kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
2

Страшные легенды Заилийского Алатау

Черный альпинист

Старая история, классика туристического фольклора. Давным-давно, вскоре после войны группа альпинистов пошла в горы Заилийского Алатау. Тогда не было организованных восхождений,  поэтому альпинисты сами покоряли вершины, взбираясь по неизведанным тропам и зачастую рискуя своей жизнью. И было в этой группе два верных, закадычных друга, не разлей вода. Вода их не разлила и прошедшая война тоже, а вот любовь к одной и той же девушке вбила клин между друзьями. И пошли они на парное восхождение одной из вершин, причем по доселе нехоженому маршруту.  И здесь случилась беда - один из парней сорвался и  повис только на страховке второго парня. А у того возникла страшная мысль - если друг сорвется и погибнет, то девушка будет только его. И он перерезал веревку. Взгляды их встретились последний раз, и один из друзей полетел в пропасть.

Долго искали его тело, но так и не нашли. С тех пор бродит его дух по горам в образе Черного Альпиниста, пытаясь найти того, по чьей вине погиб. Ночью он заглядывает в палатки к спящим альпинистам, смотрит на их лица и уходит. Застать его за этим невозможно — он подходит только тогда, когда все крепко спят. Но иногда его фигуру с неразличимым лицом можно увидеть и днем.

Легенда про Черного Альпиниста стара как горы и мало кто в нее сейчас верит. Я ее тоже услышал, будучи подростком, первый раз попавшим в горы. Не верил рассказу, считал очередной туристической страшилкой. Но однажды заночевал один в горах. В палатке лег ногами к выходу. А утром проснулся – лежу вне палатки, под открытым небом. Вытащить меня никто не мог – один был. Да и почувствовал бы это. Рассказал про этот случай бывалому скалолазу, а тот сказал, если чёрный альпинист, заглянув в палатку, увидит вместо лица альпиниста его ноги, он может вытащить спящего за ноги из палатки, чтобы посмотреть на его лицо. Правда это или нет, не знаю, но в то утро я у потухшего костра заметил странный след – отпечаток горного ботинка.  Причем узор на ботинке был очень примечательный и необычный – такие были только семьдесят лет назад у немецких горных стрелков. Такие сейчас никто не носит. А вот Черный Альпинист ходил в  трофейных альпийских ботинках.

 

Ак-шал (белый старик)

 

Чабаны рассказывают странную историю. Иногда внезапно на жайляу появляется загадочный  старик –  ростом два метра с седой бородой до колен. С ним всегда… шахматная доска. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Заходит к чабанам и предлагает им сыграть в шахматы. Если кто сыграет с ним (неважно выиграет или проиграет) и напоит чаем, то после того, как старик поблагодарит и уйдет, начинают происходить еще более удивительные вещи. Отара становится словно заколдованной, ни один волк не притронется к животным. Гостеприимному чабану начинает везти во всем. Стадо растет и множится. Но если откажешь Белому старику в игре – жди несчастья.

Люди не расположенные к мистике утверждают что это старик вовсе не призрак а насквозь реальное лицо- старый топограф по кличке Додон.  Старик обладал действительно сказочной силой как физической, так и духовной. Передвигался он по горам с необычайной скоростью и очень любил играть на привале в шахматы, всегда носил их в рюкзаке. Так и родилась легенда о Белом старике. И он действительно был легендарной личностью.

 

Горная дева

В далекие времена жили в предгорьях Заилийского Алатау парень и девушка. Любили сильно друг друга. Однажды пошли они в горы, и на вершине юноша сделал возлюбленной предложение. Но на спуске внезапно пошел густой снег, а потом вдруг, как по волшебству, прекратился. И девушка увидела, что осталась на снежном склоне одна. Бедняжка выплакала все слезы, от яркого
света потеряла зрение. И с тех пор по ночам она ходит и ищет своего суженого. Так что если альпинист чувствует: кто-то ночью провел ему рукой по лицу, он знает: пришла Горная дева. Еще говорят, что ее приход означает - скоро начнется снег.

Силуэт Горной девы появляется на самых сложных перевалах. Если увидел ее – не жди добра, лучше обойди перевал стороной. Так гласит легенда. И  не один десяток людей уверяют  своими глазами видели белый силуэт среди темных очертаний скал. Но зловредные скептики говорят что призрак Горной девы  возникает как следствие системных галлюцинаций, вызываемых длительным кислородным голоданием в условиях высокогорья. И что страшилка про Горную деву придумана в давние времена казаками чтобы отпугивать от горных рудников злоумышленников. Вместе с казаками легенда оказалась в предгорьях Заилийского Алатау. Сначала она распространилась среди чабанов, которые тоже быстро смекнули, как практично использовать эту страшилку. Чтобы начинающий чабан не заснул ночью и не прозевал скот, ему рассказывали на ночь легенду о Горной деве.

