Трактат «Искусство войны» легендарного полковдца Сунь Цзы (Sūn Zǐ bīng fǎ) - это диалектика верности и обмана,органическое целое, начиная с дипломатии и шпионажа, заканчивая торговыми операциями во имя процветания Китая.
Сегодня дальнейшее развитие Китая без контроля над ресурсами невозможно. В 2011 году Китай импортировал около 55,2 процента необходимой ему нефти. По расчетам китайского исследователя Ло Пина, к 2015 году доля импортной нефти в Китае повысится до 65%. При этом основной импорт будет сдерживаться из стран Персидского залива и Ирана путем контроля над поставками нефти, в соответствии с изменившейся доктриной Б. Обамы, 7-м флотом ВМС США (Малаккский пролив ).
Руководство Китая, избегая открытой конфронтации с США, ищет новые пути выхода из сложившейся ситуации:
1) строительство в ближайшее время около 50 АЭС;
2) строительство нефтебаз в портах и на границах;
3) диверсификация коридоров доставки нефти и газа;
4) обеспечение безопасности маршрутов .
Строительством АЭС открывает хорошие перспективы для Казахстана, как для экспортера ядерного топлива одновременно являясь стратегическим направлением. Строительство нефтебаз – проект направленный на снижение зависимости от колебаний на мировом рынке.Шантаж Китая отключением того или иного нефтепровода становится бесполезным, если страна-поставщик вознамерится это сделать. Но все же основной гарантией от подобного шантажа является контроль над нефтяными компаниями через акции.
Для осуществления этих задач созданы специальные подразделения, такие как CHINA INVESTMENT CORPORETION (CIC) и China National Petroleum Corporation (CNPC). Главным стратегом и полководцем является Гао Сицин – Генеральный директор CIC. Он в частности отмечает: «… Мир до сих пор не признал на 100% то, что Китай развивается чересчур стремительно, и бурное развитие нашей экономики не везде вызывает положительные эмоции.… ».
Не удивительным в этой связи является факт, что в качестве консультанта Китай привлек небезызвестный J. P. Morgan Chase. Сегодня в Международный совет входят около 30 значительных фигур мирового финансового и политического мира. Кроме Генри Киссинджера и Анатолия Чубайса , члена совета - гендиректора China investment corporation Гао Сицина активно консультируют ТОНИ БЛЭР, учредитель и министр-наставник Сингапура Ли Куан Ю и многими другие влиятельные фигуры.
" Для Китая – казахстанская нефть – самая дешевая в мире. Это близко и удобно. Это очень стратегический ход с их стороны", - сообщается в опубликованной на сайте Wikileaks, депеше посольства США 11 июня 2009 года.
"… Проекты CNPC строго контролируются китайским менеджментом и "проводятся как военные операции". Есть детальный план на все случаи и все решения исходят прямо из Пекина"…", - говорится в дипломатическом сообщении. Он также предсказал, что Китай увеличит импорт нефти из Казахстана на 40 процентов в следующие 3-5 лет.
Обычно обосновывая доли Китая в казахстанских компаниях наши журналисты и блоггеры любят ссылаться на сайт АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа» где доступна информация о добычи углеводородов в разрезе компаний.Действительно, принимая во внимание долю КНР в казахстанских компаниях, и учитывая объемы добычи за 2010 год можно выявить, что на долю китайских компаний пришлось 18,4 млн. тонн нефти. В 2011 году добыча нефти в РК выросла на 0,5% - 80 млн. тонн нефти. Следовательно, доля КНР в добычи казахстанской нефти составляет 23%, а не 40%!
При этом предлагается проанализировать список компаний с китайским участием:
Но так ли это на самом деле? Суть стратегии Сунь Цзы в ее современной интерпретации – если нужно получить контроль над государством, то надо заключать с ключевой компанией договор на века и затмить ей глаза великими перспективами. Идеально – если в государстве твоего партнера у тебя есть глаза и уши – советник главы государства, помощник директора корпорации, член его совета директоров, секретарь, водитель и переводчик.Выход на биржу через IPO – самый удобный обмануть и начать контролировать компанию.Знание западных и азиатских бирж, умение работать на них – требует, прежде всего, знания ментальности, законов и помощи нескольких соперничающих между собой консультантов. Консультантов надо регулярно проверять, периодически менять, приближать и отдалять от себя. Встречаться с одними, но слушать других, а делать, как говорят третьи...
