kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
2

Страдание за решёткой: Восточный Туркестан

В течение нескольких лет правительство Китая проводит крайне радикальную политику в отношении мусульманских меньшинств, потрясшую весь мир. На своей территории, Китай активно преследует и лишает свободы представителей тюркских меньшинств - уйгуров, казахов и др. Эта статья - подробный рассказ о текущих событиях, происходящих в Китае. Вся информация была получена из официальных источников.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

В последние века тюрки вели ожесточённую борьбу за независимость от Китая. Восточно-Туркестанская республика была последним форпостом независимости местных тюркских меньшинств: уйгуров, казахов, кыргызов, татар и др. Но республика просуществовала недолго. Под влиянием китайского и советского вмешательства была целиком уничтожена национальная элита, а затем Освободительная армия Китая взяла регион под свой контроль в 1949 году. Прежде известная как Восточный Туркестан, завоёванная территория стала называться Синьцзян-Уйгурским автономным округом.

Правительство Восточно-Туркестанской Республики

Как изменилась жизнь тюркских мусульман? По данным Encyclopedia Britannica, в своё первое десятилетие Китай проводил относительно мягкую политику в регионе. Китайская администрация затрагивала лишь экономические и политические сферы этого края, не вмешиваясь в жизнь коренного населения. Китайцев было мало, а уйгуры, казахи и другие мусульмане продолжали жить по своим многовековым традициям. Они могли свободно исповедовать Ислам, жить согласно обычаям и говорить на родном языке. Регион даже выиграл от новой администрации: Синьцзян наводнился инвестициями, которые улучшили показатели сельскохозяйственных угодий, сыгравшие «важную роль в стабильности и экономическом развитии региона».

НАЧАЛО НАСИЛИЯ

Но это продолжалось недолго. Радикальная политика Большого Скачка (1958–60) и Культурной Революции (1966–76) погрузила страну в хаос, также затронувший и Синьцзян. Нехватка продовольствия, разрыв китайско-советских отношений и вызванная этим этническая напряженность глубоко подорвали стабильность в регионе. В результате, 1960-е годы ознаменовались массовым исходом казахов и уйгуров в Советский Казахстан.

Культурная Революция: китайская молодёжь штудирует труды Мао

Несмотря на последующий экономический рост, уровень неравенства и бытовой неприязни между тюрками и китайцами, всё больше мигрировавших в Синьцзян, становился всё больше и больше, достигнув своего пика в начале 21 веке. Даже на своей родине уйгуры и другие тюрки постоянно сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте и имеют ограниченный доступ к медицине и образованию.

Нынешняя политика китайского правительства - не что иное, как целенаправленные шаги, ведущие к полномасштабному геноциду.

Уйгурские заключённые

В августе 2018 года мировые правозащитные организации, а также ООН получили сотни сообщений, что более, чем 1,5 миллиона этнических уйгуров и другие мусульманских меньшинств содержатся в воспитательных лагерях особо строго режима. С помощью спутников было обнаружено 28 лагерей, число которых постоянно растет.

План одного из лагерей

ЖИЗНЬ ТЮРКСКОЙ ОБЩИНЫ КИТАЯ

Уйгуры имеют много общего с другими народами Центральной Азии: узбеками, туркменами, казахами и кыргызами. Уйгуры особенно близки к узбекам. Они имеют практически общее происхождение и традиции, говорят на очень близких языках и исповедуют суннитский Ислам. Предки уйгуров создали много великих государств и внесли значительный вклад в мировую историю.

Пожилые уйгуры

Молодой уйгур

Уйгурская девушка

Второй по величине тюркский народ Китая - казахи. В отличие от уйгуров, казахи вели кочевой образ жизни, и их основным ремеслом было скотоводство. Помимо Синьцзян-Уйгурского автономного округа, казахи проживают в Или-Казахском автономном районе. Не смотря на различия, уйгуры и казахи имеют общие тюркские корни, исповедуют Ислам и разговаривают на языках тюркской группы. Казахи - один из ключевых народов в истории Великой Степи.

