kk
Default banner
Экономика 
Экономика 
1 092 постов329 подписчиков
Посты о мировом состоянии экономики и крупнейших компаниях мира влияющих на нее.
0

Субсидии – очень коварный предмет: то они есть, а то сразу их нет

Конец года преподносит аграриям неприятные сюрпризы, отмечает издание КазахЗерно.kz. Так, «3 декабря на заседании правительства министр сельского хозяйства Сапархан Омаров доложил о новых подходах государственной поддержки агропромышленного комплекса», – проинформировали нас информагентства. Но на самом деле для многих отраслей сельского хозяйства новые подходы господдержки состоят… в прекращении этой самой поддержки.

«Мы сначала отказались от субсидирования зерновых, затем масличных и овощебахчевых культур. Теперь планируем исключить субсидии на мясо КРС, яйцо, кумыс и шубат, рис, хлопок, поскольку по этим товарам имеется уровень самообеспеченности, – сказал глава профильного ведомства. – Минсельхоз предлагает заменить действующие меры господдержки с отменой неэффективных субсидий на субсидии, ориентированные на результат».

О том, каковы будут результаты такой отмены для яичной отрасли республики, оказавшейся в черном списке, корреспондент «КазахЗерно.kz» беседует с председателем Союза птицеводов РК Русланом Шариповым.

– Руслан Исмаилович, давайте подведем итоги государственного субсидирования яичной отрасли РК. Как можно понять из заявления главы МСХ, он называет прежнюю систему субсидирования неэффективной. Но применительно к вашему направлению, какие результаты были достигнуты при проведении прошлого курса мер поддержки?

— Я оцениваю их очень высоко, эти меры дали очень хороший результат. Судите сами: на 34 птицефабриках яичного направления, по нашим прогнозам, в 2019 году будет произведено 6 млрд шт. пищевого яйца, и в последние годы производство в отрасли значительно выросло – с 4, 737 млрд шт. в 2015 году до 5,591 млрд шт. в 2018-м. Говоря о таком значительном прорыве, глупо отрицать влияние мер государственной помощи, и птицеводы за это всегда были благодарны. Совместными усилиями был достигнут уровень 100-процентной обеспеченности яйцом населения нашей страны, среднедушевое фактическое потребление яиц (265 шт./чел. в год) превышает нормы ВОЗ – 243 шт./чел. в год.

Но при этой радужной картине не стоит забывать, что очень низким является потребление этого ценного продукта питания в Мангистауской и Кызылординской областях, что связано с отсутствием там птицефабрик, доставляющих потребителям этот скоропортящийся продукт. Так что, несмотря на в общем положительные результаты работы отрасли, птицефабрик яичного направления в вышеуказанных регионах все же не хватает.

Далее – что касается мясного птицеводства, субсидии на которое в планах правительства, слава богу, сохранились. Рост его производства также весьма впечатляющий – с 146 тыс. тонн в 2015 году до 192 тыс. тонн в 2018-м (при прогнозе 261 тыс. тонн в 2019-м). Что касается импорта, то его доля в 2015 году составляла 55%, а в 2018-м снизилась до 51%. Чтобы избавиться от импортной зависимости, по разработанной в нашей организации Программе развития птицеводства на 2018-2027 гг. вполне можно производить 744 тыс. тонн мяса птицы. Но после такого резкого разворота госполитики подобные планы остаются, как вы понимаете, под большим вопросом.

— Но, может быть, субсидии яичного направления птицеводства были тяжким бременем для бюджетных программ?

– С этим ни в коей мере нельзя согласиться. Своевременность и полнота выплаты субсидий – это то, о чем птицеводам можно было только мечтать. В этом году недополучены субсидии за январь-февраль, о чем мы неоднократно говорили на вашем сайте, да и в прошлые годы ситуация не была благополучной. В 2016 году на птицеводство было выделено 18 615 633 тыс. тг, или 42% от основных субсидий животноводства в целом, и еще 620 456 тыс. тг, или 3%, от дополнительного объема. До фабрик дошло лишь 80% этих средств. В 2017 году на поддержку отрасли было выделено 19 536 000 тыс. тг, что составило 27% от всего объема поддержки животноводства, фактически же конечные получатели распорядились лишь 69% этой суммы. В 2018 году ситуация усугубилась – при заявленных объемах субсидий в 22 075 168 тыс. тг было выделено 13 720 493 тыс. тг, а по факту объем поддержки составил 7 802 882,8 тыс. тг, т.е. 35% от потребности.

Наша отрасль сталкивается с хроническим недофинансированием даже при формальном наличии господдержки, добавьте к этому еще и неравномерность распределения субсидий по областям. Здесь как в хороводе – крайних нет, МСХ кивает на акиматы, в акимате говорят, что нет траншей из МСХ. А теперь, когда яичное направление птицеводства и вовсе остается за бортом, с таким трудом добытый показатель 100-процентной обеспеченности рынка быстро упадет, да и об экспортном потенциале – а в 2018 году было отправлено за рубеж 634 млн шт. яиц – придется забыть.

— То есть вы оцениваете последствия свертывания мер господдержки как катастрофические?

