kk
Default banner
Аналитика 
514 постов366 подписчиков
Анализируем обо всем понемногу.
0

«Страна,которая охраняет наш покой»

Центральная Азия является одним из главных приоритетов российской политики в области региональной и национальной безопасности. Сегодня в регионе существуют значительные проблемы, которые определяют российскую политику в области безопасности, потому что большинство проблем в Центральной Азии - это потенциальные угрозы национальной безопасности, экономической стабильности и территориальной целостности России. Очевидно, что собственная национальная безопасность РФ зависит от ее региональной безопасности в ближнем зарубежье.

После распада Советского Союза отношения между Россией и странами Центрально-Азиатского региона были сформированы в результате нескольких политических потрясений, таких как гражданская война в Таджикистане,военная интервенция в Афганистане, "Тюльпановые революции" в Кыргызстане и Андижанские события в Узбекистане. В то же время, регион стал достаточно проблемной территорией, с распространением таких явлений, как экстремизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков и нелегальной иммиграции.

Для обеспечения стабильности в Центральной Азии Россия использует модели двустороннего и многостороннего сотрудничества в области безопасности. Что касается развития двусторонних отношений, то можно сказать, что все государства региона зависят от России. Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) являются наиболее важными моделями сотрудничества на постсоветском пространстве за счет включения государств Центральной Азии не только для стабилизации региона, но и для экономической стабильности.

Россия имеет военные базы в трех государствах: в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. В этой связи, является ли российское военное присутствие в Центральной Азии гарантией для обеспечения региональной безопасности? Возможно ли, что будут какие-нибудь внутренние и внешние конфликтные районы в ближайшем будущем?

Следует понимать, что российские военные базы и политическая ситуация государств Центральной Азии по отношению к региональным проблемам зависит друг от друга. В этой перспективе очевидно, что российские военное присутствие в Центральной Азии имеет большое значение. Критические проблемы безопасности в Центральной Азии требуют, чтобы Россия взяла на себя некоторые двусторонние обязательства для обеспечения децентрализации региона.

Российские военные базы в Центральной Азии расположены в трех странах: Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Их официальный статус перешел в плоскость двусторонних соглашений. Большинство баз было создано в советское время. Республика Казахстан на практике является важнейшим государством для российского военного присутствия в регионе.

Россия имеет семь военных баз в разных регионах страны, что составляет более 11 миллионов гектаров. Одна из них - космодром Байконур - пятый государственный полигон, который является первой в мире космической станцией, созданной в советское время. В соответствии с соглашением, подписанным в 26 декабря 2016 года, Россия будет продолжать использовать его и сотрудничать на Байконуре с Казахстаном до 2050 года. Кроме того, другими военными базами являются 20-я испытательная станция и измерительные пункты ИП-8 и ИП-16, полигон для испытаний противотанковых ракет «Сары-Шаган», радиотехнический центр «Балхаш-
9», летный центр «Чкалов».

В Кыргызстане есть четыре российских военных объекта — авиабаза «Кант», 954-я испытательная база противолодочного вооружения Военно-морского флота РФ (город Каракол, Иссык-Кульская область), 338-й узел дальней связи ВМФ РФ (село Чалдовар, Чуйская область) и 17-я радиосейсмическая лаборатория сейсмической службы МО РФ (город Майлуу-Суу, Джалал-Абадская область). Авиабаза «Кант» пребывает на территории Кыргызстана безвозмездно. Она относится к Коллективным силам быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности.

Таджикистан - третье государство, имеющее военные базы РФ в Центральной Азии. На его территории находится крупнейший российский военный объект за пределами территории России. В соответствии с соглашением, Россия будет использовать базу до 2042 года.

Российское военное присутствие в Туркменистане и Узбекистане отсутствует. Две эти страны придерживаются изоляционистской внешней политики по отношению к России. Они являются членами только одной организации в регионе СНГ. Но, несмотря ни на что эти два государства имеют тесные военно-технические отношения с Россией. Туркменистан и Узбекистан заинтересованы в российской военной продукции для модернизации своих армий. Так, например, Узбекистан проявляет интерес к российским оборонным системам и противотанковым ракетам, Россия играет важную роль в создании нового военно-морского флота Туркменистана.

Есть пять важных моментов, которые следует упомянуть. Во-первых, российское военное присутствие в Центральной Азии теоретически является гарантией собственной безопасности РФ. Во-вторых, российские военные базы в Центральной Азии являются практически гарантией региональной безопасности. Как иллюстрация: в регионе нет очага конфликта. Соглашение об использовании военных баз в трех государствах показывает, что Россия будет играть ведущую роль, по крайней мере, до 2050 года. В-третьих, проблемы региона - это общие угрозы России и государств региона. Сотрудничество по военно-безопасному пониманию России рассматривается как необходимость. Поэтому большое значение имеют многонациональные организации - СНГ и ОДКБ. Россия будет использовать их для расширения новых механизмов, чтобы сохранить свою роль миротворца, гаранта безопасности в регионе. Отношения между Россией и государствами Центральной Азии постоянно показывают, что Россия стремится контролировать не только военно-безопасный уровень, но и экономические, политические и гуманитарные аспекты. В-четвертых, соглашения о базах могут быть расширены за счет включения в них совместных военных мероприятий с Туркменистаном и Узбекистаном. Это связано с тем, что афганский вопрос будет и впредь вызывать тревогу в плане безопасности для региональной стабильности. Поэтому организации многостороннего сотрудничества и общие военные мероприятия являются наиболее значимой частью политики России в области безопасности в Центральной Азии, что благоприятно отразится на безопасности региона.