Казах в национальной одежде

Казашка в национальном костюме

Сейчас повседневная жизнь уйгуров и казахов стала испытательным полигоном радикальной политики КНР. Уже сейчас партия контролирует все аспекты жизни тюрков.

Китайские власти запрещает использование уйгурского и казахского языка, форсируя использование Мандарина – официального языка КНР. Радио «Свободная Азия» сообщает, что «власти одной из ключевых префектур в регионе Синьцзяна издали указ, полностью запрещающий использование уйгурского [и казахского] языка на всех уровнях образования, вплоть до средней школы». Запрещается также говорить на тюркских языках в высших учебных заведениях.

Уйгурские ученики

По словам китайского исследователя Хайян Ма, партия стремится запретить все мусульманские заповеди, такие как чтение намаза, соблюдение халяльной диеты, в том числе табу на распитие алкоголя. Отныне новорождённых нельзя называть мусульманскими именами, а совсем недавно чуть было не разгорелся религиозный конфликт, когда китайские парторги закопали свиную голову во дворе одной из мечетей.

Чтобы следить за жизнью уйгуров, работники партии могут входить и свободно жить в мусульманских домах. Им также разрешается спать в одной постели с уйгурскими женщинами, мужья которых были взяты под стражу...

Китай также активно уничтожает архитектурное наследие тюрков.

Обломки кашгарской мечети

The Guardian сообщает, что в этом году храм Имама Асима пуста, а многие мечети были снесены, включая мечеть Ханика, известная как святыня для суфийских паломников. Уже насчитывается более двух десятков религиозных объектов, которые были частично или полностью разрушены в Синьцзяне с 2016 года. Помимо мечетей, «Китай разрушает уйгурские кладбища, в которых покоились целые поколения уйгурских семей, и от которых теперь остались разбитые могилы и человеческие кости».

ВНУТРИ ЛАГЕРЯ: ПАРТИЙНЫЕ ПРОТОКОЛЫ

Официально власти Китая заявляет, что правительство устанавливает порядок в этом регионе, превратившийся в очаг терроризма, экстремизма и сепаратизма. В действительности же, действия партии являются преступления против человечества, ставшие дежурной нормой правительственной идеологии.

Намедни в прессу попала секретная телеграмма, в которой содержатся правила лагерного распорядка. Секретный документ был утвержден Чжу Хайлунем, заместителем секретаря Коммунистической партии Синьцзяна – одним из самых влиятельных политиков региона. В телеграмме говорится, что администрация должна постоянно контролировать заключенных, запрещая им пользоваться сотовыми телефонами, связываться с внешним миром, свободно передвигаться внутри лагеря и говорить между собой на родном языке. Заключенные должны пробыть лагерях как минимум один год, и в случае какого-либо сопротивления, «управленческие кадры» прибегают к самым жёстким мерам наказания.

Китайские солдаты патрулируют улицы

РАССКАЗЫ ВЫЖИВШИХ

В своей статье, опубликованной в The Guardian, правозащитник Тахир Имин говорит следующее:

Я потерял связь со своей шестилетней дочерью три года назад, когда я уехал из Китая в 2017 году, чтобы учиться в Израиле. Я не могу связаться ни с ней, ни с её матерью, моей женой, которая была вынуждена развестись со мной из-за страха преследования. Я не знаю, где они и что с ними происходит сейчас […] Они приговорили мою мать к 15 годам, а моих троюродных - к 10 годам заключения в отместку за то, что я рассказывал правду. Они также отправили одиннадцать детей нашей семьи в детские дома.

