Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
3 504 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
27
00:49, 08 мая 2015

Тамгалы-Тас — памятник буддизма и джунгарской письменности в Казахстане

Недавно на одном из семинаров, которые я проводил меня спросили, зачем я на каждых выходных куда-то выезжаю. Если совсем точно, то вопрос звучал так: "С какой целью вы так много куда-то ездите?" Отвечаю на такие вопросы я всегда примерно так: "Я, если честно, не совсем понимаю людей, которые постоянно сидят в своём городе. Чтобы понять свою страну, нужно в первую очередь стараться узнать её историю, даже если нет времени или возможности ездить в другие города, то никто не мешает хотя бы раз в некоторое время выбираться за город. Благо, что достопримечательностей в стране хватает".

Мне приятно, что многие мои друзья разделяют мою любовь к исследованию родного края, и когда появляется свободное время мы выезжаем хотя бы по местам недалеко от Алматы. На 7 мая мы съездили в урочище Тамгалы-Тас, что всего в 120 км от города на берегу Или, чтобы посмотреть петроглифы на скалах, являющиеся редким памятником буддизма на территории Казахстана.

Уточню на всякий случай, что многие путают Тамгалы-Тас (изображения Будды), который находится на берегу Или, с Тамгалы (сакские петроглифы эпохи бронзы), который в Жамбылском районе Алматинской области, о котором я писал года полтора назад: http://yvision.kz/post/383549

Добраться до Тамгалы-Таса несложно. Нужно проехать Капчагай, мост, затем повернуть налево на дорогу, ведущую в Баканас. Дальше чуть сложнее. Нужно не пропустить поворот налево, который изображён ниже на фото (откуда едет машина). Руководству управления туризма Алматинской области однозначно необходимо продумать и установить на этом повороте хоть какой-то указатель.

Далее заблудиться невозможно. Дорога много раз "раздвояется", "разтрояется", снова сходится в одну, но в итоге все дороги ведут именно в урочище.

На въезде в урочище стоят ворота. Тут часто проводятся различные фестивали, мероприятия. В этот раз мы случайно застали чемпионат Казахстана по туристскому многоборью.

В Алматинской области в этом мае очень много маков, украшающих и без того симпатичное ущелье.

Палатки участников чемпионата Казахстана по туризму вдоль реки Или.

Среди дисциплин чемпионат Казахстана по туристическому многоборью нет количества посещённых городов и районов, иначе мы бы смогли в нём легко принять участие и победить. Участники соревнуются в скалолазании, сплаве на лодках и других дисциплинах.

В свободное время многие купаются на реке Или. Молодёжь чувствует себя, как взрослые - сидят, общаются, через каждое слово маты.

Посмотрев немного на чемпионат, мы пошли исследовать местность. Некоторые камни зависают так, как будто вот-вот упадут.

Дорога в небольшую пещеру.

В пещере краской изображена свастика. Причём очевидно, что не фашисткая, а символизирующая солнце. Общий вид пещеры выкладывать не буду, потому что кто-то то ли из туристов, то ли из участников чемпионата прямо там справил все свои нужды.

Маки.

Скалы.

В 2010 году на скале, которую называют Висячий камень установили православный крест в честь девушки Диляры Абсалямовой, которая совсем в молодом возрасте умерла от рака. Она участвовала в секции альпинизма и скалолазания, пока боли не дали о себе сильно знать. Я видел несколько раз Диляру, когда она участвовала в студенческих дебатных турнирах, но то, что крест был установлен в её память узнал только, когда начал искать информацию о том, что его установил. Ходили слухи, что на соседней скале собираются установить и полумесяц в память погибших альпинистов.

Живности в урочище великое множество. На первом месте, по количеству, конечно, же стоит мошкара, а, на втором - соколы, которые буквально везде.

Ещё один сокол.

Главная цель поездки - эти скалы. Именно тут и расположены все петроглифы.

Самыми известными изображениями в урочище являются рисунки Будды Шакьямуни, Будды Безграничного Света Амитабха и бодхисаттвы Бесконечного Сочувствия Авалокитешвара.

Есть две версии происхождения рисунков. По первой, буддистская миссия в Семиречье столкнулась с землетрясением, и отколовшийся камень от скалы был принят как символ необходимости возвращаться в Индию. На камне и были высечены рисунки. Другая версия - более правдоподобная - то, что рисунки здесь были оставлены джунгарами, что подтверждается тем, что надписи на камнях оставлены на "ясном литературном письме", которое было создано в 17 веке и использовалось монголами-кочевниками.

Вокруг изображений много ленточек, в том числе с надписями на хинди.

Письменность.

Есть и множество более мелких надписей.

Надписи на камнях есть не только джунгарские, но и тюркские, но их фотографии у меня не очень получились, поэтому не выкладываю их в посте.

Изображение Будды поменьше.

И совсем небольшое.

Тем временем на Или идет сплав на лодках.

Многие проходят только к камням с изображениям Будды и не замечают очень большого камня всего метрах в 50, на котором изображены тамги казахских родов.

Чуть выше камня с тамгами - новодел под сакские петроглифы, как в Тамгалы.

Есть и другие тюрские петроглифы. Архары.

Сцены охоты.

Другая живность.

На другой стороне Или - декорации фильма "Кочевник". Туда заезжать не стали, хотя может кому-то и эта имитация будет интересна.

Наша "банда".

П.С. Спасибо за внимание!

Всё интересное также в моём Твиттере@YakovFedorov

27