— Да, именно так. Уже сейчас, по моим данным, по состоянию на 1 декабря производство яиц уменьшилось на 300 млн шт. По сравнению с прогнозом в 6 млрд шт. эта цифра не кажется значительной, но это только начало. Снижают производство даже крепкие хозяйства, такие как ПК «Ижевский», которое его директор Ибрагим Жангуразов возглавлял еще в советское время и сумел сохранить в экономически убийственные 90-е. После них мы сумели восстановить стратегически важную отрасль, о чем свидетельствуют приведенные ранее цифры, а вот второй раз казахстанское птицеводство, подобно птице Феникс, из пепла не возродится.

В 90-е у всех наших соседей отрасль пришла в полнейший упадок, что сыграло нам на руку, а сейчас в той же России, Беларуси птицеводство отнюдь не в загоне.

Почему мы сумели защитить наш рынок от таких сильных конкурентов? Да потому что наша продукция на 1-2 тг/шт. дешевле, чем у них. Если казахстанские птицеводы потеряют единственное ценовое преимущество, — а после отмены субсидий это только вопрос времени, — наши конкуренты стремительно нарастят производство и заполнят лакомую рыночную нишу. Что тогда в своих отчетах будут писать чересчур экономные специалисты МСХ?

Надо же — титанические усилия бизнеса оказались тщетными, инвесторы – обманутыми, работники – уволенными, а миллиарды государственных тенге просто испарились! Хоть сейчас на самом высоком уровне и говорят, что отмена субсидий была предусмотрена в 2020 году, но в действительности она стала для многих шоком. Если бы об этом чаще говорили, руководители хозяйств и собственники предприятий в нашей отрасли избрали бы другую стратегию развития: не брали бы кредиты на модернизацию производства, его расширение, а работали бы с тем, что есть. Теперь же по причине невозврата кредитов многие предприятия могут подпасть под банкротство, и я не думаю, что будет много желающих скупить их даже за 50% стоимости, как оценивают залог в сельском хозяйстве банки второго уровня.

— Получается, что негативные последствия свертывания системы господдержки будут серьезнее, чем производственные проблемы отдельно взятой отрасли, – их ощутят и производители, и потребители, и кредиторы, а в перспективе и государство не досчитается налогов в бюджет…

— Да, в современной взаимозависимой экономике так и будет. Надо понимать, что ​​сейчас в нашей стране птицеводство обеспечивается только зерновой частью кормов – и то пшеница дорожает, и перспектива закупать весной тонну зерна по 120 тыс. тг/тонна против нынешних 85-87 тыс. тг/тонна выглядит весьма реальной. А вот племенную птицу, витамины, лекарства, премиксы, оборудование для разведения приходится покупать за рубежом, за валюту.

И вы хотите сказать, что за период, к примеру, с 2015 года не выросли затраты на электроэнергию, бензин, воду, не нужно поднимать зарплату работникам с учетом инфляции, или курс иностранных валют радовал нас своим снижением? Как-то так получается, что руководители предприятий должны входить в положение государства, когда оно просит не поднимать цены на яйца и мясо птицы, ведь это социально значимые товары, не производить сокращения кадров и т.п. Но когда доходит до помощи в решении проблем отрасли, хоть с теми же субсидиями, которые в какой-то мере нивелируют рост затрат по вышеперечисленным направлениям и позволяют отрасли развиваться, то сразу же вспоминают о том, что у нас рыночная экономика, выигрывайте в конкурентной борьбе как знаете, только налоги не забывайте платить, и вообще – никто никому ничего не должен. В том числе, видимо, и недополученные субсидии в размере порядка 1 млрд тг по Акмолинской и более 2 млрд тг в Алматинской областях.

– В этой грустной картине указанные ранее вами планы довести производство яиц до 7 млрд шт., а производство мяса птицы – до 774 тыс. тонн, отодвигаются не на 2027 год, а на более отдаленную перспективу, если вообще будут реальны.

– А ведь именно достижение этих показателей позволит отрасли стать более независимой от конъюнктуры рынка и более доходной. Твердый излишек в 1 млрд яиц позволит как нарастить экспортный потенциал, так и сделает возможным – и выгодным! – производство высокоценных компонентов для фармакологии и косметологии, да и реализация в вакуумной упаковке отдельно яичных желтков и белков, как показывает зарубежная практика, будет очень востребована среди кондитерских, кафе и ресторанов.

Вот, казалось бы, столь ожидаемая продукция глубокой переработки, работа научного потенциала, реализация в действии «Экономики простых вещей». Но не спешите радоваться – именно в программе ЭПР ничего подобного не предусмотрено, скажу более, специальным изъятием производство яиц из нее выведено. Что же касается наращивания экспорта, то, к примеру, на перспективном казахстанско-китайском направлении подвижек не видно, да и привычные ниши удерживать все сложнее. В общем, именно сейчас определяется, по какой траектории будет развиваться отечественное птицеводство, и надеемся, что общими усилиями нам удастся свернуть с курса, который оптимизма не внушает.

Наталья Журавлева

с автором можно связаться по адресу: kazakhzerno.ans@gmail.com