The New York Times рассказывает историю Баймурата, казахского уроженца Синьцзяна. Он работал в администрации Синьцзяна в качестве правительственного чиновника. Его работа заключалась в том, чтобы стоять на контрольно-пропускных пунктах, проверять документы у прибывавших и выявлять людей из черного списка, имевших обычно тюркское происхождение, как и он сам. Быстро выяснилось, что его обязанности по обеспечению безопасности были ничем иным, как настоящей охотой на людей. Баймурат вспоминает, что

...его попросили помочь доставить 600 человек в наручниках в кампус - и он был поражен увиденным.

Баймурат увидел массу измученных людей, одним из которых был его знакомый, которого он едва мог узнать – он выглядел как скелет. Камеры были повсюду, и под риском наказания находились в том числе и сотрудники, выполнявшие работу «без должной улыбки». В конце концов Баймурат переехал на свою историческую родину, Казахстан. И хотя он сожалеет о прошлом, никто не винит его – он не мог знать, чем всё это обернётся.

Родственники жертв репрессий

Даже дети оказались под прицелом китайских репрессий. CNN рассказывает историю уйгурской беженки Михригуль Турсун, чей ребёнок умер в китайском госпитале по нераскрытым причинам.

Михригуль говорит, что

...никто ей так объяснил, почему её ребёнок был госпитализирован. На вопрос, откуда у него шрамы вокруг шеи, ей ответили, что была проведена необходимая операция, дабы ребёнок мог получать пищу.

Пока Михригуль находилась в Синьцзяне, местная администрации забрала её паспорт, заставив задержаться в стране. К счастью, ей удалось забрать двух оставшихся детей и переехать в США.

Даже те уйгуры и казахи, которым посчастливилось избежать задержания, живут в постоянном страхе. Если не родственники, то многие из их знакомых были взяты под стражу. Они избегают давать иностранным журналистам какие-либо комментарии. Те немногие, кто отваживаются, проговаривают одну и ту же фразу: «adem yo’q», означающая, что «все ушли».

БОРЬБА ЗА СВОБОДУ

Уйгуры и другие тюркские меньшинства не остались без помощи. Такие организации, как Всемирный Уйгурский Конгресс, Американская Ассоциация Уйгуров и Уйгурская Молодежь имеют давнюю историю по защите прав уйгуров и других тюркоязычных меньшинств. Один из самых ярких тюркских правозащитников - Рабия Кадыр. Проведя шесть лет в китайской тюрьме, она была выпущена под давлением мировой общественности, после чего перебралась в США, где продолжает свою деятельность, за которую она получила множество наград, и за что она была номинирована на Нобелевскую премию Мира 2006 года. Согласно Encyclopedia Britannica, даже будучи в изгнани, «власти Китая продолжали рассматривать её деятельность как потенциальную угрозу, и она и её соратники подвергались давлению и запугиванию в Соединенных Штатах». В США Кадыр пережила несколько попыток покушения, расследование которых неизбежно приводило к китайскому следу.

Рабия Кадыр

Другая видная фигура движения за туркестанскую независимость – казахский правозащитник Серикжан Билаш. Как сообщает The Diplomat, «лидер казахстанской правозащитной организации «Атажурт» долгое время предоставлял крайне важную информацию о нарушении прав человека в Китае […] Amnesty International и другие правозащитные организации признали его борьбу за права человека «бесценной».

Серикжан Билаш

К сожалению, в марте 2019 года Уголовный кодекс РК объявил его деятельность вне закона, в связи с чем Билаш может быть приговорён к десяти годам лишения свободы.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Хотя уйгуры и другие тюрки не могут оказать большого сопротивления, есть несколько способов что-то изменить: установить связи с правительственными лоббистами и правозащитными группами, повысить осведомленность в мусульманских общинах, писать посты на тему репрессий и делиться ими в социальных сетях.

Несмотря на все испытания, выпавшие тюркам, Китай так и не смог сломить их дух. Слово «тюрк» означает «сильный» и «мощный», и на протяжении всей своей истории тюрки не раз это доказывали.