Старые инструктора тоже используют эту легенду. Например когда собираются в горы неопытные ходоки, чтобы не рисковать, инструктор перед сложным перевалом усаживает людей передохнуть и невзначай рассказывает про Деву. И тогда особо впечатлительному туристу обязательно привидится что-нибудь в разноцветном узоре гор. И группа пойдет в обход сложного перевала, чтобы не рисковать.

   

Отшельник

Эта история имеет под собой реальную основу. В 70-х годах в Алма-Ате жил молодой мужчина по имени то ли Александр, то ли Виктор. Больше всего он любил в одиночестве бродить по горам. В конце концов ему так обрыдла городская суета что он бросил семью и детей и навсегда ушел в горы. Построил себе потаенное жилище  и стал жить охотой и дарами природы.  Если первое время хоть иногда спускался навестить родных, то со временем вообще прекратил общение с людьми. В середине 80-х журналисту  «Ленинской смены» с трудом удалось поговорить с ним. Тогдашняя милиция не могла допустить чтобы существовал человек без документов и переодически устраивала на него облавы. Но все безрезультатно – поди поймай такого. Жив ли он до сих пор или это его душа бродит в горах неизвестно. Но иногда к туристам выходит заросший человек дикого вида и просит заварки или соль. Есть поверье – увидишь его, можешь собирать вещи и идти домой – пути не будет.

 

Жертвы людоеда

Был в 80-е года в Казахстане страшный серийный убийца и каннибал Николай Джумагалиев (до сих пор содержится в психлечебнице). Несколько раз его ловили, но он постоянно сбегал. Два года он скрывался в горах, находясь главным образом на территории Киргизии, где для пропитания он собирал лекарственные растения, обменивая их на продукты у населения. И говорят что в горах было найдено несколько расчлененных человеческих тел. Души погибших жертв каннибала, до сих пор ходя по нашим горам безуспешно разыскивая свои органы.

 

Царский домик и медвежья тропа

Еще в советские времена высоко в горах был построен охотничий домик для высокопоставленных чиновников. Но  произошло там страшное несчастье, и с тех пор домик пустует. Прокляты его стены, и все, кто переступает порог этого дома, пропадают. Охраняют тот домик  странные существа, похожие на обезьян. Они нападают на тех, кто посмел нарушить покой царских стен. Люди умирают от страха.

Поднимаясь по дороге от "Просвещенца", не сбейтесь с пути! Левее от основной дороги в зарослях кустарников идет узкая тропа, которую называют медвежьей. Ходить по ней опасно!  В прошлом веке в этом месте обитали медведи. Для них здесь было много еды, и народ тогда не теснил зверей. Но однажды охотники набрели на эту тропу. Они увидели медведицу, которая ела малину, а рядом с ней сидел маленький медвежонок. Охотники убили мать, а косолапого детеныша забрали с собой. С тех пор бродит дух матери-медведицы по тропе, ищет детеныша и тех, кто забрал ее медвежонка. Поэтому того, кто рискнул пойти по медвежьей тропе, могут ожидать несчастные случаи. И лучше не искушать судьбу.

 

Монахово ущелье

В Кызыл-Жарском ущелье, среди вечно зеленых елей стоит надмогильный крест в память о мученически погибших здесь монахах – Серафиме и Феогносте. Достоверно известно, что в 1909 году монах Серафим был призван для прохождения службы в город Верный. Но городская суета тяготила монаха, и в свободное от службы время он удалялся в горное урочище Медеу, где им был устроен скит на сопке Мохнатой. После к Серафиму присоединился монах Феогност.
Также из исторических источников известно, что монахи выкопали подземную церковь в урочище Медеу. По словам одной из монахинь, которая оставила письменные воспоминания, вниз вело около 20 ступеней, внутри все было обшито деревом. В подземелье было три отдельные комнаты, везде висели иконы. В подземную церковь приходило много людей, те, что не помещались внутри, молились на поверхности.
После революции некоторые монахи ушли в горы. В подземной церкви места всем не хватало, и стали искать удобное ущелье для строительства более обширного  скита. Монахам приглянулось Аксайское ущелье – тихое и удивительно красивое. Вскоре монахи поставили кельи и вырыли пещеры для молитв. Но и туда добрались красноармейцы и зверски убили монахов.

Так и замерли монахи с четками в руке, стоя на коленях. Но поскольку их тела так и не были преданы земле должным образом, нет им успокоения, и бродят души монахов по ущелью, пугая путников.

 

Родник молодости и жизни

В предгорье Заилийского Алатау течет речка Чемолган. Она берет свое начало высоко в горах. Из ледников вытекают десятки родничков, которые сливаются в один поток и питают реку. Есть легенда, что  один из этих родников – не что иное, как источник вечной жизни и молодости. Выпив воды из этого родника, человек обретет бессмертие и неуязвимость.

Этой легенде в отличие от других несколько веков. По старинному преданию, джунгарский батыр Чемолган получил в бою смертельную рану. Он пытался разыскать родник, начал подниматься в горы со своим войском, но не дошел и умер. А родник жизни так и остался ненайденным и ждет людей.