Тема выпуска электроавтобусов в Казахстане получает неожиданное продолжение. Только что Казнет облетели новости о запуске производства машин «Higer Quazar» в Алматы. Китайский производитель создал СП с казахстанским научным холдингом «Парасат» с долей в 51%, реализовал проект экологически чистого инновационного производства электротранспорта в Казахстане в рамках исполнения инициатив Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Мощность завода – 300 машин в год при работе в одну смену и до 1000 машин, если завод загрузить полностью.
Но интрига закрутилась позднее. Буквально спустя неделю после сообщений о запуске этого производства, собравшего уже две тестовые машины и готового прямо сейчас полностью обеспечить Алматы новыми электроавтобусами, аким города Бауыржан Байбек выступил на первом заседании Совета по привлечению инвесторов и улучшению инвестиционного климата города Алматы, где озвучил… планы аналогичного производства, только с немецкой компанией «Евробас».
«Уже практически договорились с нашим бизнесменом о том, что будут открывать здесь завод по строительству электрических автобусов. Это берлинская компания очень известная. Эти автобусы могут выпускаться в Алматы и в том числе могут ввозиться в Европу. Огромный рынок представляет ЕАЭС – это 180 миллионов человек. То есть мы сейчас этот вопрос обсуждаем. И хотим полностью город поэтапно перевести на электричество», – заявил в частности аким Алматы.
Экологически чистый транспорт – это действительно актуально и очень важно, особенно для таких городов как Алматы. В одной из недавних публикаций эксперты отмечали: распространённое мнение о том, что переход на общественный транспорт якобы однозначно влияет на оздоровление города, тоже не совсем верно. Всё дело в том, какой это транспорт. Исследователи приводят данные, что один автобус с двигателем внутреннего сгорания сжигает на 100 километров пути 53 литра топлива и при 14 часах эксплуатации даёт выхлопов, как 343 легковых автомобиля. Сегодня по улицам Алматы курсирует около 16 000 городских автобусов, треть из которых уже требует замены (их выбросы не позволили бы им получить допуск на работу в европейских городах). Есть критика и в адрес автобусов на газе, поскольку объём выделяемого ими диоксида углерода остаётся таким же, как при использовании бензиновых и дизельных двигателей.
В общем, нужен принципиально новый общественный транспорт – такой, который не засоряет воздух вообще. Когда он заменит тысячи чадящих дизельных автобусов – тогда действительно можно будет вести речь об «оздоровительном экологическом эффекте». И здесь вариант с электроавтобусами безусловно предпочтителен по сравнению с традиционным троллейбусом и трамваем. Ибо они не потребуют такой дорогостоящей и громоздкой инфраструктуры (всех этих проводов, которые надо всё время чинить, менять и т. д.), у них совсем другая скорость, да и других плюсов много.
И вот самое интересное: на наших глазах разворачивается такая негласная конкуренция двух ведущих производителей за право обеспечивать города Казахстана (и конкретно Алматы) электроавтобусами. При этом фишка – в том, что одно такое производство в городе уже готово и запущено, но аким этого почему-то, как бы, не замечает. Он даёт понять, что готов содействовать строительству другого такого же предприятия «с нуля», вкладывать в это деньги, при этом будто бы не в курсе, что другой аналогичный завод в городе уже построен.
Мы, повторимся, не думаем продвигать здесь чьи-то интересы. По нашему мнению, чем больше таких производств будет, тем лучше. Замечательно – пусть наших пассажиров возят и «Хайгер», и «Евробас». Но при этом нас несколько удивило другое: полное игнорирование градоначальником факта наличия в городе готового производства, которое – более того – уже выдвинуло со своей стороны предложения по созданию в Алматы законченной электротехнической инфраструктуры для зарядки транспорта. Выглядело так, что аким вроде бы вообще не в курсе этих предложений.
(фотографии завода «Евробас»)
Вот (вкратце) выдвинутые совместным предприятием «Парасат – Higer Quazar» предложения городу. Они готовы не только полностью за свой счёт построить инфраструктуру, закупить и запустить транспорт. Они даже готовы предоставить возможности для производства европейскому конкуренту, пока его завод не будет построен!
(здесь и ниже - фотографии готовой продукции «Higer Quazar»)
Вот выдержки из официального предложения (цитируем).
«Трамвайное депо, автобусные и троллейбусный парки г. Алматы располагают всей необходимой инфраструктурой и количеством подстанций, а также свободных мощностей электроэнергии для кратчайшего запуска электроавтобусов. Данное положение позволяет совместное или самостоятельное осуществление закупа и монтажа зарядных станций для электроавтобусов.
Компания имеет возможность взять в управление данные объекты с целью реализации полного цикла от подготовки, запуска и дальнейшей эксплуатации электроавтобусов. Принимая во внимание, что трамвайное депо, автобусные и троллейбусный парки находятся в управлении ТОО «Green Bus Company» (Автопарка), ТОО «Higer Quazar» готово рассматривать все варианты сотрудничества, включая выплату компенсаций, не ниже имеющейся прибыли Автопарка, совместное управление проектом, управление только трамвайным парком, выделение в парках стоянки для наших автобусов. Наряду с этим, передачу в лизинг новой компании и закуп автобусов ТОО «Higer Quazar» берет на себя.
В связи с присутствием в г. Алматы иных компаний, продвигающих свои бренды на территории Республики Казахстан, Компания готова продолжать осуществлять сборку электроавтобусов на своей площадке, что позволит избежать потенциальным партнерам г. Алматы таможенных пошлин и НДС, согласно инвестиционному контракту. Принимая во внимание, что объявленный в 2016 году проект Falcon Eurobus находится на начальной стадии, Компания также готова осуществлять сборку автобусов данного проекта на территории предприятия до момента постройки Falcon Eurobus собственного завода».
Не правда ли, заманчивое предложение, причём даже для потенциального конкурента?
И ещё стоит обратить внимание, что тот проект с европейцами, который сегодня продвигает аким города, находится ещё даже не на старте, а лишь на стадии предварительных согласований. Строительство завода даже не начиналось. Тогда как «Хайгер» уже всё построил, уже делает машины и готов хоть завтра выкатить свои электроавтобусы на дороги мегаполиса. Однако почему-то Бауыржан Байбек об этом не в курсе. Либо делает вид, что не в курсе. В общем – не замечает очевидно полезных и выгодных для города предложений, которые, к тому же, сделал не какой-то иностранец или наш частный бизнесмен, а целое совместное предприятие с участием казахстанского инновационного государственного холдинга. И это странно, действительно очень странно выглядит.
И напоследок, так сказать для размышления, некоторые данные о том, что это за производитель такой – «Хайгер».
Higer в цифрах – это:
- №1 в мире по объему производства электроавтобусов
- №2 в мире по общему количеству произведенных автобусов
- 30 стран мира – территория рынка сбыта
- 100 различных моделей автобусов
- 24 000 автобусов выходят с конвейера ежегодно
- 10лет сотрудничества со шведской компанией Scania; качество сборки и внедрение инноваций обеспечено под контролем сотрудников Scania
- 4 года подряд Scania-Higer A90 завоевывал титул «Самый безопасный автобус» на выставке BAAV в Шанхае;
- Основа философии бренда: «Фокус на безопасности и качестве сервиса»