Сейчас десятки миллионов уйгуров и других тюрков по всему миру твёрдо верят, что ветер перемен придёт на их землю, и знамя независимости вознесётся над их землёй раз и навсегда.

Источники

Fallon, Joseph E. "China's crime against Uyghurs is a form of genocide." Fourth World Journal 18.1 (2019): 76.

Hsieh, Chiao-Min, and Victor C. Falkenheim. “History.” Encyclopædia Britannica, Encyclopædia Britannica, Inc., 9 Aug. 2018, https://www.britannica.com/place/Xinjiang/History.

“Policy Centers - Current Trends in Islamist Ideology - Hudson Institute.” Policy Centers - Current Trends in Islamist Ideology - Hudson Institute, https://www.hudson.org/policycenters/6-current-trends-in-islamist-ideology

Kuo, Lily. “Revealed: New Evidence of China's Mission to Raze the Mosques of Xinjiang.” The Guardian, Guardian News and Media, 7 May 2019, https://www.theguardian.com/world/2019/may/07/revealed-new-evidence-of-chinas-mission-to-raze-the-mosques-of-xinjiang.

Staff, RFA. “Male Chinese 'Relatives' Assigned to Uyghur Homes Co-Sleep With Female 'Hosts'.” Radio Free Asia, Radio Free Asia, 31 Oct. 2019, https://www.rfa.org/english/news/uyghur/cosleeping-10312019160528.htm

“Then and Now: China's Destruction of Uighur Burial Grounds.” The Guardian, Guardian News and Media, 9 Oct. 2019, https://www.theguardian.com/world/2019/oct/09/chinas-destruction-of-uighur-burial-grounds-then-and-now.

Staff, RFA. “China Bans Uyghur Language in Schools in Key Xinjiang Prefecture.” Radio Free Asia, Radio Free Asia, 4 Aug. 2017, https://www.rfa.org/english/news/uyghur/language-07282017143037.html.

Shiel, Fergus. “About the China Cables Investigation.” ICIJ, International Consortium of Investigative Journalists, 26 Nov. 2019, https://www.icij.org/investigations/china-cables/about-the-china-cables-investigation/.

Uighurian, Tahir Imin. “Uighur Children Are Being Separated from Their Families. Guterres Must Denounce China | Tahir Imin Uighurian.” The Guardian, Guardian News and Media, 25 Sept. 2019, https://www.theguardian.com/world/commentisfree/2019/sep/25/china-has-destroyed-uighur-families-including-mine-guterres-must-act.

Ramzy, Austin. “He Needed a Job. China Gave Him One: Locking Up His Fellow Muslims.” The New York Times, The New York Times, 2 Mar. 2019, https://www.nytimes.com/2019/03/02/world/asia/china-muslim-detention-uighur-kazakh.html.

Watson, Ivan, and Ben Westcott. “Uyghur Refugee Tells of Death and Fear inside China's Xinjiang Camps.” CNN, Cable News Network, 21 Jan. 2019, https://www.cnn.com/2019/01/18/asia/uyghur-china-detention-center-intl/index.html.

Bunin, Gene A. “'We're a People Destroyed': Why Uighur Muslims across China Are Living in Fear.” The Guardian, Guardian News and Media, 7 Aug. 2018, https://www.theguardian.com/news/2018/aug/07/why-uighur-muslims-across-china-are-living-in-fear.

The Editors of Encyclopedia Britannica. “Rebiya Kadeer.” Encyclopædia Britannica, Encyclopædia Britannica, Inc., 11 Nov. 2019, https://www.britannica.com/biography/Rebiya-Kadeer.

Balson, Daniel. “Who Will Speak for Serikzhan Bilash? Not Washington.” – The Diplomat, For The Diplomat, 20 May 2019, https://thediplomat.com/2019/05/who-will-speak-for-serikzhan-bilash-not-washington/.