с платком в руках безымянная калмыцкая девушка, носит название Окжетпес – «Не долетит стрела».

Скала Жумбактас

У подножия Окжетпеса находится озеро Боровое. И там, где в воду упала красавица, выросла удивительной формы скала Жумбактас – Скала-загадка. Если взглянуть на Жумбактас с так называемого голубого залива, то можно увидеть в нём девушку, если посмотреть с обратной стороны – страшную ведьму. Основание скалы вообще похоже на крокодила. Скала (по сути – каменный остров) Жумбактас находится в западной части озера Боровое, в заливе, который иногда называется голубым.

 

В своей поэме «Кокшетау» Сакен Сейфуллин это озеро описывает так:

Вода в Бурабае прозрачнее рос,

А берег его добрым лесом оброс.

Вкруг озера стала густая стена

Из сосен высоких и стройных берёз…

Вершину Окжетпеса сегодня за внешнюю схожесть с животным называют ещё Слоником.

– С этим именем связана другая легенда, – продолжил Арман. – По-моему, у хана Абылая был любимый слоник. Слон – животное для Казахстана диковинное, поэтому, когда в очередной раз наступал враг, глава орды велел самому могучему из своих батыров спасать слона. И тогда силач поднял слоника вверх над собой и застыл в такой позе навеки. Это и есть гора Окжетпес, она же Слоник.

Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных гигантских плит с закругленными краями, напоминающими громадные матрацы и подушки, как в нашем Баянауле. Её высота от подножия до вершины составляет около 300 метров.

Уш-Кыз и Жеке батыр

С горой Окжетпес связано поразительное количество легенд. Знаменитый путешественник, исследователь Азии Чокан Валиханов собрал пятнадцать. Согласно одной из них, у неких трех сестёр был единственный брат, батыр Жеке, который в битве защищал их от врагов. Но противников было очень много, они плотной стеной окружили трёх сестер и их брата-воина. И чтобы не попасть в плен, все четверо встали друг за другом стеной и окаменели, преградив тем самым доступ иноземцам в родной край. Арман указал рукой на цепь горных вершин Три Сестры (Уш-Кыз) – три скалы: большую, среднюю и малую. Все горы Борового фигурируют в легендах. Кстати, от Ч. Валиханова нам достался очередной миф о том самом Жеке батыре (одиноком батыре), который защищал трёх своих сестёр от джунгар.

…Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы, который был ещё и большим мечтателем. Он был молод, песни пел, не знал забот. Вырос – увидел вокруг нищету, горе народное и опечалился. С востока и юга аул тревожили набеги джунгар, с запада – волжских калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи: дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды. Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на всё рукой и решил про себя: уйду из аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче одарю сородича добром. Может, тогда утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу соотечественники, думал он. Выковал батыр себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился за счастьем на край света. В пути батыр встретил чужих воинов, каждый из них в одиночку шёл добывать счастье для своего рода. Один из тех батыров уговаривал остальных, мол, не надо ходить за счастьем одному, надо идти всем вместе. Дорога, мол, к счастью трудна, и, чтобы достичь цели, рядом с тобой должен быть друг и товарищ, попутчик-жолдас. Но каждый воин думал только о себе, о своём счастье. И каждый пошёл своей дорогой. Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы преградили ему путь. Долго бился он с врагами, но они взяли его количеством. Как саранча, насели они на него; ослеп и оглох могучий батыр. И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, побеждённый воин упал посреди степи и окаменел, уснув вечным сном. Лежит камнем одинокий Жеке батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. А в сердце народном осталось горе, горькое, как полынь.

В той же поэме «Кокшетау» Сакен Сейфуллин упоминает и о Жеке батыре:

Об этом батыре рассказ был таков:

Он гору одну охранял от врагов.

Стоя на посту, он случайно вздремнул

И спящим остался на веки веков.

Глаза он закрыл, словно тайну хранит.

Зовётся гора эта Жеке батыр.

Туристы увозят с собой фотографии на фоне горы, похожей на спящего батыра. Мой попутчик Арман Омаров так и называл её – Спящий батыр. Многие камни и скалы Борового в награду за причудливость очертаний и назвали когда-то местные жители этими именами. Но легенды не всегда – вымысел. Акылбаевский перевал, например, назван так в память о местном проводнике по имени Акылбай.

