kk
Default banner
Образование
778 постов509 подписчиков
Образование и дети
3

Титаник на дне. «Ужасающие результаты в образовании» как итог многолетних издевательств над школой

Факты, обнародованные в парламенте касательно состояния казахстанской школы, повергают в уныние. Впрочем, иного и быть не могло. Бесконечные многолетние эксперименты вывели некогда передовую школу Казахстана, которая в период СССР давала вполне достойные и конкурентоспособные знания, на уровень школ Панамы, Марокко или Косово.

Депутаты потребовали от Министерства образования и науки провести беспристрастный, честный и объективный анализ состояния образования в стране в связи с ужасающими результатами в международных исследованиях знаний учащихся.

На пленарном заседании в Мажилисе прозвучали результаты двух исследований – PISA и PIAAC, которые были обнародованы в декабре. Так, согласно результатам мониторинга PISA, где оценивались достижения 15-летних учащихся по 4 параметрам (грамотность чтения, математика, естественные науки, компьютерная грамотность), Казахстан занял восьмое место с конца среди стран ОЭСР (69 место из 77 государств). Хуже (причём – ненамного) результаты только у Грузии, Панамы, Индонезии, Марокко, Ливана, Косово, Доминиканы и Филиппин. Страны СНГ и Прибалтики расположились далеко-далеко вверху – на 20-30 позиций выше.

В свою очередь, международный мониторинг PIAAC фиксировал навыки казахстанцев от 16 до 65 лет по уровню читательской и математической грамотности, а также решению задач в высокотехнологичной среде. Здесь также результаты шокирующие: 55-65 летние пожилые люди показывают значительно лучшие знания, чем группы 16-24-летних! Старшее поколение намного лучше образовано и подготовлено, чем современная молодёжь, в том числе даже в высокотехнологичной сфере (где, казалось бы, молодёжь по всем параметрам должна разбираться лучше) показывая лучшие знания. Вывод очевиден: поколение, окончившее советскую школу, сохранило полученные знания и навыки на долгие годы. Сохранило настолько, что эти знания помогают «старичкам» даже разбираться в неведомой для них современной высокотехнологичной среде практически на одном уровне с 25-34 летними!

Анализируя эти данные, депутат Ирина Смирнова в своём выступлении констатировала, что молодежь практически во всех странах ОЭСР показывает гораздо более высокие результаты, чем старшее поколение, но это правило не применимо к Казахстану. Почему мы выпали из общего тренда – думается, объяснять не надо. Это итог катастрофического провала в качестве образования казахстанской школы на протяжении последних 10-15 лет.

Важно и другое. Результаты 2012 года и 2018 года по данным мониторинга PISA почти не различаются, то есть роста качества знаний, о котором так любят рапортовать в министерстве в свете так называемого «нового содержания образования» и прочих заумных новшеств, за указанный период не произошло. Хотя уже более 10 лет казахстанские дети занимаются по новым учебникам, программам, учителя прошли курсы повышения квалификации по так называемым «новым подходам в образовании», а где-то уже начали преподавать на английском языке, реальные знания остаются на катастрофически низком уровне.

По мнению депутата Смирновой, одна из корневых проблем всей системы заключается в низком качестве кадров – следствии неприемлемо низких затрат. В своём запросе мажилисвумен обратилась ко всему правительству, призвав, в частности, Минфин и Министерство национальной экономики установить размер зарплаты начинающего учителя на уровне не менее средней по стране – с дальнейшим повышением в зависимости от квалификации, категории и стажа. Также мажилисвумен призвала «перестать жонглировать цифрами» при объявлениях о повышениях заработных плат учителям. Сколько раз уже за последнее время объявляли о повышении то на 50 %, то даже на 100%, тогда как фактически имелся в виду так называемый базовый должностной оклад (БДО), который в прошлом году, к примеру, равнялся порядка 35 тысячам тенге. Такая же пыль в глаза и с другими составляющими учительской зарплаты. Так, например, при громк разрекламированном увеличении в два раза оплаты за классное руководство она стала равняться смешным по современным меркам 8000 тенге, а после налоговых вычетов – фактически 6000 тенге.

Такое издевательство над учителем лишь демотивирует людей работать в этой сфере, особенно на фоне постоянно растущих требований, разговорах о необходимости изучать английский язык, чтобы преподавать на нём, и зачастую шокирующих внешкольных нагрузок на учителей, никак не связанных с учебным процессом. Педагог в Казахстане, что называется, – швец, жнец и на дуде игрец, но только не учитель в классическом понимании. Смотры песни и пляски, какие-то соревнования, олимпиады, организация городских праздников, репетиции с детьми к параду на 1 и 9 мая, обходы квартир перед выборами – чем только не грузят наших бедных учителей. Каких же результатов можно от них ожидать после этого?

Между тем, математика в мировом образовании предельно простая. Там не нужно трудных формул с интегралами. Данные многолетних замеров PISA показывают: чем больше затрат на одного ученика, тем выше качество образования. Связь – самая что ни на есть линейная. В Сингапуре, Японии, Финляндии (странах, считающихся лучшими по уровню знаний выпускников школ) годовые государственные расходы на одного ученика составляют порядка 10-14 тысяч долларов, тогда как в Казахстане подушевое финансирование на одного ученика – 230 тысяч тенге, или всего 600 долларов в год. Чего ожидать от нашей школы за такие деньги? А ведь мы, прямо скажем, не самая бедная страна и могли бы себе позволить больше.

В заключение выступления Смирнова посоветовала МОН провести честный разбор ситуации без «замазывания глаз» дутыми цифрами. Это нужно для того, чтобы определить реальные барьеры на пути получения качественного образования детьми.

– Разъяснения МОН о том, что испытуемые впервые проходили исследование в электронном виде и поэтому не показали хороших результатов – несостоятельно. К примеру, Украина первый раз участвовала в этом мониторинге и заняла 39-е место, и там назвали такой результат катастрофой! – заявила депутат.

Если их 39-е место – катастрофа, то наше 69-е это уже... В общем, Титаник на дне.