Схема получения контроля китайскими компаниями в проекте достаточна проста. Акции могут быть распределены как 51% бумаг у казахстанского управляющего, 49% - у китайцев. После начала размещения акций (IPO) совместного предприятия, они достигнут пикового значения – которое нетрудно будет организовать через подготовленных брокеров. Тогда «независимые» консультанты предложат начать продавать акции в большом количестве. Акции, вероятнее всего, будут скупать 5-6 брокеров на подставные фирмы через оффшоры. Но ведь целесообразност ь оффшорной компании для CIC и CNPC сомнительна? Обычно китайские компании заходят на казахстанский рынок напрямую. Оффшорная компания как правило нужна для маскировки дополнительных учредителей, во избежание негативной реакции общественности. Самой удобной зоной для создания оффшорной компании для совместного казахстанско-китайского проекта может являться Гонконг (Сянган).
Гонконгская оффшорная зона самая дорогая в обслуживании, но предоставляет полную секретность сведений об учредителях.
В сделках с нефтью и золотом китайские компании используют двойную оффшорную схему, когда гонконский оффшор учрежденный Oriental Patron Financial Group (OP) основывает компанию скажем в ... Нидераландах или Британских Виргинских островах. Тут есть два варианта. Либо подставные фирмы будут продолжать контролировать акции «сами» или полностью продадут имеющийся пакет головной CIC или СNPC. Что же касается РД «КМГ», то заявление о присутствии в составе акционеров 30% китайских компаний представляется вполне возможным. По данным самой РД «КМГ» на декабрь 2012 года, количество акций принадлежащих CIC составляет всего 10,4%.
«Теоретически, разумеется, конечными бенефициарами держателей акций из, например, Великобритании или континентальной Европы может быть Китай. Но доказать это не представляется возможным», – заявил аналитик BCC Invest Адиль Табылдиев. При этом объем акций РД КМГ, которые потенциально могут принадлежать китайским бизнесменам, не может превышать 17,7% обыкновенных и 2,8% привилегированных акций, что в совокупности с акциями других компаний и составляет более 30%. А когда компания выкупит акции еще трёх предприятий: “Казахойл Актобе”, “Казах Турк Мунай” и Mangistau Investments B.V. – китайские акционеры станут более влиятельными. Или такие как Лакшми Миттал не продадут свои доли. Ему вторит казахстанский независимый эксперт Тулеген Аскаров: "Кто именно является держателем этих акций на Лондонской фондовой бирже, не раскрывается. По некоторым данным, там действительно китайская инвестиционная корпорация держит определенный пакет".
С точки зрения казахстанских экспертов, несмотря на то, что уже в ближайшей перспективе китайские инвесторы завладеют большей частью казахстанского углеводородного сектора, Астане не стоит опасаться китайской экспансии. Более того, считают они, сегодня нужно несколько иначе ставить вопрос: "Что нас привлекает в китайской стороне как в инвесторе в казахстанскую нефтедобывающую отрасль?" Нефтяной мир меняется под воздействием новых требований времени. Поэтому, считают казахстанские эксперты, Казахстан в какой-то момент может остаться и без американцев, и без европейцев, поскольку на Западе активно внедряют зеленую экономику и соответствующие новые технологии.Все эти факторы в обозримом будущем будут сокращать спрос на нефть, тем более казахстанскую, которая не отличается хорошим качеством, считают эксперты. "Казахстан сейчас заинтересован в любых инвесторах. И старается активно привлечь не только Китай", - заявил Аскаров. По его словам, нынешнюю ситуацию надо рассматривать, скорее, как следствие общеазиатской экспансии. "Потому что у азиатов сейчас свободных денег гораздо больше, чем у американцев и европейцев", - отметил эксперт.
И эта последняя точка зрения представляется ошибочной, достаточно прочитать книгу "Китай недоволен", которая отражает взгляд китайской политической элиты на эту проблему:"...Ресурсы мира в руках китайцев получат лучшее распределение и использование, применение. С этой точки зрения, если мир допустит продолжение полной свободы внешней торговли, тогда управление нами мировыми ресурсами, большими, чем в настоящее время имеющимися на территории Китая ресурсами, и использование нами этих ресурсов, будет благоприятным делом. …Мы должны как можно скорее нарастить мощь нашего государства, чтобы гарантировать функционирование мировой рыночной экономики, свободной внешней торговли без препятствий на этом пути."