Бурабай

С того места, где стоит памятник Абылай хану, видны и другие интересные вершины. Например, гора Бурабай. Легенда гласит, что в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец-верблюд Бура. Он был могучим и практически неуязвимым, невероятно быстроногим. Бура любил гулять, пастись у подножия горы Кокше (ещё одно имя – Синюха), утолять жажду холодной озёрной водой. Он был доверчивым, молчаливым, замкнутым, но не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Как только беда: джут или война – надвигались на родную землю, Бура преображался. Он птицей взлетал над Кокше и трубил.Гора Буробай В окрестностях разносился громоподобный рев, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Небо затягивали тучи, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура. Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали белые рубахи и готовились к бою с врагом. Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути к водопою Буре повстречался сын Абылая –надменный Касым хан. Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук стрелу и пустил её в самое сердце двугорбого предсказателя. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокий Касым хан, смеясь, вонзал одну ядовитую стрелу за другой в голову, в глаза, в живот умирающего Буры. Верблюд завыл настолько громко и гневно, что народ услышал его и теперь. Люди поняли вещий глас: скоро наступит конец ханскому роду Абылая Кровь и слёзы Буры сливались в один ручеек и стекали в помрачневшее, разбуженное горем озеро. Трубя и стеная, он полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касым хан воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. Бура не дополз до живой воды, превратился в камень и стал горой…

* * *

И вся эта красота окружает легендарное озеро Боровое. Его площадь – 900 гектаров, максимальная глубина – четыре с половиной метра, средняя глубина – меньше трёх метров. Берега озера очень красивы, живописны. Горы и сопки, покрытые хвойным лесом, причудливые скалы – все это надолго остаётся в памяти даже много повидавшего путешественника. Вдоль северного побережья проходит дорога, соединяющая озёра Аулиеколь и Айнаколь (или Большое Чебачье). Её еще называют малой байкальской дорогой, потому что озеро Айнаколь за внешнее сходство с бурятским «аналогом» называют Малым Байкалом. Строили эту дорогу в 1915 году военнопленные австро-венгерской армии по проекту учёного-лесовода Василия Барышевцева.

...Скорее всего, каждый рассказывает легенды о Боровом по-своему. А историки, быть может, вообще покрутят пальцем у виска, услышав некоторые из них. Но на то они и легенды, чтобы либо объяснять то, что пока объяснить не удалось, либо просто давать волю фантазии и иначе смотреть на иллюстрируемый ими мир.

В окрестностях Борового

Рядом с посёлком Боровое находится одноимённый противотуберкулёзный санаторий. Он был основан в 1925 году как дом отдыха на 100 мест. В феврале 1971 года санаторий «Боровое» был передан в состав Среднеазиатского военного округа. Окрестности санатория – великолепное место для пешеходных прогулок. Один из маршрутов ведёт к берёзовой роще. Её деревья уникальны тем, что их стволы изогнуты, будто в танце, поэтому их ласково называют «танцующими».

Расположена роща в устье речки Громотухи. Она соединяет озера Аулиеколь и Айнаколь. Рассказывают, что когда-то на многоводной Громотухе построил первую мельницу казак Зубов. Так здесь образовался хутор. Из него выросло нынешнее село Боровое. Живут тут около семи тысяч человек. Промышленности нет, поэтому трудоспособная часть населения занята в основном обслуживанием здравниц, работает в Боровском лесоохотничьем хозяйстве. Ни в одном охотничьем хозяйстве Казахстана не проводится столько работы по заселению угодий новыми видами животных, как в Боровом. Одно время руководил заповедником «Золотой бор» бывший партийный и советский работник Николай Терентьевич Черепанов. Под его руководством началась большая работа по охране и накоплению природных богатств Борового. В 1960 году приступили к созданию музея природы. Сейчас музей – структурная единица природно-оздоровительного лесного комплекса «Бурабай».

…В Казахстане есть лишь одно Боровое, один Баянаул, одна Джунгария, один Балхаш, один Каспий. Всего этого и кое-чего другого, к сожалению, – только по одному экземпляру. Поэтому животный мир, природа Борового требуют большого внимания и очень нежного обращения. А здешним легендам и сказкам – ещё одному ценному сокровищу Казахстана – за мудрость и красоту следует сказать отдельное человеческое спасибо. Бессмертием многих нравственных ценностей мы обязаны именно волшебным легендам Борового.

2007 г.

 
0
28846
0